С 28.10.2021г. ПОСЕЩЕНИЕ ДОМА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ QR-КОДА

Уважаемые посетители! В соответствии с Указом мэра Москвы от 21.10.2021 года № 62-УМ с 28.10.2021 года посещение Дома русского зарубежья осуществляется только при наличии документа, удостоверяющего личность, и QR-кода или при наличии ПЦР-теста, полученного не ранее 72 часов до посещения. Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. ВОЗМОЖНО ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ БИЛЕТОВ. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

Открытие в ДРЗ постоянной экспозиции работ Ю.Н.Рейтлингер


20 октября 2021 года в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции великого мастера иконописи Юлии Николаевны Рейтлингер.

Юлия Рейтлингер (1898–1988) большую часть жизни прожила в эмиграции. Дочь крупного правительственного чиновника, она в Крыму во время Гражданской войны потеряла мать и двух сестер и с огромным трудом сумела выбраться за границу.

В Праге, а потом и в Париже стала писать иконы. Огромное значение имело то, что ее духовным отцом был великий русский религиозный мыслитель о. Сергий Булгаков. Также большое влияние оказал знаменитый французский живописец Морис Дени, у которого она училась.

В 1932 году в пригороде Парижа Медоне был выстроен храм Святого Иоанна Воина. Юлия Николаевна, купив на проходившей в Париже международной выставке загрунтованные фанерные щиты, укрепила их на стенах этого храма и расписала библейскими сюжетами. Эти своего рода фрески были необычайно высоко оценены современниками.

После войны Юлия Николаевна переехала из Парижа в Прагу, а в 1955 году вернулась в СССР. Она стала жить в Ташкенте, потом в Москве, но никогда не переставала писать иконы и не теряла своей светлой веры, оставаясь монахиней в миру. В России в ее жизнь вошел новый пастырь — о. Александр Мень, по просьбам которого она создавала иконы для многочисленных прихожан. В творчестве Юлии Николаевны удивительным образом сочетались традиции древней русской иконописи и тенденции западноевропейских мастеров нового времени.

Когда храм в Медоне разрушился, Никита Алексеевич Струве сумел спасти эти щиты с бесценными росписями и с помощью Александра Исаевича и Наталии Дмитриевны Солженицыных переправил их в 2003 году Россию, в Дом русского зарубежья. Эти шедевры прошли реставрацию, и вот сегодня воплотилась мечта Никиты Алексеевича. В Доме русского зарубежья открылась постоянная экспозиция замечательной художницы.

Торжественную церемонию вела хранитель фонда Рейтлингер Наталья Павловна Белевцева, лично знавшая Юлию Николаевну. Она не только была в центре всех реставрационных работ, но и собирала наследие Рейтлингер, которое хранилось у самых разных людей. Именно эти по крупицам собранные реликвии и стали основой одного из залов экспозиции.

Наталья Павловна рассказала о непростой биографии художницы, окончившей жизнь в полной слепоте, и передала слово директору Дома русского зарубежья Виктору Александровичу Москвину. Виктор Александрович вспомнил тех, благодаря кому произведения Рейтлингер сегодня открылись для российской публики: Никиту Алексеевича Струве и Александра Алексеевича Авдеева.

Далее Наталья Павловна Белевцева провела небольшую экскурсию по залам выставки. Первый раскрывает историю жизни художницы. Среди экспонатов выделяется уникальная скатерть-бестиарий, расписанная Рейтлингер. На ней изображен солнечный круг, вокруг которого размещаются силуэты животных, имеющие символическое значение.

Ну а дальше посетителей встречает зал, где можно увидеть шедевр русской живописи ХХ века — уникальные медонские росписи Юлии Николаевны Рейтлингер. Выступавшие на церемонии известные реставраторы и хранители древнерусского наследия Геннадий Попов и Лев Лифшиц еще раз отметили огромное значение сегодняшнего события для культурной жизни России.

Отец Александр Борисов отслужил молебен.

Безусловно, открытие залов Юлии Николаевны Рейтлингер станет более чем значительной вехой в деле освоения нашего великого духовного наследия.

Виктор Леонидов

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок