Открытие выставки «Рим Андрея Белобородова»

Виктор Москвин (директор Дома русского зарубежья им. А. Солженицына), Мария Васильева (ученый секретарь Дома русского зарубежья, куратор проекта)
Даниела Рицци (директор Итальянского института культуры в Москве)
Андрей Шишкин (директор Исследовательского центра Вячеслава Иванова в Риме, куратор проекта)

Ирина Стерлиглова (старший научный сотрудник Государственного института искусствознания)

Виктор Москвин (директор Дома русского зарубежья им. А. Солженицына), Мария Васильева (ученый секретарь Дома русского зарубежья, куратор проекта)
Даниела Рицци (директор Итальянского института культуры в Москве)
Андрей Шишкин (директор Исследовательского центра Вячеслава Иванова в Риме, куратор проекта)

Ирина Стерлиглова (старший научный сотрудник Государственного института искусствознания)

24 ноября 2022 года в Доме русского зарубежья открылась выставка «Рим Андрея Белобородова»  — первая ретроспективная выставка выдающегося архитектора и графика Андрея Яковлевича Белобородова (1886–1965), уехавшего в эмиграцию на вершине своей блистательной петербургской карьеры, востребованного архитектора, творившего в эмиграции в Англии, во Франции, в Нидерландах, в Италии, незаслуженно забытого на своей родине.

Открывая выставку, директор ДРЗ Виктор Москвин напомнил о том, как много итальянских архитекторов работали в России, не перечислить даже самых известных — Кваренги, Растрелли, Росси… И только один русский архитектор, Андрей Белобородов, удостоился чести строить внутри стен исторического центра Рима. Эта выставка, сказал В.А.Москвин, — только начало большого выставочного проекта, на котором Дом русского зарубежья планирует представить в полноте и русский, и итальянский периоды творчества архитектора. «Надеемся, — добавил он, — что ситуация будет меняться в сторону осуществления этого проекта».

В.А.Москвин также зачитал приветствие Чрезвычайного и полномочного посла РФ в Италии С.С.Разова.

Директор Итальянского института культуры, славист, известный специалист по культуре русской эмиграции, творчеству О.Мандельштама, по культурным связям между Италией и Россией Даниела Рицци отметила уникальность события — это «первая выставка Андрея Белобородова, который принадлежал культурной истории России и культурной истории Италии». «Андрей Белобородов, — продолжила она, — прожил в Италии больше тридцати лет, и эта страна стала источником его творчества». Даниела Рицци особо выделила знаменитый итальянский графический цикл архитектора «Великий остров», созданный в 1930-е годы, а также проект «Виллы Сандоз», дворца в палладианском стиле, созданного Белобородовым в 1948–1950 годах. Эта выставка, завершила свою речь Д.Рицци, «указывает нам, в каком направлении возобновить работу, когда это станет возможным: работать над документами в архивах России и Италии, показывать произведения итальянских художников, которые есть в том числе в провинциальных музеях России и работы русских художников в музеях Италии». Европейская культура, считает она, не может потерять ни одной своей составляющей и должна изучаться как в своем единстве, так и в уникальности каждой отдельной части.

Куратор выставки, ученый секретарь Дома русского зарубежья Мария Васильева, продолжила рассказ Даниэлы Рицци о выдающихся работах Андрея Белобородова и выделила и произведения, созданные в дореволюционной России, такие как Кабинет Его Императорского Величества в Аничковом дворце, оформление журнала «Аполлон» и книг А.Ахматовой, и работы периода эмиграции, особенно «Великий остров» (Grande Isola): «Художник создает фантазийные циклы в стиле каприччо — разрушенные, затопленные города. И при этом это светлые образы». Философия Андрея Белобородова, считает Мария Васильева, сейчас очень актуальна, и время его в России наконец пришло.

Далее участники вечера увидели онлайн-приветствие соорганизатора выставки, директора Исследовательского центра Вяч.Иванова в Риме Андрея Шишкина. Андрей Борисович привел цитату из критической статьи князя С.Волконского, замечательно характеризующую творчество архитектора: «Отрешившись от своей эпохи, он вышел из времени», и рассказал о тех людях, благодаря которым сохранилось наследие Андрея Белобородова и эта выставка могла состояться: прежде всего, о друге архитектора, сыне Вяч.Иванова Дмитрии Иванове. После войны, рассказал он, Андрей Белобородов стал менее известен и к началу 1960-х годов потерял все свои сбережения. Тогда он и завещал семье Вячеслава Иванова заниматься его наследием.

Искусствовед, ведущий научный сотрудник Музеев Московского Кремля, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания Ирина Стерлигова работала с архивом Андрея Белобородова в Центре Вяч. Иванова и составила его описание. «Белобородов — выдающийся продолжатель петербургской школы ксилографии. Это ремесло трудоемкое и внутренне насыщенное», — сказала она. И еще отметила, что в работах художника нет человека, единственный человек — это зритель. Искусствовед выразила надежду, что в скором времени будут изданы интереснейшие мемуары архитектора, и тоже подтвердила общее мнение, что сегодняшнее явление творчества Андрея Белобородова в России не случайно.

Мы искренне благодарим всех, кто принимал участие в создании выставки: куратора выставки Марию Васильеву, директора Центра Вячеслава Иванова в Риме Андрея Шишкина, благодаря инициативе и энергии которого во многом состоялся этот проект, коллекционера Александра Соболева, предоставившего работы архитектора из личного собрания, искусствоведа Ивана Чечота, художника выставки Елену Потапову, сотрудников экспозиционно-выставочного отдела ДРЗ Лидию Топельберг и Дарью Левину, — и приглашаем погрузиться в удивительный мир графических работ Андрея Белобородова, где стирается граница между реальными образами Вечного города и его видениями, созданными одним из лучших представителей русского палладианства.

Светлана Дубровина

Фото С.Бессмертного и И.Крекниной

Приветственное слово С.Разова [pdf]

Посмотреть это видео можно также на нашем канале в Rutube

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок