27 апреля 2025 года в ДРЗ при поддержке Фонда наследия русского зарубежья прошел вечер, приуроченный к 155-летию А.И.Куприна.
Куприн — писатель из «вечных спутников», сопровождающих нас с самого детства, с юности. Сюжет у Куприна развивается стремительно, герои не выдуманные, они приходят прямо с улицы, из леса или с моря — сильные, добрые, смелые, грубые и нежные.
И сам Куприн — колоритнейшая личность русской литературы. Он будто черпает жизнь огромной ложкой — что за наваристая, густая, кипящая жизнь! Запахи, звуки, краски — все свежее, яркое, подлинное. Куприн — настоящий, в его героев веришь безусловно. Но больше всего веришь тому, как Александр Куприн пишет о любви.
Куприн — реалист и одновременно большой выдумщик и увлекательный рассказчик. Его много и охотно экранизировали, он не сходит с театральных подмостков. Мы решили вспомнить о Куприне — человеке и писателе — в год его 155-летия и не прогадали. Посвященный Куприну вечер собрал полный зал, радовавшийся и переживавший вместе с теми, кто был на сцене.
Вечер состоял из двух частей. Сначала Татьяна Марченко — доктор филологических наук, заведующая отделом культуры российского зарубежья ДРЗ — рассказала о жизненном пути Александра Ивановича Куприна (1870–1938) и о его творческом наследии. Особенно важным было разобраться, как и почему А.И.Куприн оказался в эмиграции и как и почему он оттуда вернулся. Надо отметить, что для целостной и честной натуры Куприна «свирепая бедность» эмиграции и полная дрязг и интриг литературная атмосфера были невыносимы. Единственное, что утешало его — это Париж, с его улицами и домами, музеями, парками, уличными детьми и рабочими. Татьяна Марченко коснулась немногих сочинений писателя, но постаралась показать их на широком фоне русской литературы от Толстого и Горького до Тэффи и Бунина. На взаимоотношениях с нобелевским лауреатом, к энтузиазму собравшихся, был сделан особый упор; прозвучали отрывки из писем, мемуаров и… знаменитой пародии: а ведь Бунин Куприну «бессонной потатуйки» простить так и не смог.
Во втором отделении зрители познакомились со спектаклем «Поединок» театральной труппы «Сначала театр — с начала театр». Повесть «подпоручика запаса» Куприна, написанная в 1904 году, противоречива, полна негатива, направленного на армейскую службу, краски в ней сгущены до самых черных, антивоенный пафос звучит провокационно… но в сценическом воплощении повести оказалось столько нежных, трогательных моментов, столько искренности, беззащитности и отваги было в героях, что спектакль прозвучал пронзительно и современно. Режиссеру Екатерине Королевой удалось раскрыть главное у Куприна — любовь: к человеку, к России, к божьему миру и — к свободе. Сценография была превосходна, а концертный зал Дома русского зарубежья вновь подтвердил свое соответствие самым высоким театральным стандартам. Зал аплодировал актерам стоя, особенно выделив Максима Метельникова в роли подпоручика Ромашова и Ивана Валькова — рядового Хлебникова.
В тот вечер в зале были люди самых разных профессий — к нам подходили адвокат, врач, бухгалтер, инженер, преподаватели, музыканты, журналисты, поэты, было много молодежи. Воскресенье на вторую неделю после Пасхи называется Антипасхой — воспоминание второго явления воскресшего Христа апостолам, это день обновления, день нового рождения. И как отрадно, что именно в такой день в Доме русского зарубежья прозвучало слово о Куприне и слово Куприна и объединило собравшихся. Как в процитированном Татьяной Марченко финале «Гранатового браслета»: «Вот она идет, все усмиряющая смерть, а я говорю — слава Тебе!.. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь… Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Словно мы были виноваты в забвении Куприна, но вспомнили его, и он утешает нас, как свою героиню — последним напутствием в повести: «Все хорошо».
«Есть люди, которые утверждают, что и без родины можно или что родина там, где ты счастлив… Мне нельзя без России», — уверял Александр Иванович Куприн. Нельзя и России без «чистого сердцем» писателя Куприна.
Т.В.Марченко