К открытию в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына выставки Давида Бурлюка издан альбом-каталог живописи и графики художника из собраний Башкирского государственного художественного музея им. М.В.Нестерова и Национального музея Республики Башкортостан (автор-составитель С.В.Игнатенко. Уфа: Белая река, 2025).
Давид Давидович Бурлюк (1882–1967) был одним из самых ярких российских художников ХХ века. Его часто называют «Отцом русского авангарда». Футурист, друг Маяковского, ниспровергатель классических традиций, он в то же время продолжал во многих своих работах давние тенденции изобразительного искусства России.
Жизнь его сложилась так, что большую ее часть он провел за пределами родины, в США. Но издавал журналы, где приветствовался СССР, а когда стало возможным, дважды посетил Советский Союз. И мечтал о выставке в Москве.
И вот его мечты сбылись. В Доме русского зарубежья проходит экспозиция «Давид Бурлюк. Возвращение». Ряд работ на ней впервые предстала перед москвичами, потому что все они предоставлены башкирскими музеями — Башкирским государственным художественным музеем им. М.В.Нестерова и Национальным музеем Республики Башкортостан.
Все дело в том, что во время Первой мировой войны Бурлюк несколько лет провел под Уфой, в деревне, где отец его жены служил управляющим. Благодаря этому много работ мастера оказалось в центральных музеях Башкирии.
Башкирские степи, неповторимый колорит этого замечательного края, местные деревни и их жители вдохновили художника на создание множества картин, часть которых представлена на экспозиции, причем многие произведения стали настоящим открытием для любителей прекрасного.
Уфимское издательство «Белая река» выпустило к выставке большой альбом-каталог «Давид Бурлюк. Возвращение», главным составителем и автором которого стала куратор выставки, известный искусствовед Светлана Игнатенко. Ее статьи в альбоме посвящены жизни и работе Бурлюка на башкирской земле, а также истории создания больших собраний произведений мастера в Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова и Национальном музее Республики Башкортостан. И еще прибавьте к этому хронику жизни Давида Давидовича, а также биографический словарь персоналий тех, кто сыграл важную роль в его судьбе.
Мы можем проследить непростой путь мастера, его жизнь в 1915–1918 годах на станции Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги, трудную дорогу в Японию, а потом в США, где он как мог продолжал служить своей родине. Уверен, с интересом будут читаться строки о том, как непросто шло возвращение Бурлюка в отечественное духовное пространство и через сколько препятствий пришлось пройти, чтобы этот яркий и могучий талант зазвучал в полную силу на небосклоне российского искусства.
Слишком многое слилось в этом удивительном человеке, потомке запорожских казаков. И яростный проповедник разрушения традиционных подходов, и хранитель традиций оставленной страны, он был и футуристом, и реалистом, — как только его не называли историки искусств. Но ясно одно — художник мощнейшего таланта сыграл огромную роль в истории русской и мировой культуры. И значительную часть своих произведений он сотворил и оставил на башкирской земле. Благодарим музеи этой республики за предоставленные сокровища!
Виктор Леонидов
