Я думаю, при этом сообщении многие дирижеры и музыковеды всего мира вздрогнут. Еще бы! Обнаружен неизвестный машинописный экземпляр либретто 1-й редакции оперы Сергея Прокофьева «Огненный ангел». Открытие сделала специалистка по изучению творчества композитора Елена Кривцова. Отыскала она этот автограф в архиве Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына, в фонде друга Прокофьева журналиста Бориса Демчинского. Именно ему Сергей Сергеевич доверял свои наиболее сокровенные мысли в письмах из-за границы, в том числе и делился разными вариантами работы над «Огненным ангелом» – мистическим произведением, которое так и не увидел на сцене при жизни.
Обо всем этом и очень многом другом вы сможете прочесть в очередном выпуске «Ежегодника Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына. 2021–2022». Этот большой 640-страничный том, сборник исследовательских статей и публикаций, как и предыдущие, посвящен необозримому наследию русской эмиграции ХХ века.
В 2020-м исполнилось 150 лет со дня рождения Ивана Бунина. Юбилей этот пришелся на самый разгар пандемии, однако Дом русского зарубежья сумел его провести более чем достойно. Под руководством Татьяны Марченко и Светланы Романовой в ДРЗ состоялась выставка «Бунин. Эмиграция. Творчество», был проведен международный научный форум «Классик и современник». Обо всем этом Татьяна Марченко и рассказывает на страницах «Ежегодника». Великому мастеру прозы отданы и другие статьи, в том числе интереснейшее исследование Павла Трибунского о том, как автографы Бунина оказались в Праге, в Русском культурно-историческом музее.
Как было и в предыдущих томах, значительное место материалов занимает Королевство сербов, хорватов и словенцев, впоследствии ставшее Югославией. Эта страна приняла в начале 20-х годов десятки тысяч беженцев, покинувших Россию после революции и Гражданской войны. Одним из самых известных исследователей русского присутствия на земле Сербии и других балканских стран стал Алексей Арсеньев. Родившийся в семье эмигрантов, Алексей Борисович собрал большую базу данных о жизни наших соотечественников на Балканах, написал много статей и книг. И почти ни одно издание или даже семинар, посвященный русским изгнанникам в Сербии, Хорватии или Македонии, никогда не обходится без его участия. Этому человеку, и поныне живущему в городе Нови Сад, также отдан ряд страниц сборника.
Своего рода русским символом на Балканах стала в 20–30-е годы прошлого века певица Ольга Янчевецкая. Ее исполнение романсов буквально завораживало слушателей. Иван Просветов представляет еще одну находку – дневники этой женщины. Перед нами разворачивается полотно жизни русской артистки в Белграде, но особенно поразительны те страницы, где Ольга Петровна воссоздает картины эвакуации из Крыма в 1920 году на забитых беженцами кораблях.
Можно долго перечислять материалы этого интереснейшего издания. Здесь и возвращение наследия замечательного художника Михаила Хрисогонова, закончившего свой долгий век в Венесуэле. Материал этот подготовил потомок мастера Виктор Шульгин. Тех, кто интересуется историей царской фамилии, наверняка привлекут письма великого князя Александра Михайловича – Сандро, как его называли близкие. Публикация увидела свет благодаря Ксении Сац. О погостах русских, упокоившихся в Тунисе, рассказывают Светлана Бешанова и Елена Ельцова. Дневники замечательного богослова Владимира Ильина публикует Олег Ермишин.
автор Виктор Леонидов