Фонд 111. Гашурова (Левицкая) Вероника Дмитриевна (р. 18 апреля 1932) – художник, график

Каталожный номер: 0111

Ф. 111, оп. 1, 65 ед. хр.; 1935 – 2021

Гашурова (Левицкая) Вероника Дмитриевна родилась в Киеве 18 апреля 1932 г. в семье актрисы Киевского государственного театра русской драмы им. Леси Украинки Тамары Алексеевны Левицкой (Семеновой) и крупного киевского инженера Дмитрия Федоровича Левицкого.

При отступлении из Киева в 1943 году немцы вывезли с собой семью Левицких, так как отец В.Д. Гашуровой был крупным инженером-теплотехником. После окончания войны в 1945 году Вероника Левицкая (Гашурова) вместе с родителями попала в лагеря для перемещенных лиц - Ди-Пи сначала в Кемптен, затем в Фюссен, и наконец, в Шляйсхайм (Schleißheim) под Мюнхеном в Баварии. Порядка 2000 русских Ди-Пи из лагеря в Кемптене были перемещены, т.к. лагерное помещение, где он располагался, было возвращено средней школе. Такая же судьба постигла и лагерь Фюссен, который был размещен в казарме альпийских стрелков. После его расформирования в августе 1946 г. все оставшиеся русские Ди-Пи были организованно вывезены на грузовиках в лагерь Шляйсхайм.

Лагерь Шляйсхайм находился в 13 км от центра Мюнхена и был организован на месте бывшего учебного комплекса Военно-летной школы Люфтваффе при военном аэродроме Шляйсхайм, где уже имелась вся необходимая инфраструктура для размещения большого количества человек: оборудованные жилищные бараки, бани, кухня, медицинский центр, радио. Численность лагеря Шляйсхайм на протяжении семи лет его существования не превышала максимальной границы 5 000 тысячи человек. Бавария и соответственно Шляйсхайм вошли в состав американской зоны оккупации Германии и в зону ее ответственности. Именно там большинство русских людей стремились зарегистрироваться в лагерях Ди-Пи. Юридический статус Ди-Пи давал преимущества бесплатного обеспечения жильем в лагерях Ди-Пи, питанием, снабжением медикаментами и одеждой.            Созданием лагерей для беженцев и перемещенных лиц и обеспечением их питанием и предметами первой необходимости занималась созданная при Организации Объединенных Наций УНРРА (UNRRA, United Nations Relief and Rehabilitation Administration), c 1 июля 1947 года ее сменила ИРО (IRO, International Refugee Organization).

Помощь УНРРА и ИРО, а также энтузиазм учителей, священников, инженеров и журналистов, оказавшихся в лагере Шляйсхайм, позволили наладить там работу местной гимназии (Русской реальной высшей школы), в которой училась Вероника Гашурова, народного театра, которым заведовала ее мать – Тамара Левицкая. Там работали - садик, радиоцентр, две православных церкви, театр, кино, библиотека, медицинская амбулатория, спортивные площадки, магазины. В лагере Шляйсхайм были созданы детские и юношеские организации разведчиков (ОРЮР), Русских соколов, Русского студенческого христианского движения (РСХД), Народно-Трудового Союза (НТС) и устраивались традиционные пасхальные и рождественские лагерные праздники. Кроме того, в лагере очень малыми тиражами и на ротаторе печатались открытки, различные бюллетени и листовки, издавались учебники и сборники поэтов.

Вероника Левицкая (Гашурова) вспоминала, что в лагере Шляйсхайм было три улицы, которым были даны шуточные названия: Гороховая, на которой располагалась кухня (кормили в лагере преимущественно именно им), Sortirstrasse с соответствующими заведениями и Церковная, на которой, естественно, стояла церковь - Свято-Михайловская, при которой было два архиерейских хора. Вероника Левицкая (Гашурова) в лагере Шляйсхайм впервые вышла на сцену, принимая участие во всех театральных постановках, которые ставила ее мать – Т.А. Левицкая.

В период 1948 – 1953 гг. началась программа по переселению русских Ди-Пи в другие страны по рабочей квоте. В 1949 году семья Левицких получила возможность эмигрировать в Соединенные Штаты, став частью второй волны эмиграции.

Вероника Левицкая (Гашурова) вместе с родителями прибыла в США в сентябре 1949 г. Она принимала самое живое участие в деятельности Театра русско-американской молодежи (ТРАМ) за весь период его деятельности в 1968-1980 гг. – была чтицей, создавала театральные декорации, оформляла программки-приглашения.

В 1954 г. В.Д. Гашурова окончила в Нью-Йорке отделение Института Пратт (Pratt Institute) - Высшую художественную школу. Еще будучи студенткой, она в 1952 году вышла замуж за физико-химика Глеба Вячеславовича Гашурова. К этому времени и её отец нашел работу, соответствующую его квалификации. В результате они вместе смогли купить хороший большой дом неподалеку от Нью-Йорка, в котором Вероника живет и по сей день вместе со своими детьми Ириной и Андреем.

В.Д. Гашурова много лет работала в американской компании дизайнером по текстилю. В 1989 г. она поступила в художественную школу при Нью-Йоркской Национальной академии искусств (National Academy School of Fine Arts). По ее словам, в наибольшей степени на ее мироощущение и художественную манеру повлияла учеба у С.Л. Голлербаха.

В 1980-1990-е В.Д. Гашурова стала рисовать открытки, преимущественно рождественские и поздравительные. Среди заказчиков открыток были Конгресс русских американцев и Метрополитен опера. В 1988 г. она создала цикл открыток с православной символикой для британского общества «Помощь русским христианам», в 1992 г. - пожертвовала рисунки для поздравительных открыток Детскому фонду ООН «UNICEF».

В 1990–2000-е она создала множество живописных портретов, натюрмортов и пейзажей, а также композиции в абстрактной манере.

В 2000-е годы В.Д. Гашурова работала над портретами для словаря «Русские в Америке», частично эти рисунки и другие работы В.Д. Гашуровой были опубликованы в литературном альманахе «Встречи» в США. В 2003 г. В.Д. Гашурова передала в Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых в Екатеринбурге, построенного на месте расстрела царской семьи, три своих работы.

Вероника Гашурова мастерски и эмоционально работает в разных жанрах. При это следует подчеркнуть, что В.Д. Гашурова является единственным художником второй волны эмиграции в США, плодотворно работающим над созданием и продвижением русской открытки за пределами России. Одной из её излюбленных тем, где она особенно успешно трудилась и трудится по сей день, являются Рождественские и Пасхальные поздравительные открытки, и почтовые карточки. В 2009 г. в Санкт-Петербурге был издан комплект из двенадцати открыток В. Гашуровой в издательстве «Сад искусств». Кроме того, она создала множество открыток на русскую тематику, включая целые комплекты, посвященные А.С. Пушкину, видам Санкт-Петербурга, С.А. Есенину (после поездки в Рязань и Константиново в 2015 г.), русским народным сказкам. В журнале «ЖУК» (журнал любителей открыток) за 2014 г. был опубликован обширный иллюстрированный каталог открыток В.Д. Гашуровой из коллекции М.Е. Юппа, подготовленный Р.В. Полчаниновым. Данный каталог насчитывается 80 изданий, включая открыточные наборы.

В.Д. Гашурова участвовала во многих художественных выставках в Нью-Йорке и в шт. Нью-Джерси, а также в России. В 1995 г. за «Портрет мужчины с книгой» (1994) она получила приз Художественного клуба Кэтрин Лориллард Вольф (Catharine Lorillard Wolfe Art Club).

Живописные полотна В.Д. Гашуровой всегда наполненные живым и ярким цветом, неоднократно выставлялись в престижных галереях Америки и России:

- Линкольн-центр (Lincoln Center), Нью-Йорк (1989, 1990, 1991, 1992);

- выставка в зале Синода РПЦЗ (1989);

- Asian Women’s Center (2000);

- National Academy of Design School of Fine Arts (1989, 1990, 1991, 1992)

- Audubon Artists (1993)

- Catherine Lorillard Wolfe Art Club (1994)

- “YB1” (“Why Be One”) (1995, 1996)

- Virginia Barrett Gallery (1996-2008)

- Art Student’s League (2006-2007)

- галерея Третьякова, Санкт-Петербург (2008-2010)

- Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, Москва - декабрь 2010 выставка «Новый свет». Американские художники российского происхождения в музейном собрании ДРЗ», ноябрь 2011 – январь 2012 - персональная выставка «Странник цвета», март 2015 – выставка «Новый свет» в Рязанском областном художественном музее имени И.П. Пожалостина.

Многие работы В.Д. Гашуровой находятся в музеях, картинных галереях, церквях и частных собраниях Америки, России и Украины:

- художественный музей Дж.В. Циммерли (Zimmerli Art Museum) при Ратгерском университете в г. Нью-Брансвик;

- Храм-Памятник на Крови во имя Всех Святых, в Земле российской Просиявших, Екатеринбург;

- Artistic Appetite Gallery;

- Virginia Barrett Gallery;

- Киевский русский драматический театр;

- Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, Москва.

В одном из своих недавних интервью, говоря о своем отношении к России и Америке, Вероника Гашурова призналась: «Я хотела бы жить и там, и здесь, выбрав все хорошее из двух миров».

При НТО документов фонда № 111 был также сформирован фонд № 347 «Театр русско-американской молодежи (ТРАМ)».

Оп. 1.

В разделе «Материалы к биографии» представлены сертификаты и табель успеваемости Вероники Левицкой в гимназии (Русской реальной высшей школе) в лагере Шляйсхайм, выданные УНРРА, ее воспоминания об учителях гимназии.

Раздел «Материалы о В.Д. Гашуровой» представлен статьями В. Сандлера, В. Третьякова, Р. Полчанинова и М. Юппа, а также вырезками из СМИ о творчестве В.Д. Гашуровой.

В разделе «Письма» находятся письма самой В.Д. Гашуровой, направленные в адрес ДРЗ, письма и благодарность Детского фонда ООН «UNICEF», телефонограмма С.Л. Голлербаха.

В разделе архивной описи «Художественные работы В.Д. Гашуровой» представлены репродукции картин и рисунков В.Д. Гашуровой за 1950-е – 2000-е годы.

В разделе «Открытки В.Д. Гашуровой» находятся дублетные экземпляры открыток и почтовых карточек художника.

В разделе «Фотографии» отложились фотографии самой В.Д. Гашуровой, ее пребывания в лагерях Ди-Пи в Фюссене и Шляйсхайме, участия в различных театральных постановках Театра русско-американской молодежи (ТРАМ), фотографии ее родителей и детей, а также фотографии прот. Федора Шевцова, А.Д. и Е.Д. Тумковских за период с 1940 по 2008 гг. Определенный интерес представляет фотография бала русских кадет в Americana Hotel (США, Нью-Йорк) за 25 ноября 1971 г.

В разделе «Документы членов семьи» отложились документы родителей В.Д. Гашуровой – Д.Ф. и Т.А. Левицких: воспоминания, некрологи, фотографии.

Раздел «Материалы, отложившиеся в фонде» представлен статьями друга В.Д. Гашурова – В. Сандлера о русском зарубежье и др.

Фонд № 111, а также ее художественная коллекция поступили в ДРЗ из США от В.Д. Гашуровой 27 декабря 2007 г., 13 марта 2008 г., 29 ноября 2010 г., 9 декабря 2010 г., 1 декабря 2011 г., 26 сентября 2012 г., 26 апреля 2013 г., 2 октября 2013 г., 16 мая 2022 г., 02 ноября 2022 г.

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок