Каталожный номер: 0294
Ф. 294, оп. 1-2, 240 ед. хр., 1902-2018
Каталожный номер: 0294
Ф. 294, оп. 1-2, 240 ед. хр., 1902-2018
Игорь Иванович Сикорский, авиаконструктор, ученый, изобретатель, философ, создатель первых в мире четырехмоторного самолета «Русский витязь» (1913), тяжелого четырехмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец» (1914), трансатлантического гидроплана, серийного вертолета одновинтовой схемы (США), родился 25 мая 1889 года в Киеве. Он был вторым сыном и пятым (самым младшим) ребенком в семье известного психиатра, профессора кафедры душевных и нервных болезней Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского (1842–1919) и Марии Стефановны Сикорской, урожденной Темрюк-Черкасовой. Мария Стефановна привила мален-кому Игорю любовь к музыке, литературе и искусству, от нее узнал он и о проектах летательных аппаратов Леонардо да Винчи.
Игорь Иванович начал учиться в 1-й Киевской гимназии, но вскоре решил пойти по стопам старшего брата и поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Однако с каждым годом он все яснее осознавал свое истинное призвание. По окончании общеобразовательных классов он покидает корпус с целью поступить в высшее техническое заведение и стать инженером. Но шел 1906 год, российские учебные заведения переживали последствия революционных событий и фактически не работали. Чтобы не терять времени, молодой Сикорский уезжает учиться в Париж, в Техническую школу Дювиньо де Ла-но. Через год он возвращается и поступает в Киевский политехнический институт. Но его так захватывает идея построить летательный аппарат, что он забывает об учебе. Диплом инженера Honoris Causa он получает лишь в 1914 г. в Петербургском политехническом институте за создание многомоторных воздушных кораблей.
Как и многие другие пионеры авиации, Сикорский начинал с летающих моделей. Первую свою модель он построил еще в двенадцатилетнем возрасте. Это был вертолет — его уже тогда заинтересовали вертикально взлетающие аппараты. А в июле 1909 г. во дворе своего киевского дома двадцатилетний студент завершает сборку первого в России вертолета, доведенного до стадии испытаний. Однако подъемная сила его была еще недостаточна. Ранней весной следующего года Сикорский строит по той же схеме второй вертолет, который оказался способен поднимать свой вес. Одновременно Сикорский удачно экспериментирует с аэросанями собственной конструкции. На них, как и на вертолетах, он учится проектировать и строить воздушные винты, а затем направляет всю свою энергию на создание более перспективных в то время машин — самолетов. Успех пришел, когда весной 1911 г. был построен пятый самолет Сикорского — С-5, который превосходил предшествующие по размерам, мощности и надежности силовой установки. На этом биплане Сикорский сдал экзамен на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, совершил показательные полеты и даже покатал пассажиров. В том же 1911 г. Сикорский разработал свой шестой самолет (С-6) с более мощным двигателем и трехместной кабиной. На нем он установил мировой рекорд скорости в полете с двумя пассажирами. Модернизированный самолет С-6А заслужил Большую золотую медаль Московской воздухоплавательной выставки в апреле 1912 г. С 1912 по 1917 год Сикорский работал главным конструктором в отделе Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге. В 1912–1914 годах создал самолеты «Русский витязь» и «Илья Муромец», положившие начало многомоторной авиации. До 1917 года было выпущено более 90 самолетов типа «Илья Муромец».
После Октябрьской революции в начале 1918 года один из бывших коллег, работавший на большевиков, предупредил Сикорского: «Положение очень опасное. Я видел приказ о вашем расстреле». По словам Сергея, старшего сына Сикорского, Игорь Иванович представлял для большевиков двойную опасность: как друг царя и как очень популярный человек. Сам Николай II приезжал на аэродром в Царское Село посмотреть, как летает молодой русский летчик. Игорь Иванович воспринял опасность всерьез и 18 февраля выехал из России в Париж, откуда в марте 1919 года эмигрировал в США, поселился в Нью-Йорке, первое время зарабатывал преподаванием математики. В 1923 году он основал авиационную фирму «Sikorsky Aero-Engineering Corporation», где занял должность президента. Начало его деятельности в США было весьма непростым. Так, выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов лично участвовал в его предприятии, занимая должность вице-президента, и, чтобы спасти фирму Сикорского от разорения, прислал чек на 5000 долларов. В 1929 году, когда финансовое состояние фирмы улучшилось, Сикорский вернул эти деньги Рахманинову с процентами.
Первый построенный в эмиграции самолет Сикорского S-29 был собран в 1924 г. в помещении курятника, принадлежавшего одному из основоположников русской корабельной авиации В.В. Утгофу. Этот двухмоторный биплан стал самым крупным в Америке и одним из лучших в своем классе. Он сразу получил мировую известность, что послужило неприятным сюрпризом для большевиков, не ожидавших нового успеха от ненавистного им «царского крестника и черносотенца». «Авиационная белогвардейщина» — так отозвалась советская пресса на сообщения о возникновении в США «русской фирмы».
Для развития фирмы требовалось создать машину, пользующуюся широким спросом. Ею стала десятиместная двухмоторная амфибия. Газеты писали, что амфибия S-38 «произвела переворот в авиации», что она летала, приземлялась и приводнялась там, «где раньше бывали только индейские пироги да лодки охотников». О надежности и безопасности амфибии ходили легенды. Фирма Сикорского, переименованная в «Сикорский Авиэйшн Корпорейшн», получила очень много заказов и перебралась из Лонг-Айленда, где арендовала помещения, на собственный завод в Стратфорде, близ Бриджпорта (штат Коннектикут). «Сикорский Авиэйшн» быстро набирала силу, увеличивался ее штат. Основной ее творческий костяк по-прежнему составляли эмигранты из России. Здесь нашли работу и получили специальность многие выходцы из бывшей Российской империи.
На амфибиях и «летающих лодках» Сикорского произошло становление всемирно известной авиакомпании «Пан Америкэн», которая заказала авиаконструктору многомоторные пассажирские авиалайнеры, предназначенные для регулярных трансокеанских перевозок. Первая «летающая лодка» S-42 поступила в 1934 г. на пассажирскую линию, связывающую оба материка Америки, вторая в 1935 г. открыла рейсы через Тихий Океан. В 1937 г. на серийных самолетах этого типа начались и первые пассажирские перевозки через Атлантику.
В 1938 г. Сикорский приступил к разработке принципиально нового и в то время еще никому не ведомого летательного аппарата — вертолета. После двух лет напряженных испытаний и доводки экспериментального аппарата, в 1942 г., был создан опытный двухместный вертолет S-47 (R-4), поступивший вскоре в серийное производство. Он был единственным вертолетом стран антигитлеровской коалиции, применявшимся на фронтах Второй мировой войны. Со временем появились более совершенные легкие вертолеты Сикорского. Особенно большой успех выпал на долю послевоенного S-51. Он широко применялся во многих государствах как в боевых, так и гражданских целях, выдержал напряженную конкуренцию с летательными аппаратами других вертолетостроительных фирм. Особенно отличился этот вертолет в операциях по спасению человеческих жизней. Именно такое назначение Сикорский считал главным для вертолета. Но наибольший успех ждал Сикорского на поприще создания тяжелых машин. S-58, самый лучший вертолет, созданный Сикорским, поднялся в воздух в 1954 г. Он строился рядом стран, и многие его экземпляры эксплуатируются до настоящего времени. В 1958 г., когда серийное производство этого вертолета достигло своего пика — 400 машин в год, Сикорский вышел на пенсию, сохранив за собой должность советника фирмы.
В эмиграции Сикорский возглавлял толстовское и пушкинское общества, занимался философией и богословием, принимал участие в деятельности монархического движения и был видным благотворителем. Он сохранял верность Православию, и на его средства была построена Николаевская церковь в г. Стратфорде (штат Коннектикут), прихожанином которой он был до конца своих дней. Игорь Иванович – автор текстов на богословские, философские, политические темы, многие из которых были опубликованы. Писал он в основном по-английски.
В Российской империи Сикорский был недолго женат на Ольге Федоровне Симкович. Они развелись, и Ольга осталась в России с дочерью Таней. В 1923 году сестры Сикорского иммигрировали в США, привезя с собой шестилетнюю Таню. В США в 1924 году Сикорский женился на Елизавете Алексеевне Семеновой (1903–1995). У Сикорских было четверо сыновей: Сергей, Николай, Игорь (младший) и Георгий.
Сикорский умер 26 октября 1972 года и был похоронен в городке Истон, штат Коннектикут. За свою жизнь он был удостоен множества почетных званий и наград, но главная его награда — это благодарность людей, широко использующих созданные им машины. И среди этих благодарных людей — президенты Соединенных Штатов, которые, начиная с Дуайта Эйзенхауэра, летают на вертолетах с надписью «Sikorsky» на борту.
Историческая справка написана на основании документов фонда и биографий И.И. Сикорского, находящихся в Интернете.
Оп. 1.
— мемуары «Воздушный путь»; «Справочная книга по прикладной математике. Согласно курсу занятий в Русском народном университете в Нью-Йорке»; эссе «The Mes-sage of the Lord’s Prayer» («Смысл молитвы Господней» ); «The Nobler World or None» («Более благородный мир или никакого»); монография «In Search of Higher Realities» («В поисках высших реальностей»);
— статьи, лекции и выступления на радио на английском и русском языках по самолетостроению, вопросам православия, антикоммунизма, общественным и политическим темам;
— черновики и наброски нескольких художественных и публицистических произведений без названия (на англ.яз.);
— «In Search for Higher Realities. The Spiritual and Political Philosophy of Igor Sikor-sky» («В поисках высших реальностей. Духовная и политическая философия Игоря Сикорского»), сборник, составленный сыном, Игорем Игоревичем Сикорским.
Оп. 2.
— Письма И.И. Сикорского друзьям и коллегам (на англ. и рус. яз.);
— Письма И.И. Сикорскому от друзей и коллег (на англ. и рус. яз.);
— Материалы к биографии И.И. Сикорского (на рус. и англ. яз.): свидетельство о крещении, удостоверение о получении звания пилота-авиатора; завещание и инструкции по организации похорон; статьи о И.И. Сикорском в американских и русских эмигрант-ских печатных изданиях; поздравления, направленные И.И. Сикорскому по случаю его 75-летия и 83-летия; меморандум о создании музея И.И. Сикорского на фабрике; буклет выставки, посвященной жизни и трудам И.И. Сикорского; интервью с Николаем Игоре-вичем Сикорским (сыном); генеалогическое древо Сикорских; письмо Сикорского И.И., младшего, Евгении Воеводской с приложением документов о передаче его отцом креста с частицей Креста Господня Толстовскому фонду; воспоминания бывших сотрудников И.И. Сикорского; статья И.И. Сикорского-младшего о дружбе Сикорского и Линдберга.
— Материалы профессиональной и служебной деятельности И.И. Сикорского (на рус. и англ. яз.): листовка с призывом собирать деньги на строительство самолета «Илья Муромец»; «Основные положения устава аэро-инженерной корпорации И.И. Сикорско-го…» и др. документы Аэро-инженерной корпорации И.И. Сикорского; меморандумы, сообщения и др. документация по работе корпорации И.И. Сикорского; доклады на Вто-ром ежегодном совещании по воздушным суднам с вращающимися крыльями, с участием И.И. Сикорского; статьи в разных газетах и журналах об И. И. Сикорском и его деле; список наград и почестей, возложенных на И.И. Сикорского; опись фонда И.И. Сикор-ского, хранившегося в архиве учреждений в Ист-Хамптоне, шт. Коннектикут, и письма в связи с закрытием архива с предложениями перенести фонд в другое место, и др.
— Материалы общественной деятельности И.И. Сикорского (на рус. и англ. яз.): переписка с различными благотворительными, религиозными и общественными органи-зациями; переписка с представителями Фонда помощи Русской Церкви;
— Материалы имущественно-хозяйственного и бытового характера: документы, переписка о продаже, купле недвижимости в городах штатов Вермонт и Коннектикут; финансовые документы И.И. Сикорского (копии налоговых деклараций, переписка с банком и Федеральной налоговой службой); переписка И.И. Сикорского с Отделом транспортных средств в связи с переменой адреса; карты земельных участков в Коннектикуте: в разное время принадлежавших И.И. Сикорскому (на англ. яз.).
— Материалы родственников И.И. Сикорского:
– книга проф. И.А. Сикорского (отца) «Книга жизни. Психологическая хрестоматия»;
– Сикорская (Семенова) Елизавета Алексеевна (жена): завещания, составленные в разные годы, доверенность на имя сына Сергея, переписка с финансовыми экспертами, представителями банков и юристами, документы о продаже и покупке недвижимости, свидетельство о смерти, некрологи, документы суда по наследственным делам (на англ. яз.);
– Сикорский Игорь Игоревич (сын): письма братьям, переписка с разными людьми о материалах о его отце; переписка с Людмилой Зелинской и Людмилой Оболенской-Флам (комитет «Книги для России») о передаче бумаг отца в Дом русского зарубежья; составленный им «A Berlitz Course in Spirituality» (Курс по духовности по методу Берлитца) (на англ.яз.);
– Сикорский Сергей Игоревич (сын); письмо брату Игорю (на англ. яз.);
– Сикорский Игорь Алексеевич (двоюродный брат): «Sikorsky’s Other Sikorsky», статья об И.А. Сикорском (на англ. яз.).
— Материалы, собранные фондообразователем: «Воздушный флот — сила России» (брошюра, издание Московского комитета по сбору пожертвований на воздушный флот Империи); «Memorandum on Religious “Freedom” in the USSR» (Меморандум о религиоз-ной «свободе» в СССР) Русско-американского национального комитета (на англ.яз.); текст выступления Чарльза Линдберга в аэроклубе города Вашингтона; документы Рос-сийского политического комитета в Нью-Йорке (на англ. и рус. яз.); годовые отчеты Об-щества помощи русским детям за рубежом; Устав попечительства о нуждах Русской Пра-вославной Церкви Заграницей; Бразоль Б. Текст выступления в День бескомпромиссной русской оппозиции международному коммунизму; актовые речи директора школы архи-мандрита Антония (Граббе) и другие материалы о Русской Св.-Сергиевской средней школе в Нью-Йорке; каталог № 14 книжного магазина «Slavonic Bazaar”; Clemence G.M., U.S. Naval Observatory. “Planetary Distances according to General Relativity” (Клеменс Дж. М. Военно-морская обсерватория США. «Планетарные расстояния согласно общей теории относительности») и др.
— Изобразительные материалы: фотографии И.И. Сикорского индивидуальные и в группах, фотографии и рисованные портреты, опубликованные в печатных изданиях, ксерокопия портрета И.И. Сикорского кисти Бориса Шаляпина, фотография И.И. Сикорского и С Рахманинова, И.И. Сикорского и Чарльза Линдберга, фотографии визита императора Николая II на летное поле и его встречи с И.И. Сикорским, фотографии и др. изображения самолетов, фотографии детей и вожатых в русском скаутском лагере в Германии и др.
— Печатная продукция: календари с портретами И.И. Сикорского, с фотографиями самолетов Сикорского, информационный бюллетень “Sikorsky Archives News”, открытки с изображением православных храмов в США.
Фонд И.И. Сикорского был передан в Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына в 2010 и 2013 году его сыном Игорем Игоревичем Сикорским через Людмилу Флам, Людмилу Селинскую и Николая Решетняка.