Фонд 347. Театр русской молодежи (ТРМ), Театр русско-американской молодежи (ТРАМ) 1968-1980 гг.

Каталожный номер: 0347

Ф. 347, оп. 1, 37 ед. хр.; 1940 – 2018

Театр русско-американской молодежи был основан в Нью-Йорке в 1968-1969 гг. В 1969-1976 годах – носил название «Театр русской молодежи - ТРМ», с 1977 года – «Театр русско-американской молодежи – ТРАМ». Организатором и его бессменным режиссером была бывшая актриса Киевского государственного театра русской драмы им. Леси Украинки - Тамара Алексеевна Левицкая. После лагерей Ди-Пи в Германии, Т.А. Левицкая вместе с супругом Д.Ф. Левицким и дочерью Вероникой попадает в США. Сначала работает на фабрике, одновременно принимает участие в эмигрантских театральных постановках в Нью-Йорке в 1952-1956 годах.

Т.А. Левитская понимала, что для того чтобы сохранить русский театр в эмиграции, необходимо привлечь молодежь. Для этого она разработала целую систему подготовки молодых артистов, создала две группы – младшую, в которую вошли дети от 8 до 15 лет, и старшую – для тех, кому больше 16 лет. Она терпеливо работала с каждым учеником, давала им основы театрального искусства, совершенствовала владение ими русского языка, трудилась с ними над каждой ролью. У эмигрантской молодежи появился красивый, правильный русский язык, они стали более глубоко знакомиться с произведениями русских классиков и с русской культурой. Из наиболее способных учеников Т.А. Левицкой постепенно сформировалась театральная труппа.

Подвижническая деятельность семей Суваловых, Шонберг, Дамановых, Йодке и др. позволила театру организовывать свою деятельность и привлекать к работе молодых и талантливых исполнителей.

Во главе ТРАМа стояло выборное правление в составе В.Д. Гашуровой, А.Л. Зезюлиной, Е.Н. Квартировой, А.Я. Сувалова, С.А. Харитоновой. Директором театра был избран А.Я. Сувалов. Своей основной задачей театр ставил сохранение русского языка в подрастающем поколении российских эмигрантов, любовь к русской литературе и развитие артистических способностей у молодежи. Театр взял под свое покровительство Конгресс русских американцев.

В результате тщательной студийной работы за 12 лет существования ТРАМ поставил 14 полноценных спектаклей: детский спектакль «Двенадцать месяцев» по С.Я. Маршаку (1969); «Смутное время на Руси» - сцены из «Бориса Годунова» и «Царь Борис» по А.С. Пушкину и А.К. Толстому (1971, 1977, 1978); «Снежная королева» и «Аленький цветочек» по Г.Х. Андерсену и С.Т. Аксакову (1970-1973); «Горе от ума» по А.С. Грибоедову (1972); «Вечер поэзии. Поэты ХХ века от А. Блока до самиздата» (1973, 1979); «Тетка Чарлея» по Т. Брандону (1973, 1975); «Женитьба» по Н.В. Гоголю (1971-1974); «Снегурочка» и «Василиса Мелентьева» по А.Н. Островскому (1974-1975); «День отдыха» и «Квадратура круга» по В.П. Катаеву (1977, 1979); «Коварство и любовь» по Ф. Шиллеру (1978).

Своей постоянной сцены у театра не было, спектакли проводились в обществе «Родина», обществе «Отрада», в американских колледжах Нью-Йорка и Филадельфии, в Коннектикуте. Каждый спектакль шел по несколько раз в Нью-Йорке, Си-Клиффе, Наяке и др. городах. В общей сложности состоялось 46 спектаклей ТРАМ.

Среди юных актеров своим мастерством выделялись: Мария Думанова, Юрий Красовский, Алик Квартиров, Зина Михайлидис, Николай Охотин, Марина Сувалова, Христиан Шонберг и др. Общее число молодых исполнителей, участвовавших в постановках составляло 106 человек.

Родители молодых исполнителей помогали театру чем могли, шили театральные костюмы, готовили декорации. Огромную помощь Т.А. Левицкой оказала ее дочь - В.Д. Левицкая (Гашурова), которая прошла театральную школу еще в лагере Ди-Пи в Шляйсхайме, и постепенно выросла под руководством матери в настоящую актрису и чтеца. Она занималась также созданием театральных декораций, разработкой костюмов и художественным оформлением программок практически к каждому спектаклю ТРАМ.

На каждом спектакле ТРАМа присутствовало обычно порядка 250 человек и, следовательно, всего посетителей за годы работы ТРАМа было более 7,5 тыс. человек.

Не смотря на творческий успех спектаклей и востребованность у публики, средств у ТРАМа не хватало. Театр обращался неоднократно с просьбами о материальной поддержке и помощи в федеральные и городские учреждения, к русской общественности США, но помощи так и не добился. В связи с этим деятельность ТРАМа в 1980-м году была прекращена. Остаток средств в размере 541 долларов и 41 цент ТРАМ передал Конгрессу русских американцев 20 сентября 1983 года. Многочисленные театральные костюмы и декорации через супругов Родзянко были пожертвованы церковно-приходской школе в Наяке.

Оп. 1.

Раздел «Организационные документы театра» включает в себя отчеты о деятельности ТРАМ за 1969-1980 гг., список артистов театра за все время его деятельности, а также биографию и статьи, посвященные организатору ТРАМ - Т.А. Левицкой.

Раздел «Программки и афиши спектаклей» включает в себя программки и афиши всех спектаклей ТРАМ за весь период его работы с 1969 по 1979 гг.

Раздел «Статьи и вырезки из газет о спектаклях ТРАМа» содержит различные статьи и вырезки из СМИ о различных спектаклях ТРАМа.

Раздел «Письма» содержит письма-воспоминания участников театральных постановок, зрителей и родственников артистов ТРАМа.

Раздел «Фотографии» включает в себя фотографии Т.А. Левицкой, ее дочери - В.Д. Гашуровой и ее внуков И. и А. Гашуровых в различных постановках ТРАМа, фотографии актеров ТРАМа за разные годы, а также многочисленные фотографии спектаклей ТРАМа за 1969-1979 гг.

Фонд № 347 поступил в ДРЗ из США от В.Д. Гашуровой в декабре 2007 г.

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок