Круглый стол в рамках выставочного проекта «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920–1960-е годы»
Круглые столы
18.03.2024 |
14:00 — 16:00
Круглый стол в рамках выставочного проекта «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920–1960-е годы»
18 марта 2024 года в 14 часов совместно с Государственным институтом искусствознания МК РФ и галереей «Веллум» приглашаем принять участие в круглом столе в рамках выставочного проекта «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920–1960-е годы».
Выставочный проект объединяет творчество и удивительные истории о художниках-авангардистах и коллекционерах, сохранивших для потомков их искусство. Это художники, работавшие в Средней Азии: Александр Волков, Виктор Уфимцев и Александр Николаев (Усто Мумин) — создатели целой художественной школы XX века в советском Туркестане. С ними в разное время взаимодействовали художники Кузьма Петров-Водкин, Роберт Фальк, Павел Кузнецов и архитектор Владимир Шухов.
Это третий проект о художниках-авангардистах, обосновавшихся в Туркестане. Экспозиция строится на пересечении судеб трех больших художников, «трех мушкетеров», переплетение судеб которых отразилось в их произведениях.
Александр Волков — непререкаемый гений, сумевший передать сакральное звучание молитвы изобразительными средствами. Скульптурные, почти острые изломы его мазков, усиленные светотеневыми решениями красок: непривычных глазу, вырванных из синевы ночного неба, куда устремлялся взгляд мятущегося художника в поисках лучших миров. Мистицизм на картинах Волкова был солнечным и радостным. Он не искал смысла бытия, а стремился к созерцательной радости. Именно он создал «вторую Троицу» и «Гранатовую Чайхану», а его «Караваны» — поэтично-цветовые декларации нового мира в идеальном прочтении. Мира, где не будет катастроф, а лишь будущее сияющее счастье.
Александр Николаев (Усто Мумин) — утонченный посредник между восточной вывеской и русской иконой. Бывший белогвардейский офицер принял мусульманство и надел халат и тюбетейку — жест эстетский и метафизически ясный, можно сказать, даже закономерный для адепта русского символизма, литературного, эзотерического — того бешеного короткого периода «демиургов» и «шарлатанов», созданного в большой степени именно художниками Серебряного века. Немного опоздавший родиться Александр Николаев в Туркестане 1920-х годов продолжил работу своих предшественников из «Мира искусства», «Весов», «Аполлона» и «Голубой розы». Он создал нечто уникальное, подвесив между небом и землей восточных ангелов и мудрецов, голубые иконописные фоны и житийные клейма с персидскими юношами.
Виктор Уфимцев — бунтарь-футурист, ставший председателем Союза художников УзССР. Уфимцев развешивал свои кубические творения на ветвях деревьев и карнизах домов. Надевал экзотические одежды и путешествовал на крыше поезда, дрался и писал манифесты. В середине жизни — чиновник, от которого зависела жизнь художников Средней Азии, а в конце жизни — вновь уловивший возвращение «авангарда» автор контрастных гуашей с синим восточным набором Ташкента, Тандера, Индии и Афганистана. Цикл «Афганский дневник», созданный на излете жизни (командировка в Афганистан, где на протяжении тысячелетий одна за другой менялись цивилизации — так же, как и на территории Туркестана — единого этнического и географического пространства), является важнейшим в творчестве художника. Уфимцев вписывает в вековой пейзаж предгорий и пустыни рудименты древних культур этих земель. Руины эллинистических строений, грандиозные статуи Будды, оазисы, мечети, дороги, по которым двинутся фигурки в хиджабах или античных хитонах, — так было две тысячи лет назад, тысячу, пятьсот лет до нас, так древняя земля живет и сейчас. Таланту прославленного мастера удалось проговорить суть этой древней мировой культуры и донести до нас ее значение.
Их творческой работой было создано уникальное явление — туркестанский авангард, который вобрал в себя традиции русской академической художественной школы и многогранное футуристическое искусство России начала XX столетия, а также яркость красок и экзотические формы искусства Востока.
Темы круглого стола:
- Мастера: Александр Волков и Александр Николаев (Усто Мумин). История дружбы;
- Караван и чайхана: трансформации символического языка в живописи А.Н.Волкова в 1920–1940-е годы;
- Виктор Уфимцев и Александр Николаев: новый ориентализм;
- Восток и театр как тема, место и способ презентации;
- Новое искусство и новый человек на фоне двух революций;
- «Зеленая полоса» Ольги Розановой и «Линия Костаки».
В обсуждении примут участие
- Виктор Москвин, директор Дома русского зарубежья им. А.Солженицына;
- Наталия Сиповская, директор Государственного института искусствознания (ГИИ), доктор искусствоведения;
- Любовь Агафонова, куратор проекта, советник директора ДРЗ, основатель и руководитель галереи «Веллум», искусствовед, эксперт, публицист, почетный член РАХ;
- Тигран Мкртычев, директор Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого в Нукусе, старший научный сотрудник ГИИ, доктор искусствоведения;
- Александра Струкова, заведующая отделом графики ХХ века Государственной Третьяковской галереи, старший научный сотрудник ГИИ, кандидат искусствоведения;
- Александр Волков, художник, куратор, автор-составитель монографий о творчестве А.Н.Волкова;
- Андрей Климов, театральный художник, оформивший более 250 спектаклей, обладатель Национальной премии в индустрии моды «Золотое веретено»;
- Сергей Сазонов, историк, автор проекта «Хвост кометы. К 100-летию со дня смерти Ольги Розановой» (ГМЗ «Ростовский кремль», 2018).
Приглашаем вас к участию всех заинтересованных лиц.
Круглый стол пройдет в Малом зале основного здания Дома русского зарубежья.
Вход свободный.
Возрастное ограничение: 0+
Ограничения по потребителям услуг: есть, для лиц с ограниченными возможностями (на 5-й этаж лифта нет)
Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)
Регистрация посетителей
Мероприятие: Круглый стол в рамках выставочного проекта «Прикоснувшиеся к Солнцу. В поисках стиля: авангард и реализм в среднеазиатском искусстве. 1920–1960-е годы»
Продолжая использовать сайт, Вы даете ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», ОГРН 1037739148260, ИНН/КПП 7709181695/770501001, 109240, город Москва, Нижняя Радищевская улица, д. 2 (далее – «Оператор»), согласие на обработку файлов cookies с использованием Яндекс Метрика и пользовательских данных в целях улучшения пользовательского опыта, ведения статистики посещений сайта. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера