С 20 мая по 30 июля 2019 года приглашаем на фотодокументальную выставку «Последние гардемарины. 1918–1925. Петроград — Владивосток — Севастополь — Бизерта»
Выставка посвящена истории Морского корпуса первой четверти XX века. Копии архивных материалов, фотографии и редкие издания рассказывают о последнем периоде существования одного из старейших учебных заведений России, основанного Петром I (за два с лишним века своего существования оно неоднократно меняло названия и к 1917 году называлось Морским училищем), а также о страницах истории морских учебных заведений, созданных в период Гражданской войны в России и в русском зарубежье, судьбах некоторых из тех, кто учился в них.
* * *
Во время Февральской революции 1917 года офицерам, преподавателям и воспитанникам Морского училища удалось отстоять учебные помещения от попыток захвата разнузданной толпой. Из-за начавшегося развала флота у командования училищем возникли проблемы с обеспечением плавательной практики, прохождение которой пришлось организовывать на боевых кораблях. Последние бои Российского флота летом 1917 года стали боевым крещением для многих гардемаринов и кадет.
Временное правительство решило расформировать Морское училище. Прием в него прекратили, уже имевшимся воспитанникам дали возможность получить общее образование, старшая рота выпускалась на флот в текущем году, а 3-я рота из училища переводилась в Отдельные гардемаринские классы (созданные в 1914 году для ускоренной подготовки офицеров). Окончательно Морское училище было уничтожен распоряжением комиссара большевистского Управления военно-морскими учебными заведениями от 5 марта 1918 года.
3-ю роту (в составе 214 человек) осенью 1917 года отправили на Дальний Восток для прохождения практики на крейсере «Орел». Командовал ротой капитан 1-го ранга М.А.Китицын — выдающийся подводник, удостоенный за храбрость, проявленную во время боевых действий на Черном море, высших боевых наград Российской империи — Георгиевского оружия и ордена Святого Георгия 4-й степени.
Учебное плавание по восточным морям на «Орле», миноносцах «Бойкий» и «Грозный» продолжалось с ноября 1917 года до июня 1918 года. Захват власти большевиками и последовавшие за ним события пагубно отразились на судьбе учебного отряда. Во французском порту Сайгон корабли покинула вся команда, а также часть офицеров и гардемаринов. Большинство оставшихся решили принять участие в борьбе с большевиками, которая уже началась к этому времени на Востоке. На «Орле» в 1918–1919 годах занимался коммерческими перевозками между иностранными портами его командир, старший лейтенант М.М.Афанасьев.
Летом 1918 года советская власть в Приморье пала, и к середине декабря во Владивостоке по инициативе М.А.Китицына удалось создать Морское училище — новое учебное заведение, главной задачей которого было сохранение непрерывности традиций русского морского образования. Помимо прибывших из Сайгона и других мест гардемаринов с «Орла», состав училища пополнился кадетами и гардемаринами других рот, оказавшимися на Дальнем Востоке. Часть из них по разным причинам отчислили, и к занятиям приступило 129 человек. Летом 1919 года младшую роту пополнили преимущественно кадеты сухопутных корпусов, а в октябре в качестве автономного отделения во 2-ю роту были приняты 25 чехов и словаков.
Плавательную практику молодых моряков в 1919 году обеспечивали корабли Сибирской флотилии — посыльные суда «Якут», «Улисс» и «Диомид», ходившие к берегам Камчатки и в Японию, а также старая канонерская лодка «Манджур», на которой основам морского дела обучались воспитанники младшей роты. Гардемаринам пришлось принимать активное участие и в боевых действиях против партизан весной-летом 1919 года, и в подавлении восстаний генерала Р.Гайды (17–18 ноября 1919 года) и Егерского батальона (25–26 января 1920 года).
«Орел» вернулся во Владивосток вместе с миноносцем «Бойкий» лишь в декабре 1919 года. После падения власти Верховного правителя адмирала А.В.Колчака, в связи с приближением к городу красных партизан возникла угроза и для существования Морского училища. Было решено эвакуировать его на «Орле» и «Якуте», которые вышли в море 31 января 1920 года. При эвакуации училище насчитывало свыше 40 офицеров и более 250 кадет и гардемаринов. Из Владивостока корабли пришли в японский порт Цуруга. Здесь М.А.Китицын принял решение следовать в Севастополь. Гардемарины за время плавания в Тихом и Индийском океанах получили прекрасную морскую практику. В Сингапуре в апреле 1920 года 119 человек были произведены в корабельные гардемарины (начальник отряда не имел права присвоить им чин мичмана). Этот выпуск (к нему причислены и ряд лиц, получивших звание корабельного гардемарина или чин мичмана позже) стал неофициально называться «Китицынским».
12 августа «Орел» и «Якут» пришли в югославский порт Дубровник, где командование флота, находящееся в Севастополе, приказало вернуть мобилизованный в начале войны «Орел» Добровольному флоту. Путь в Севастополь продолжил только «Якут» с 99 гардемаринами на борту. Часть молодых людей, считая дальнейшую борьбу бесполезной, отказалась следовать в Крым и предпочла решать свою судьбу самостоятельно.
«Якут» пришел в Севастополь за пять дней до общей эвакуации Крыма. Приняв на борт более 200 эвакуируемых, он ушел в Константинополь. На переходе 49 гардемаринов приказом командующего Русской армией генерала барона П.Н.Врангеля произвели в мичманы. 26 декабря 1920 года «Якут» пришел в Бизерту, завершив поход общей продолжительностью 16 000 миль. Как и многие другие корабли Русской эскадры, впоследствии «Якут» был уведен французами в Марсель и в 1923 году продан частному владельцу.
Часть гардемаринов продолжила обучение в стенах Морского корпуса, разместившегося в Бизерте. Это учебное заведение было открыто в Севастополе в 1916 году (из Петрограда туда перевели младшие кадетские роты) и расформировано спустя год. Корпус возродился там же в 1919 году благодаря усилиям выдающегося офицера флота (впоследствии — контр-адмирала) Н.Н.Машукова. Так же, как и владивостокские гардемарины, их севастопольские товарищи во время учебы принимали участие в боевых действиях Белого Черноморского флота.
Морской корпус располагался в пяти километрах от Бизерты, на горе, в помещениях форта Джебель-Кебир. Его начальником стал вице-адмирал А.М.Герасимов, строевой частью командовал капитан 1-го ранга М.А.Китицын. Офицерам и штатским преподавателям предстояло не только дать детям и юношам, прошедшим ужасы Гражданской войны, необходимые знания, но и адаптировать их к мирной жизни. И они с этой задачей блестяще справились. Уже через несколько недель кадеты и гардемарины корпуса приобрели безукоризненный воинский вид. Морской корпус стал инициатором продолжения празднования в эмиграции 6 (19) ноября дня Святителя Павла Исповедника — покровителя корпуса и праздника всех русских морских офицеров — традиции, впоследствии неукоснительно соблюдавшейся практически в каждой точке земного шара, где жил хотя бы один представитель Российского флота.
Парусное судно «Моряк» (ранее называлось «Великая княгиня Ксения Александровна», затем «Свобода») в 1921–1923 годах совершало учебные плавания с кадетами и гардемаринами Морского корпуса в Бизертском озере.
В 1921–1925 годах Морской корпус выпустил 300 воспитанников, многие из которых продолжили свое образование в различных высших учебных заведениях Европы (главным образом, в Чехословакии), а некоторые — и службу в иностранных флотах.
Последнее производство в гардемарины на русской земле (продолжившееся на чужбине) осуществлялось в Сибирской флотилии. В 1921–1923 годах ряд ее чинов (не учившихся ранее в морских учебных заведениях) получил звание гардемаринов флота. Среди них было немало выпускников Сибирского и Хабаровского кадетских корпусов. Многие из них приняли участие в Дальневосточном Исходе 1922 года, начавшемся во Владивостоке, а закончившемся на Филиппинах, где в корабельные гардемарины и в гардемарины флота командующий флотилией, контр-адмирал Г.К.Старк, произвел еще 33 человека.
Владивостокские гардемарины оказались одной из наиболее сплоченных групп в эмиграции. Покинув Россию довольно молодыми людьми, до самой смерти они хранили в своих сердцах любовь к Родине и Флоту. Именно представители «Китицынского» выпуска подготовили наибольшее количество журналов и бюллетеней, издававшихся в разные годы и в разных странах: «Журнал Кружка Морского училища во Владивостоке», «Сигнал», «Звено». Отдельно стоит отметить «Бюллетени» и «Листки связи», выходившие в США. Их издание началось в 1940 году по инициативе корабельного гардемарина И.М.Белавенца (1900–1961), а после его смерти продолжалось вплоть до начала 1980-х годов. В 1951 году в Париже торжественно отметили 250-летие со дня создания Морского корпуса. К этой дате была подготовлена фундаментальная книга «Колыбель флота» — плод коллективного труда группы моряков-эмигрантов, в которую входили и кадеты, и адмиралы. Немало заметок и статей по истории Морского корпуса публиковалось на страницах зарубежных флотских периодических изданий: «Морского журнала», «Морских записок» и др.
Среди выпуска 1920 года было, как минимум, четыре поэта. Это корабельные гардемарины А.П.Дураков (1898–1944), Ю.П.Степанов (1899–1966), Г.Ф.Вереницын (1898–?) и мичман Е.М.Арнаутов (1898–1939). Стихи А.П.Дуракова вошли в большинство поэтических антологий русского зарубежья. Степанов и Вереницын в своих произведениях в поэтической форме подробно изложили полную приключений историю их выпуска.
Оказавшись в разных странах, некоторые гардемарины и мичманы продолжали активную борьбу с большевизмом, другие же пытались адаптироваться к мирной жизни на чужбине, иногда достигая успеха в областях, далеких от морского дела. В собрании Российского фонда культуры сохранилась часть архива корабельного гардемарина А.М.Кремкова (1898–1948), ставшего в США известным карикатуристом, работавшим под псевдонимом Alex Gard.
Некоторые из моряков-эмигрантов вернулись на Родину. В 1923 году в Советский Союз приехал мичман Ю.А.Шеманский (1898–1983). В 1960-е–1980-е годы он пытался рассказать правду о владивостокских гардемаринах и их начальнике М.А.Китицыне. Но написанную им книгу воспоминаний «Последние гардемарины», по понятным причинам, опубликовать в СССР не удалось. В ряде советских и зарубежных изданий он смог напечатать лишь беллетризированный очерк, посвященный дрейфу в 1919–1920 годах потерпевшей крушение шхуны «Тюлень» с тремя гардемаринами на борту. Из-под пера Шеманского вышли несколько книг и ряд статей о спортивном рыболовстве.
В 1956 году на Родину с семьей приехал мичман Л.А.Майданович (1899–1984). Еще в эмиграции он начал заниматься изготовлением военно-исторической миниатюры и достиг потрясающих успехов в этом виде искусства. Сегодня его работы украшают собрания крупных российских музеев.
По-разному, но чаще всего драматично, сложились судьбы тех гардемаринов и кадет, кто не смог или не захотел покинуть Россию после окончания Гражданской войны. Многие из них подверглись репрессиям в годы сталинского беззакония. На одном из стендов представлены материалы, рассказывающие о судьбе бывшего гардемарина, а затем подпоручика по Адмиралтейству Н.М.Коринтели (1899–1937), расстрелянного по ложному обвинению, и прославленного советского полярного капитана Ю.К.Хлебникова (1900–1976), необоснованного осужденного в 1948 году
Некоторым бывшим гардемаринам и кадетам, оставшимся на Родине, удалось достичь успеха в различных сферах. Л.С.Соболев (1898–1971) стал выдающимся советским писателем. Одним из самых известных его произведений стал роман «Капитальный ремонт», ставший настоящим гимном Российскому флоту и его офицерам, несмотря на противоположную идеологическую задачу, поставленную перед автором изначально. Б.Д.Зайков (1897–1961), учившийся в Отдельных гардемаринских классах, в советское время получил известность как ученый-гидролог, стал профессором, доктором географических наук.
Примеров интересных и трагических судеб молодых людей, решивших связать свою судьбу с флотом в нелегкие для России времена, можно привести множество. Но все они, как бы ни сложилась их жизнь, сохранили в душе яркие воспоминания о своей флотской молодости.
* * *
Традиции последних гардемаринов России сохраняют, возрождают и продолжают в нескольких городах нашей Родины. В 1992 году начались занятия в Московских морских кадетских классах (ММКК), созданных по инициативе моряка и педагога от Бога, художника, скульптора, блестящего знатока флотской старины Г.В.Андронова. Именно в ММКК удалось сохранить лучшие традиции Морского корпуса, существовавшего в России, а затем в Бизерте. Созданный Андроновым в 2009 году Музей истории основания Российского флота обладает богатой коллекцией исторических экспонатов, часть из которых представлена на выставке.
Благодаря усилиям подвижника, патриота родного края, издателя, краеведа, президента Федерации парусного спорта Орловской области К.Б.Грамматчикова в Орле помнят о крейсере, названном в честь города, а также о его офицерах и гардемаринах. В городе, далеком от моря, регулярно проводятся регаты, приуроченные к юбилеям похода «Орла» и «Якута» и М.А.Китицына. Дети, подростки и юноши не только приобщаются к удивительному миру паруса, но и познают забытые страницы истории России.
Выставка стала результатом плодотворного сотрудничества Дома русского зарубежья им. А.Солженицына с рядом лиц и организаций.
Дарители:
- С.Г.Вереницын, сын корабельного гардемарина Г.Ф.Вереницына (США);
- Е.Л Майданович, дочь мичмана Л.А.Майдановича (Россия);
- П.В.Коновальчук, друг и ученик мичмана Л.А.Майдановича (Россия);
- О.П.Максимихина, дочь П.А.Максимихина, друга мичмана Ю.А.Шеманского (Россия);
- О.Н.Колтун, родственница штабс-капитана по Адмиралтейству Б.С.Афросимова, исследователь (Россия).
Организации:
- Государственный архив Российской Федерации (директор Л.А.Роговая; заведующая архивохранилищем коллекций документов по истории Белого движения и эмиграции Л.И.Петрушева; начальник отдела выставочной работы М.В.Сидорова);
- Российский государственный архив Военно-морского флота (директор В.Г.Смирнов; начальник отдела информационного обеспечения и выставочной деятельности А.Ю.Емелин);
- Российский фонд культуры (президент Н.С.Михалков; главный хранитель О.К.Землякова);
- Государственный архив Ярославской области (и. о. директора С.А.Сальникова);
- Научный архив Карельского научного центра Российской академии наук (заведующая Ю.А.Новикова);
- Архив Исторической службы Вооруженных сил Франции (Service historique de la Défense; руководитель господин Пьер Логэй (Pierre Laugeay));
- Музей истории основания Российского флота; Московские морские кадетские классы (начальник Г.В.Андронов);
- Федерация парусного спорта Орловской области (президент К.Б.Грамматчиков).
Частные коллекционеры и владельцы семейных архивов:
- А.В.Плотто (Франция; 1920–2018);
- Г.Г.Арустамьян (Россия);
- К.Ю.Бурмистров (Россия);
- Д.М.Васильев (Россия);
- Т.Ю.Демидова (Хлебникова) (Россия);
- И.П.Крылов (Бельгия);
- К.И.Рудьев (Россия).
Создатели выставки выражают искреннюю благодарность московскому скульптору М.Б.Шубу, специально для выставки создавшему бюст М.А.Китицына; петербургскому коллекционеру и исследователю А.Д.Бойновичу, предоставившему изображения нагрудных знаков; члену Морского собрания Российского Императорского флота в Париже О.Н.Лукиной, оцифровавшей архив А.В.Плотто; тележурналисту Р.В.Чудинову, подготовившему сюжет о выставке для телеканала «Культура»; директору и художественному руководителю киностудии «Русский путь» С.Л.Зайцеву и его коллегам по киностудии, а также сотруднику Дома русского зарубежья А.И.Домнину, создавшим видеоверсию выставки.
Авторы проекта:
- ведущий научный сотрудник отдела военно-исторического наследия ДРЗ, кандидат исторических наук Н.А.Кузнецов (идея, выявление, подбор и аннотирование материалов);
- заведующая сектором фотодокументальных и архивных выставок отдела научно-экспозиционной деятельности ДРЗ С.Ю.Урбан (художественное решение выставки).
В создании и обеспечении работы выставки принимали участие сотрудники Дома русского зарубежья: заместитель директора по вопросам культурно-исторического наследия И.В.Домнин, Е.В.Абаренкова, И.Н.Балабанова, Л.А.Голубинская, Ю.В.Горобец, О.К.Землякова, Т.А.Королькова, М.А.Котенко, Ф.В.Кудряшов, В.В.Леонидов, А.В.Марыняк, А.Ю.Русакова, Н.С.Таканова. Материально-техническое обеспечение: М.С.Петрановский, В.В.Шишков, В.В.Щетинин.
Ознакомиться с выставкой можно в часы работы Дома русского зарубежья в холле 5-го этажа.
-----------------------------------------------------------------
Возрастное ограничение: 0+
Ограничения по потребителям услуг: есть, для лиц с ограниченными возможностями (на 5-й этаж лифта нет)
Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)