Виртуальная выставка «Солженицын-фотограф» представляет не самую известную часть творческого наследия писателя — фотографии, снятые Александром Исаевичем в конце 1950-х – начале 1960-х годов.
«Солженицын-фотограф»
Виртуальная выставка
- Доступно для инвалидов
-
Дом русского зарубежья
им. А.Солженицына - +7 (495) 137-84-08
-
11:00 - 19:00
Кассы работают до 18:00
Перед Вами ― фотографии из архива А.И.Солженицына и его ссыльного товарища Н.И.Зубова, разделявшего его увлечение фотоделом. Оригиналы сделаны дальномерным фотоаппаратом «Зоркий» (выпускался в СССР до 1956 года), отпечатки черно-белые, формат 6 × 9 см. На обороте — рукописные комментарии Солженицына, некоторые из них приводятся факсимильно.
Снимки, представленные на выставке, сделаны очень давно ― более полувека назад, в то время процесс изготовления фотографий был совсем иным, нежели сегодня. Требовалось не только дополнительное оборудование (кроме самого аппарата, нужны были пленка, средства для ее проявки, фотоувеличитель и специальная бумага для печати снимков), но и глубокие знания и навыки, освоение которых занимало продолжительное время. Фотокарточки имели особую ценность и бережно хранились в альбомах их владельцев. Сегодня эти снимки работают как настоящая машина времени, ― разглядывая их, мы видим живых людей, ощущаем настроение и воздух эпохи. Кроме того, снимки рассказывают многое и о своих авторах, т.е. людях, которые их сделали.
Александр Солженицын не был профессиональным фотографом. Освоением фотоискусства он занимался самостоятельно в годы «вечной» ссылки в казахском ауле Кок-Терек (1953–1956), куда был отправлен машиной МГБ после двенадцати лет тяжелых жизненных испытаний, фронта, тюрем, каторжного лагеря. Фотоаппарат ссыльный школьный учитель приобрел с целью облегчить конспиративное хранение своих литературных трудов.
Снимки рукописей Солженицына того времени не сохранились, но изучая технику фотографии, он запечатлевал окружавшую его жизнь: пейзажи, бытовые сценки, портреты.
Только благодаря этим снимкам мы живо представляем сегодня обстоятельства пребывания писателя в ссылке, только объектив Солженицына сохранил для нас облик Матрены Васильевны Захаровой, героини его знаменитого рассказа.
Слева: Матрена Васильевна Захарова (прототип героини рассказа «Матрёнин двор») возле своего дома. Деревня Мильцево (Владимирская область).
Справа вверху: Деревенский пейзаж.
На обороте запись рукой Солженицына: «Дорожка во ржи — “прогон” за околицей, по которому иногда возвращаюсь из школы. В низинке — крыши деревни Мильцево».
1956. Фото А.И.Солженицына
Рязанско-Владимирская узкоколейная железная дорога. 1957. Фото А.И.Солженицына
Рязань
Рязанский кремль
«Во дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика…» (Крохотка «Шарик»). Конец 1950-х гг. Фото А.И.Солженицына
Вверху: Успенский собор во Владимире.
Село Починки (Нижегородская область)
Углич (Ярославская область)
Село Половское (Рязанская область).
Калязин (Тверская область).
Москва
Москва
Ленинград
Пушкинские горы (Псковская область)
Таллин
Вверху: Вид через амбразуру Тракайского замка в 30 км от Вильнюса.
Устье Ангары.
На обороте запись рукой Солженицына: «Поезд Тума — Рязань по узкоколейке подходит к Рязани (этот паровозик в “Мещерской стороне” назван Паустовским “мерином”)».
Вверху: Разлив на реке Трубёж. Вид на кремль из Нижнего Посада.
Внизу: Нижний Посад.
Конец 1950-х гг. Фото А.И.Солженицына
Вверху: Храм и разоренный некрополь Казанского женского монастыря.
Внизу: Церковь Сошествия Святого Духа.
Конец 1950-х гг. Фото А.И.Солженицына
Внизу: Переславль-Залесский. Рыбачья Слобода — сети на просушке.
1957. Фото А.И.Солженицына
Вверху: Вид с реки.
Внизу: Дебаркадер на реке Рудня.
1957. Фото А.И.Солженицына
Вверху: На подходе к городу по Волге.
Внизу: Прачки полощут белье на набережной.
1957. Фото А.И.Солженицына
Казанская церковь с усыпальницей князей Кропоткиных. 1957. Фото А.И.Солженицына
Колокольня Никольского собора, затопленная вместе со старой частью города во время сооружения Угличского водохранилища в 1930-х годах. 1957. Фото А.И.Солженицына
Вверху: Вид на университет из Нескучного сада.
Внизу: Дом Л.Н.Толстого в Хамовниках. Стрелкой Солженицын пометил окно рабочего кабинета Льва Николаевича.
1959. Фото А.И.Солженицына
Вверху: Церковь Вознесения и подворотни Приказных Палат в Коломенском.
Внизу: Данилов монастырь. «Благословение преподобным Сергием Радонежским князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем» — мраморный барельеф Храма Христа Спасителя, разрушенного в 1931 году.
1959. Фото А.И.Солженицына
Вверху: Дворцовая площадь из окна трамвая.
Внизу: Уголок Смоленского кладбища.
1958. Фото А.И.Солженицына
Слева: Могила А.С.Пушкина в Святогорском монастыре.
Справа вверху: Озеро Маленец между Михайловским и Тригорским.
Справа внизу: «Граница владений дедовских». Рубеж земель Михайловского и Тригорского.
1958. Фото А.И.Солженицына
Вверху: Башня Кок-ин-де-Кёк (в переводе с эстонского «смотри в кастрюлю» — так высока, что с нее через трубы можно заглядывать в дома).
Внизу: Стена Нижнего города и церковь Олевисте.
1958. Фото А.И.Солженицына
Внизу: Тарту. Мост Александра I.
1958. Фото А.И.Солженицына
На берегу — постройки Кругбайкальской железной дороги, сооруженной в 1905 году. 1962. Фото А.И.Солженицына
По возвращении писателя в Среднюю Россию его фотоальбом пополнился картинами летних путешествий, в которых рождались «Крохотки» 1960-х годов.