«Лики Нескучного»

Предлагаем Вашему вниманию виртуальную версию выставки «Лики Нескучного», которая проходила в ДРЗ с 27 мая по 30 июня 2019 года и была приурочена к открытию Музея русского зарубежья.


«Ряды невысоких холмов тянулись один за другим, все более растворяясь и голубея, а по круглым их склонам желтели и зеленели луга и поля; местами же выделялись небольшие, сочные купы деревьев, среди которых ярко белели хаты с их приветливыми квадратными оконцами. Своеобразную живописность придавали всюду торчавшие по холмам ветряные мельницы. Все это дышало благодатью…»

А.Н.Бенуа

«Дворянских гнезд заветные аллеи…», — писал поэт К.Д.Бальмонт о дворянских усадьбах России, где рождалось великое искусство: музыка, поэзия, проза, живопись... Таким «дворянским гнездом» было и имение Нескучное Курской губернии (ныне — Харьковская область), принадлежавшее Евгению Александровичу и Екатерине Николаевне Лансере. Здесь родились их дети, появились на свет внуки…

В Нескучном. 1900-е гг.
В Нескучном. Слева направо: Софья, Ольга (жена Николая Лансере), Екатерина и Мария Лансере. 1900-е гг.
Е.Н.Лансере (урожденная Бенуа) с дочерью Зинаидой. 1900-е гг.
Екатерина и Мария Лансере. Нескучное, 1900-е гг.
Софья, Мария, Екатерина Лансере. Нескучное, 1900-е гг.
В Нескучном. 1900-е гг.
В Нескучном. Слева направо: Софья, Ольга (жена Николая Лансере), Екатерина и Мария Лансере. 1900-е гг.
Е.Н.Лансере (урожденная Бенуа) с дочерью Зинаидой. 1900-е гг.
Екатерина и Мария Лансере. Нескучное, 1900-е гг.
Софья, Мария, Екатерина Лансере. Нескучное, 1900-е гг.

Это была дружная и очень талантливая семья. Потомство Евгения Александровича и Екатерины Николаевны обладало недюжинным художественным дарованием, — брат Екатерины Николаевны Александр Николаевич Бенуа говорил, что у них «дети рождаются с карандашом в руке»…

Одной из выдающихся русских художниц ХХ столетия стала Зинаида Евгеньевна Лансере, в замужестве Серебрякова. Нескучное было для нее земным раем, обителью вдохновения, здесь она обрела любовь, первую и последнюю на всю свою жизнь… Здесь родились ее дети, здесь рождались ее картины… Ранние произведения Серебряковой, созданные в Нескучном, подчас милее и задушевнее ее броских монументальных работ позднего периода…

Зинаида Евгеньевна Лансере. 1897
Зинаида Серебрякова. Вечер. Нескучное, [1900–1905]. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Мария Лансере за чтением. Нескучное, 1907. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Пчельники. Нескучное, [1900-е гг.] Картон, акварель
Зинаида Серебрякова. Владимир Зеленков и Екатерина Николаевна Лансере. Домашний концерт. Нескучное, 1907. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Автопортрет. Эскиз. [1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Сестры. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Евгеньевна Лансере. 1897
Зинаида Серебрякова. Вечер. Нескучное, [1900–1905]. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Мария Лансере за чтением. Нескучное, 1907. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Пчельники. Нескучное, [1900-е гг.] Картон, акварель
Зинаида Серебрякова. Владимир Зеленков и Екатерина Николаевна Лансере. Домашний концерт. Нескучное, 1907. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Автопортрет. Эскиз. [1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Сестры. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель

Иногда Зина уходила на этюды очень рано, едва появлялись первые лучи солнца, а возвращалась поздно, только к ужину, с целой папкой набросков... В семейном архиве Лансере-Зеленковых сохранилось четыре работы, связанные с крестьянской темой: «Крестьянка в поле», «Крестьянка за вязанием снопа», «Телятник» и «В поле», которые можно считать подготовкой к созданию художницей монументального цикла на «крестьянскую тему». От них исходит тепло, благородное спокойствие и достоинство персонажей…

Зинаида Серебрякова. Крестьянка в поле. Эскиз. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Крестьянка за вязанием снопа. Эскиз. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Телятник. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. В поле. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Крестьянка в поле. Эскиз. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Крестьянка за вязанием снопа. Эскиз. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Телятник. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. В поле. [Нескучное, 1900-е гг.] Бумага, акварель

Из письма Е.Н.Лансере: «Зина мается без работы, только два часа ежедневно рисует Катю…» Екатерина Евгеньевна (Катя, Катюша, Кот — так называли ее домашние) часто позировала сестре по несколько часов кряду… Мы видим, как смотрит Екатерина Евгеньевна на нас в обрамлении свежей зелени, и ощущаем дыхание весны с ее первой лазурью и обновлением природы…

Зинаида Серебрякова. Портрет Екатерины Лансере (в замужестве Зеленковой). Нескучное, [1900-е гг.] Бумага, акварель, карандаш
Зинаида Серебрякова. Портрет Кати Лансере. Нескучное, 1907. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. В саду. [Нескучное, 1906–1907.] Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Портрет Екатерины Лансере (в замужестве Зеленковой). Нескучное, [1900-е гг.] Бумага, акварель, карандаш
Зинаида Серебрякова. Портрет Кати Лансере. Нескучное, 1907. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. В саду. [Нескучное, 1906–1907.] Бумага, акварель

Очаровательная женская красота Кати Зеленковой послужила моделью, в том числе, и для эскиза, который представляет собой одну из многочисленных проб художницы к картине «В бане»... Эта работа Серебряковой значительно пострадала во время блокады Ленинграда, но была сохранена потомками Екатерины Николаевны, несмотря на возможность обмена эскиза на жизненно необходимые голодающим продукты…

Зинаида Серебрякова. В бане. Эскиз. [Нескучное, 1906–1907.] Темпера

Зинаида Серебрякова. В бане. Эскиз. [Нескучное, 1906–1907.] Темпера

Зинаида Евгеньевна очень любила своих детей, своих племянников, детей Катюши и братьев, и особенно была привязана к своей племяннице Ниночке Зеленковой. Летом 1909 года она напишет два портрета полуторагодовалой девочки, — светлая безмятежность этих работ завораживает зрителя и отражает солнечный дух самого Нескучного…

Зинаида Серебрякова. Портрет Ниночки Зеленковой. Нескучное, 1909. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Портрет Ниночки Зеленковой. Нескучное, 1909. Бумага, акварель
Нина и Дима Зеленковы. Нескучное, 1912
В саду. Дима и Нина Зеленковы. Нескучное, 1912
«Лансерята». Слева направо: Нина Зеленкова, Шурик Серебряков, Дима Зеленков, Женя Серебряков. Нескучное, 1913
Нина и Дима Зеленковы, Наташа Лансере. Нескучное, 1914
Дима и Нина Зеленковы. Нескучное, 1912
Зинаида Серебрякова. Портрет Ниночки Зеленковой. Нескучное, 1909. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Портрет Ниночки Зеленковой. Нескучное, 1909. Бумага, акварель
Нина и Дима Зеленковы. Нескучное, 1912
В саду. Дима и Нина Зеленковы. Нескучное, 1912
«Лансерята». Слева направо: Нина Зеленкова, Шурик Серебряков, Дима Зеленков, Женя Серебряков. Нескучное, 1913
Нина и Дима Зеленковы, Наташа Лансере. Нескучное, 1914
Дима и Нина Зеленковы. Нескучное, 1912

В семейном архиве есть и замечательный портрет ее младшей дочери Татьяны — Таты, родившейся в 1912 году. Глядя на этот портрет, написанный с такой любовью, искренностью и глубиной материнских чувств, можно утверждать, что это один из самых пленительных детских портретов, созданных когда-либо в мировой живописи.

Зинаида Серебрякова. Спящий ребенок (Тата Серебрякова). [1910-е гг.] Бумага, акварель

Зинаида Серебрякова. Спящий ребенок (Тата Серебрякова). [1910-е гг.] Бумага, акварель

История возникновения двух акварелей, представленных на выставке под одним и тем же названием «Будяк», необычна. Эти произведения были написаны под влиянием Евгения Евгеньевича Лансере, который в 1909 году работал над иллюстрациями к повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат». Зинаида и Екатерина, внимательно следившие за творчеством брата, были первыми, кто увидел эти работы. Среди них был и «Будяк». Сестры тоже решили изобразить это растение. Это стало неким творческим соревнованием двух удивительно талантливых художниц.

Зинаида Серебрякова. Будяк (Татарник колючий). [Нескучное], 1909. Бумага, акварель
Екатерина Зеленкова. Будяк (Татарник колючий). [Нескучное], 1909. Бумага, акварель
Зинаида Серебрякова. Будяк (Татарник колючий). [Нескучное], 1909. Бумага, акварель
Екатерина Зеленкова. Будяк (Татарник колючий). [Нескучное], 1909. Бумага, акварель

Летом в Нескучном Екатерина Евгеньевна в основном была поглощена заботами о детях и муже. И все же у нее хватало времени на любимое занятие — рисование. В обширном собрании семьи Лансере-Зеленковых сохранились два альбома с ее работами. Рисовать Катя начала с детских лет под влиянием мамы — Екатерины Николаевны Лансере, урожденной Бенуа. Катя была увлечена ботаникой, занятия которой всячески поощрялись в семье. Об этом свидетельствуют ее «графический гербарий» — рисунки пером, требовавшие твердости руки и большого мастерства.

Екатерина Зеленкова. Цветочный альбом. [Нескучное], 1900-е гг. Бумага, перо, акварель
Екатерина Зеленкова. Цветочный альбом. [Нескучное], 1900-е гг. Бумага, перо, акварель

Альбомы Екатерины Евгеньевны, в которые занесены портреты ее родных и близких, природа, места, где она путешествовала с семьей в начале ХХ века: Швейцария, Италия, Ницца, храмы, горы и тропинки, луга, покрытые коврами цветов, — это живописный дневник, талантливый и своеобразный. Из всей семьи Лансере Екатерина Евгеньевна никогда не относилась к своим художественным занятиям серьезно, — для нее это было так же естественно, как дышать, думать, жить…

Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1907. Бумага, перо, акварель
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1919. Бумага, карандаш, акварель
Екатерина Лансере. Портрет Зины Лансере. 1902. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1906. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1919. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1917. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1917. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1917. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1919. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1907. Бумага, перо, акварель
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1919. Бумага, карандаш, акварель
Екатерина Лансере. Портрет Зины Лансере. 1902. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1906. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1919. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1917. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1917. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1917. Бумага, карандаш
Екатерина Зеленкова. Рисунок из альбома. 1919. Бумага, карандаш

Со своим будущим мужем, Владимиром Зеленковым, Катя познакомилась в Царском Селе, еще во время его учебы в Николаевской гимназии, и с тех пор они никогда не расставались до самой скоропостижной кончины Екатерины Евгеньевны в 1921 году.

Владимир Зеленков, студент Технологического института. 1904
Катя Лансере. 1897
Екатерина и Владимир Зеленковы. 1908
Екатерина и Владимир Зеленковы в доме Бенуа. Петербург, 1906
Владимир Зеленков, студент Технологического института. 1904
Катя Лансере. 1897
Екатерина и Владимир Зеленковы. 1908
Екатерина и Владимир Зеленковы в доме Бенуа. Петербург, 1906

Они поженились в 1906 году, стали родителями четверых детей, которым передался художественный талант родителей.

Екатерина Евгеньевна Зеленкова с дочерью Ниной. Нескучное, 1910
Екатерина Евгеньевна Зеленкова с сыном Димой. Нескучное, 1909
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Екатерина Евгеньевна Зеленкова с дочерью Ниной. Нескучное, 1910
Екатерина Евгеньевна Зеленкова с сыном Димой. Нескучное, 1909
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых

На выставке представлена серия акварелей юного Димы Зеленкова, для которого Нескучное останется самым светлым и безоблачным воспоминанием на всю жизнь... Тихие украинские вечера, поездки с отцом в ночное, купание в реке Муромке, стреноженные кони, чай из степных трав… Даже прозаические детали быта Нескучного под кистью начинающего художника овеяны любовью к природе Малороссии и к своему радужному, счастливому детству...

Дмитрий Владимирович Зеленков. 1930-е гг.
Дмитрий Зеленков. В ночном. 1922. Бумага, акварель, картон
Дмитрий Зеленков. Хатки в Нескучном. 1920-е гг. Бумага, акварель
Дмитрий Зеленков. Воспоминание о Нескучном. 1922. Бумага, акварель
Дмитрий Зеленков. Козы. 1920-е гг. Бумага, акварель
Дмитрий Зеленков. Крестьянский дворик. 1920-е гг. Картон, акварель
Дмитрий Владимирович Зеленков. 1930-е гг.
Дмитрий Зеленков. В ночном. 1922. Бумага, акварель, картон
Дмитрий Зеленков. Хатки в Нескучном. 1920-е гг. Бумага, акварель
Дмитрий Зеленков. Воспоминание о Нескучном. 1922. Бумага, акварель
Дмитрий Зеленков. Козы. 1920-е гг. Бумага, акварель
Дмитрий Зеленков. Крестьянский дворик. 1920-е гг. Картон, акварель

В 1930-е годы Дмитрий Владимирович был художником-сценографом Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова (бывшего Мариинского). Его называли «магом и волшебником» Мариинки. Жизнь этого талантливого человека сложилась трагически. Ни его талант, ни кровные связи с семейным кланом Бенуа-Лансере не уберегли его. Война, тяжелое ранение, плен, после войны — обмен военнопленными, а далее — ГУЛаг… Он окончил свой жизненный путь в поселке Ермаково, в лагере под Игаркой, где был художником в тюремном театре. От «мага и волшебника» Мариинки не осталось даже могилы…

В архиве Лансере-Зеленковых сохранился семейный альбом с фотографиями, сделанными в разные периоды их жизни. Но большинство из них снято в имении Нескучное. На них — тихая мирная жизнь, которая исчезнет в одно мгновение. В годы революции имение будет сожжено и разграблено. Только пейзажи Зинаиды Евгеньевны и семейные фотографии дают представление о том, как выглядело когда-то Нескучное…

Домашний концерт в Нескучном. Слева направо: А.Н.Бенуа, А.И.Грюнблат, М.Е.Лансере и В.А.Зеленков. 1900-е гг.
Крестьяне в Нескучном. 1900-е гг.
Игра в крокет. Нескучное, 1900-е гг.
Екатерина Зеленкова (в центре) с Димой, Е.Н.Лансере (справа) с Ниной. Нескучное, 1908
Е.Н.Лансере с внуком Димой. Нескучное, 1910
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Домашний концерт в Нескучном. Слева направо: А.Н.Бенуа, А.И.Грюнблат, М.Е.Лансере и В.А.Зеленков. 1900-е гг.
Крестьяне в Нескучном. 1900-е гг.
Игра в крокет. Нескучное, 1900-е гг.
Екатерина Зеленкова (в центре) с Димой, Е.Н.Лансере (справа) с Ниной. Нескучное, 1908
Е.Н.Лансере с внуком Димой. Нескучное, 1910
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых
Страница из семейного альбома Зеленковых

Среди сохранившихся в семейном архиве работ — рисунок тушью еще совсем маленькой Зины «На побережье» (1896), портрет Екатерины Николаевны Лансере, выполненный Альбертом Николаевичем Бенуа, три работы «кавказского периода» Евгения Евгеньевича Лансере и архитектурный пейзаж Николая Евгеньевича Лансере.

 Зинаида Лансере (Серебрякова). На побережье. Нескучное, 1896. Бумага, тушь, перо

Зинаида Лансере (Серебрякова). На побережье. Нескучное, 1896. Бумага, тушь, перо

В 1901 году, в связи с 15-летием со дня кончины мужа Екатерины Николаевны, ее брат Альберт Николаевич Бенуа (вероятно, по ее просьбе) пишет портрет Екатерины Николаевны, напоминающий о счастливых днях ее молодости, когда в 1874 году она венчалась с Евгением Александровичем Лансере. Этот портрет также хранился в имении Нескучное.

Альберт Бенуа. Портрет Е.Н.Лансере (урожденной Бенуа). 1901. Бумага, итальянский карандаш
Е.Н.Лансере с сыновьями Евгением и Николаем Лансере
Е.Н.Лансере. Нескучное, 1910-е гг
Альберт Бенуа. Портрет Е.Н.Лансере (урожденной Бенуа). 1901. Бумага, итальянский карандаш
Е.Н.Лансере с сыновьями Евгением и Николаем Лансере
Е.Н.Лансере. Нескучное, 1910-е гг

Три работы Евгения Евгеньевича Лансере — «Восточная улочка», «Монастырь в горах», «Горы» — относятся к периоду, когда художник, после участия в Первой мировой войне, предпочел жить на Кавказе. Художник объездил, а большей частью исходил пешком весь Кавказ и с восторгом путешественника и вниманием художника запечатлел на своих полотнах кривые, прилепившиеся в горах улочки аулов и восточных городов, суровое величие гор и монастырей Грузии.

Евгений Лансере. Восточная улочка. [Тифлис, 1920-е гг.] Смешанная техника
Евгений Лансере. Горы. [Кавказ, 1920-е гг.] Смешанная техника
Евгений Лансере. Монастырь в горах. Кавказ, 1920-е гг. Акварель
Евгений Лансере. Восточная улочка. [Тифлис, 1920-е гг.] Смешанная техника
Евгений Лансере. Горы. [Кавказ, 1920-е гг.] Смешанная техника
Евгений Лансере. Монастырь в горах. Кавказ, 1920-е гг. Акварель

«Восточный город» — один из немногочисленных архитектурных пейзажей Николая Евгеньевича Лансере. По всей видимости, это полотно создано под влиянием рассказов брата — Евгения Евгеньевича о его путешествии в Турцию, где он посетил места, связанные с историей средневекового греко-православного государства — Трапезунда, образовавшегося в 1204 году на анатолийском побережье Черного моря в результате распада Византийской империи. Живопись этого полотна прозрачна, свет отражается от белого полотна бумаги и проходит сквозь краску, наделяя ее поистине волшебным свечением...

Николай Лансере. Восточный город (Трапезунд). 1922. Смешанная техника

Николай Лансере. Восточный город (Трапезунд). 1922. Смешанная техника

Акварели, рисунки и фотографии, представленные на выставке, благодаря духовной стойкости и памяти сердца семьи Зеленковых-Лазаревых не канули в Лету. В самые трудные и страшные годы послереволюционного хаоса, разорения Нескучного, голода и эпидемии тифа именно семья Зеленковых — Катя и Володя — спасли бесценные полотна Зинаиды Евгеньевны. Последний раз они побывали в Нескучном летом 1919 года, когда имение уже было разорено, но чудом в разграбленном доме, в одной из дальних комнат, осталось 18 полотен Зинаиды Евгеньевны. С какими трудами они были доставлены в Петроград во время всеобщего хаоса на Украине, — немыслимо себе представить. Но это было только первое испытание и для семьи, и для их коллекции...

Семья Серебряковых-Лансере-Зеленковых в Нескучном. 1900-е гг.
Зинаида Серебрякова. Нескучное, 1900-е гг.
Дима, Нина и Юрик Зеленковы. Нескучное, 1913
Нина Зеленкова. 1920-е гг.
Нина Владимировна и Дмитрий Николаевич Лазаревы. 1930-е гг.
Нина Владимировна Лазарева. Ленинград, 1941
Дмитрий Николаевич Лазарев. Ленинград, 1942
Семья Серебряковых-Лансере-Зеленковых в Нескучном. 1900-е гг.
Зинаида Серебрякова. Нескучное, 1900-е гг.
Дима, Нина и Юрик Зеленковы. Нескучное, 1913
Нина Зеленкова. 1920-е гг.
Нина Владимировна и Дмитрий Николаевич Лазаревы. 1930-е гг.
Нина Владимировна Лазарева. Ленинград, 1941
Дмитрий Николаевич Лазарев. Ленинград, 1942

Второе испытание — это почти девятьсот дней ленинградской блокады. Как можно было сохранить работы Зинаиды Евгеньевны и не обменять их на жизнь — на буханку хлеба?! Кажется почти неправдоподобным, что семейная художественная коллекция уцелела в эти страшные времена. Только когда читаешь блокадные дневники Дмитрия Николаевича Лазарева, зятя Владимира Александровича Зеленкова, можешь осознать силу духа этих людей, их стремление победить непобедимое — смерть. В дневнике Дмитрия Николаевича есть такая наполненная глубинной мудростью запись: «У смерти руки длинные, а душа робкая. Если кто прячется или бежит от нее — смерть найдет, догонит и схватит. А если на смерть наступать, она пугается и убегает сама. Эта философская метафора основывается на жизненных наблюдениях». Есть время разбрасывать камни, и время собирать камни. Настало время собирать камни.

Ирина Иванченко, искусствовед

Над виртуальной выставкой работали: С.Ю.Урбан, И.Н.Тишина, В.В.Леонидов, Т.А.Малышева, Т.М.Белобородова


На выставке были показаны документальные фильмы известного кинорежиссера Игоря Калядина «Мир искусства Зинаиды Серебряковой» (Россия, 2013) и «Тата» (Россия, 2017), которые мы предлагаем Вашему вниманию:

«Мир искусства Зинаиды Серебряковой»


В фильме участвуют художники: Екатерина Серебрякова, Иван Николаев, Анастасия Николаева, Екатерина Лансере и историк искусств Павел Павлинов. Текст читает Анна Каменкова.

«Тата»


Татьяна Борисовна Серебрякова — старшая дочь Зинаиды Серебряковой. Она поступила на работу во МХАТ в 1943 году и уже через несколько лет возглавила живописный цех крупнейшего театра страны, в котором прослужила почти сорок лет. Вклад Татьяны Серебряковой в русскую культуру огромен. Мало кто знает, что именно благодаря ее усилиям в 1965 году началось возрождение из небытия имени ее матери — выдающейся русской художницы.

Репортаж телеканала «Культура» об открытии выставки