Предлагаем Вашему вниманию виртуальную версию выставки «Лики Нескучного», которая проходила в ДРЗ с 27 мая по 30 июня 2019 года и была приурочена к открытию Музея русского зарубежья.
«Ряды невысоких холмов тянулись один за другим, все более растворяясь и голубея, а по круглым их склонам желтели и зеленели луга и поля; местами же выделялись небольшие, сочные купы деревьев, среди которых ярко белели хаты с их приветливыми квадратными оконцами. Своеобразную живописность придавали всюду торчавшие по холмам ветряные мельницы. Все это дышало благодатью…»
А.Н.Бенуа
«Дворянских гнезд заветные аллеи…», — писал поэт К.Д.Бальмонт о дворянских усадьбах России, где рождалось великое искусство: музыка, поэзия, проза, живопись... Таким «дворянским гнездом» было и имение Нескучное Курской губернии (ныне — Харьковская область), принадлежавшее Евгению Александровичу и Екатерине Николаевне Лансере. Здесь родились их дети, появились на свет внуки…
Это была дружная и очень талантливая семья. Потомство Евгения Александровича и Екатерины Николаевны обладало недюжинным художественным дарованием, — брат Екатерины Николаевны Александр Николаевич Бенуа говорил, что у них «дети рождаются с карандашом в руке»…
Одной из выдающихся русских художниц ХХ столетия стала Зинаида Евгеньевна Лансере, в замужестве Серебрякова. Нескучное было для нее земным раем, обителью вдохновения, здесь она обрела любовь, первую и последнюю на всю свою жизнь… Здесь родились ее дети, здесь рождались ее картины… Ранние произведения Серебряковой, созданные в Нескучном, подчас милее и задушевнее ее броских монументальных работ позднего периода…
Иногда Зина уходила на этюды очень рано, едва появлялись первые лучи солнца, а возвращалась поздно, только к ужину, с целой папкой набросков... В семейном архиве Лансере-Зеленковых сохранилось четыре работы, связанные с крестьянской темой: «Крестьянка в поле», «Крестьянка за вязанием снопа», «Телятник» и «В поле», которые можно считать подготовкой к созданию художницей монументального цикла на «крестьянскую тему». От них исходит тепло, благородное спокойствие и достоинство персонажей…
Из письма Е.Н.Лансере: «Зина мается без работы, только два часа ежедневно рисует Катю…» Екатерина Евгеньевна (Катя, Катюша, Кот — так называли ее домашние) часто позировала сестре по несколько часов кряду… Мы видим, как смотрит Екатерина Евгеньевна на нас в обрамлении свежей зелени, и ощущаем дыхание весны с ее первой лазурью и обновлением природы…
Очаровательная женская красота Кати Зеленковой послужила моделью, в том числе, и для эскиза, который представляет собой одну из многочисленных проб художницы к картине «В бане»... Эта работа Серебряковой значительно пострадала во время блокады Ленинграда, но была сохранена потомками Екатерины Николаевны, несмотря на возможность обмена эскиза на жизненно необходимые голодающим продукты…
Зинаида Серебрякова. В бане. Эскиз. [Нескучное, 1906–1907.] Темпера
Зинаида Евгеньевна очень любила своих детей, своих племянников, детей Катюши и братьев, и особенно была привязана к своей племяннице Ниночке Зеленковой. Летом 1909 года она напишет два портрета полуторагодовалой девочки, — светлая безмятежность этих работ завораживает зрителя и отражает солнечный дух самого Нескучного…
В семейном архиве есть и замечательный портрет ее младшей дочери Татьяны — Таты, родившейся в 1912 году. Глядя на этот портрет, написанный с такой любовью, искренностью и глубиной материнских чувств, можно утверждать, что это один из самых пленительных детских портретов, созданных когда-либо в мировой живописи.
Зинаида Серебрякова. Спящий ребенок (Тата Серебрякова). [1910-е гг.] Бумага, акварель
История возникновения двух акварелей, представленных на выставке под одним и тем же названием «Будяк», необычна. Эти произведения были написаны под влиянием Евгения Евгеньевича Лансере, который в 1909 году работал над иллюстрациями к повести Л.Н.Толстого «Хаджи Мурат». Зинаида и Екатерина, внимательно следившие за творчеством брата, были первыми, кто увидел эти работы. Среди них был и «Будяк». Сестры тоже решили изобразить это растение. Это стало неким творческим соревнованием двух удивительно талантливых художниц.
Летом в Нескучном Екатерина Евгеньевна в основном была поглощена заботами о детях и муже. И все же у нее хватало времени на любимое занятие — рисование. В обширном собрании семьи Лансере-Зеленковых сохранились два альбома с ее работами. Рисовать Катя начала с детских лет под влиянием мамы — Екатерины Николаевны Лансере, урожденной Бенуа. Катя была увлечена ботаникой, занятия которой всячески поощрялись в семье. Об этом свидетельствуют ее «графический гербарий» — рисунки пером, требовавшие твердости руки и большого мастерства.
Альбомы Екатерины Евгеньевны, в которые занесены портреты ее родных и близких, природа, места, где она путешествовала с семьей в начале ХХ века: Швейцария, Италия, Ницца, храмы, горы и тропинки, луга, покрытые коврами цветов, — это живописный дневник, талантливый и своеобразный. Из всей семьи Лансере Екатерина Евгеньевна никогда не относилась к своим художественным занятиям серьезно, — для нее это было так же естественно, как дышать, думать, жить…
Со своим будущим мужем, Владимиром Зеленковым, Катя познакомилась в Царском Селе, еще во время его учебы в Николаевской гимназии, и с тех пор они никогда не расставались до самой скоропостижной кончины Екатерины Евгеньевны в 1921 году.
Они поженились в 1906 году, стали родителями четверых детей, которым передался художественный талант родителей.
На выставке представлена серия акварелей юного Димы Зеленкова, для которого Нескучное останется самым светлым и безоблачным воспоминанием на всю жизнь... Тихие украинские вечера, поездки с отцом в ночное, купание в реке Муромке, стреноженные кони, чай из степных трав… Даже прозаические детали быта Нескучного под кистью начинающего художника овеяны любовью к природе Малороссии и к своему радужному, счастливому детству...
В 1930-е годы Дмитрий Владимирович был художником-сценографом Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова (бывшего Мариинского). Его называли «магом и волшебником» Мариинки. Жизнь этого талантливого человека сложилась трагически. Ни его талант, ни кровные связи с семейным кланом Бенуа-Лансере не уберегли его. Война, тяжелое ранение, плен, после войны — обмен военнопленными, а далее — ГУЛаг… Он окончил свой жизненный путь в поселке Ермаково, в лагере под Игаркой, где был художником в тюремном театре. От «мага и волшебника» Мариинки не осталось даже могилы…
В архиве Лансере-Зеленковых сохранился семейный альбом с фотографиями, сделанными в разные периоды их жизни. Но большинство из них снято в имении Нескучное. На них — тихая мирная жизнь, которая исчезнет в одно мгновение. В годы революции имение будет сожжено и разграблено. Только пейзажи Зинаиды Евгеньевны и семейные фотографии дают представление о том, как выглядело когда-то Нескучное…
Среди сохранившихся в семейном архиве работ — рисунок тушью еще совсем маленькой Зины «На побережье» (1896), портрет Екатерины Николаевны Лансере, выполненный Альбертом Николаевичем Бенуа, три работы «кавказского периода» Евгения Евгеньевича Лансере и архитектурный пейзаж Николая Евгеньевича Лансере.
Зинаида Лансере (Серебрякова). На побережье. Нескучное, 1896. Бумага, тушь, перо
В 1901 году, в связи с 15-летием со дня кончины мужа Екатерины Николаевны, ее брат Альберт Николаевич Бенуа (вероятно, по ее просьбе) пишет портрет Екатерины Николаевны, напоминающий о счастливых днях ее молодости, когда в 1874 году она венчалась с Евгением Александровичем Лансере. Этот портрет также хранился в имении Нескучное.
Три работы Евгения Евгеньевича Лансере — «Восточная улочка», «Монастырь в горах», «Горы» — относятся к периоду, когда художник, после участия в Первой мировой войне, предпочел жить на Кавказе. Художник объездил, а большей частью исходил пешком весь Кавказ и с восторгом путешественника и вниманием художника запечатлел на своих полотнах кривые, прилепившиеся в горах улочки аулов и восточных городов, суровое величие гор и монастырей Грузии.
«Восточный город» — один из немногочисленных архитектурных пейзажей Николая Евгеньевича Лансере. По всей видимости, это полотно создано под влиянием рассказов брата — Евгения Евгеньевича о его путешествии в Турцию, где он посетил места, связанные с историей средневекового греко-православного государства — Трапезунда, образовавшегося в 1204 году на анатолийском побережье Черного моря в результате распада Византийской империи. Живопись этого полотна прозрачна, свет отражается от белого полотна бумаги и проходит сквозь краску, наделяя ее поистине волшебным свечением...
Николай Лансере. Восточный город (Трапезунд). 1922. Смешанная техника
Акварели, рисунки и фотографии, представленные на выставке, благодаря духовной стойкости и памяти сердца семьи Зеленковых-Лазаревых не канули в Лету. В самые трудные и страшные годы послереволюционного хаоса, разорения Нескучного, голода и эпидемии тифа именно семья Зеленковых — Катя и Володя — спасли бесценные полотна Зинаиды Евгеньевны. Последний раз они побывали в Нескучном летом 1919 года, когда имение уже было разорено, но чудом в разграбленном доме, в одной из дальних комнат, осталось 18 полотен Зинаиды Евгеньевны. С какими трудами они были доставлены в Петроград во время всеобщего хаоса на Украине, — немыслимо себе представить. Но это было только первое испытание и для семьи, и для их коллекции...
Второе испытание — это почти девятьсот дней ленинградской блокады. Как можно было сохранить работы Зинаиды Евгеньевны и не обменять их на жизнь — на буханку хлеба?! Кажется почти неправдоподобным, что семейная художественная коллекция уцелела в эти страшные времена. Только когда читаешь блокадные дневники Дмитрия Николаевича Лазарева, зятя Владимира Александровича Зеленкова, можешь осознать силу духа этих людей, их стремление победить непобедимое — смерть. В дневнике Дмитрия Николаевича есть такая наполненная глубинной мудростью запись: «У смерти руки длинные, а душа робкая. Если кто прячется или бежит от нее — смерть найдет, догонит и схватит. А если на смерть наступать, она пугается и убегает сама. Эта философская метафора основывается на жизненных наблюдениях». Есть время разбрасывать камни, и время собирать камни. Настало время собирать камни.
Ирина Иванченко, искусствовед
Над виртуальной выставкой работали: С.Ю.Урбан, И.Н.Тишина, В.В.Леонидов, Т.А.Малышева, Т.М.Белобородова
На выставке были показаны документальные фильмы известного кинорежиссера Игоря Калядина «Мир искусства Зинаиды Серебряковой» (Россия, 2013) и «Тата» (Россия, 2017), которые мы предлагаем Вашему вниманию:
«Мир искусства Зинаиды Серебряковой»
В фильме участвуют художники: Екатерина Серебрякова, Иван Николаев, Анастасия Николаева, Екатерина Лансере и историк искусств Павел Павлинов. Текст читает Анна Каменкова.
«Тата»
Татьяна Борисовна Серебрякова — старшая дочь Зинаиды Серебряковой. Она поступила на работу во МХАТ в 1943 году и уже через несколько лет возглавила живописный цех крупнейшего театра страны, в котором прослужила почти сорок лет. Вклад Татьяны Серебряковой в русскую культуру огромен. Мало кто знает, что именно благодаря ее усилиям в 1965 году началось возрождение из небытия имени ее матери — выдающейся русской художницы.
Репортаж телеканала «Культура» об открытии выставки