15.01.2021 01.04.2021

«Русский исход. Трагедия и величие. 1920–1922»

  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына

С 15 января по 1 апреля 2021 года приглашаем на выставку «Русский исход. Трагедия и величие. 1920–1922».

В истории России есть особая, памятная дата. Столетие назад, в результате революции и Гражданской войны (1917–1922), произошел исход на чужбину нескольких миллионов соотечественников, в абсолютном большинстве уже никогда не вернувшихся на родину. Белое воинство, потерпевшее военное поражение, оставляло родные берега после тяжелой неравной борьбы, в которой отстаивало все, что было дорого и свято: вековую веру, великую культуру и традиции, национальный жизненный уклад, исторические и нравственные ценности, естественный поступательный путь развития великой страны. Другие ушли не сражаясь, спасаясь от преследований, ежедневного страха и угрозы гибели, либо были высланы за границу как «враги советской власти». Третьи — в огромном количестве — в результате распада Российской империи оказались на территории чужих государств в одночасье, не покидая своих домов. Альтернативой исходу были немилосердная смерть или жестокие репрессии.

Выставка посвящается памяти изгнанников. Она адресована современникам, неравнодушным к судьбам своей страны, и призвана в очередной раз привлечь внимание к беспрецедентному феномену отечественной и всемирной истории — Русскому исходу. Основная цель — способствовать правдивому отражению и более глубокому осознанию той катастрофы, которая постигла Россию столетие тому назад.

Главным хранителем памяти об Исходе была и во многом остается русская эмиграция. Хотя общеизвестно, что документальных свидетельств, особенно визуального характера, сохранилось немного. Каждая фотография, документ, дневниковая запись, рисунок — на вес золота. Детали, атмосфера, трагический пафос Исхода в основном передаются через представление отдельных эпизодов, штрихов, через конкретные, в том числе личные, истории той великой эпопеи, действие которой разворачивалось на протяжении нескольких лет по всем географическим направлениям.

При том, что явление Исхода охватывает представителей всех социальных групп и слоев, различными путями и при самых разнообразных обстоятельствах покидавших Россию, выставка отражает лишь наиболее массовые эвакуации воинства и гражданских беженцев, проведенные в относительно организованном порядке. Именно в этих фрагментах наиболее ярко и глубоко проявились трагедия и величие всего Исхода. Лишение людей родины, гражданства, собственности, семейного и родового очага, родных и друзей, национальной среды и почвы, социального статуса, результатов честного благородного труда и служения — вот основные составляющие той трагедии, которая выпала на долю изгнанников. Преодоление ими страшных гонений и нечеловеческих испытаний; сплочение вокруг подлинных вождей и авторитетных начальников, принявших на себя невероятное бремя ответственности, сумевших без государственных рычагов, без должных финансовых средств спасти сотни тысяч людей, превратить «воинов с котомкой» (по поэтическому определению Марины Цветаевой) в дисциплинированные части; учреждение с первых дней на чужбине своих органов самоуправления, общественных и благотворительных организаций; забота о детях и юношестве, об инвалидах и многое другое — вот яркие и характерные признаки подлинного величия Исхода, в котором уже проявилось начало главного достижения изгнанников — создания Зарубежной России.

Фрагменты скудной фотолетописи Исхода и статистические данные дополнены на выставке редкими подлинными документами и предметами — свидетелями трагических эвакуаций, сопровождавшими их владельцев на чужбину. Открывают этот предметный ряд рисунки подростка, бесхитростно запечатлевшего то, что он видел сам или о чем говорили взрослые. Уникальными экспонатами являются дневники военачальников, обычных офицеров и даже младших кадет, которые вели свои записи буквально на ходу, в часы отступлений и беженства, или тщательно «поновлялись» и дополнялись уже в изгнании. Воинские святыни — старое знамя, боевой эскадронный флюгер (флажок), символ офицерской чести — погоны, фрагменты парадного обмундирования или скромные листы удостоверений и служебной переписки также представляют собою бесценные для нас памятники этих событий, бережно сохранявшиеся русскими изгнанниками и уже в наши дни переданные их потомками в дар Дому русского зарубежья.

Планшетный ряд экспозиции — ее «второй эшелон» — состоит из нескольких разделов и касается главным образом двух знаковых пунктов Исхода — Крыма и Приморья, а в качестве примера иных путей приводится движение на чужбину отряда Уральского казачьего войска. В разделе «Одиссея изгнания» приоткрываются малоизвестные факты стойкости и отваги различных воинских формирований, экипажей кораблей, кадет, гардемарин, сохранивших национальное достоинство, верность исторической России и ее флагу в смертельно опасных скитаниях. Первому и тяжелейшему периоду пребывания воинства на чужбине посвящен раздел «Беженские лагеря», связанный с названиями и понятиями «Галлиполи», «Лемнос», «Бизерта», ставшими символом стойкости, силы духа и готовности к продолжению борьбы за Россию.

Познанию темы в немалой степени способствуют документы из фондов Архива внешней политики Российской империи Историко-документального департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации (демонстрируются в электронном виде), которые открывают неизвестные прежде страницы истории Русского исхода и роли в судьбе его участников представителей российской дипломатии. Подборка источников подготовлена сотрудниками Архива под руководством И.В.Поповой, за что мы им искренне признательны.

Во многом построение экспозиции обусловлено составом собранных материалов. Они поступили в фонды Дома русского зарубежья от соотечественников из разных стран — потомков участников Исхода либо переданы ими в электронном виде. В числе дарителей Общество русских ветеранов Великой войны и Объединение кадет российских кадетских корпусов в Сан-Франциско, С.Н.Забелин и К.И.Забелина (США), В.М. и К.Г.Томич (США), Н.С.Трегубов (США), И.П.Никитин (Франция), К.К.Давыдов и Н.П.Давыдова (Франция), А.А.Мусин-Пушкин (Франция), В.С.Деларова (Франция), Н.А.Тенце-Солонская (Швейцария), Н.К.Гилленштейн (Швейцария), Русское историческое общество в Австралии, К.Д.Татаринова и П.С.Татаринов (Австралия), К.В.Дроздовский (Австралия), М.В.Драшусов (Бельгия). Использованы и материалы из собрания А.В.Плотто (Франция), историка флота, потомка русских морских офицеров, оцифрованные и предоставленные членом Морского собрания Российского Императорского флота в Париже О.Н.Лукиной, а также свидетельства, собранные А.И.Солженицыным и Н.Д.Солженицыной.

Значительное место в экспозиции занимают реликвии и раритеты из новых поступлений. Имея прямое отношение к теме выставки, они экспонируются впервые. Этим мы обязаны А.А.Трубецкому (Франция), Т.Г.Варшавской (Франция), Т.А.Плищенко и С.А.Корбе (Аргентина), А.А.Алферову и А.Б.Арсеньеву (Сербия), Объединению кадет российских кадетских корпусов за рубежом (Нью-Йорк) под председательством Г.А.Денисенко, организациям «Московское содружество суворовцев нахимовцев и кадет» и «Московские суворовцы» — руководители А.И.Владимиров, Ю.М.Лавринец, Д.В.Нестеров.

Руководитель проекта — директор Дома русского зарубежья В.А.Москвин.

Кураторы: заместитель директора И.В.Домнин, заведующий отделом военно-исторического наследия А.С.Кручинин.

Над выставкой работали: И.В.Домнин, А.С.Кручинин, Н.А.Кузнецов, А.А.Петров, А.В.Марыняк, Н.Д.Егоров, И.Н.Балабанова, М.Ю.Андрейчева, С.Ю.Урбан, А.С.Саваневич, О.И.Васильев, И.О.Васильев.

Художественное оформление И.Ю.Домниной.

Ознакомиться с выставкой можно в холле 3-го этажа здания Музея.

Вход на выставку по входным билетам в Музей.

Билеты продаются только онлайн — кнопка «Купить» в левом верхнем поле страницы.

Репортаж с открытия выставки

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)