В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

«“Ах, эти черные глаза…”: Музыка русского зарубежья. Забытые пластинки»

  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

Дорогие гости! Приглашаем вас совершить путешествие в забытый мир эстрады русского зарубежья и познакомиться с выставкой «“Ах, эти черные глаза…”: Музыка русского зарубежья. Забытые пластинки».

Если у вас нет возможности посетить выставку с 18 июня по 13 сентября 2021 года, теперь это можно сделать в виртуальном пространстве нашего сайта! 

Такой простой и в то же время сложный, приятный слуху и отторгаемый, мелодичный и атональный, естественный и искусственный, — звук проделал огромный путь от природного существования в жизни человека до цифрового воспроизведения самой современной техникой. И если в далекие времена становления человечества обыкновенное лесное эхо приравнивалось к гневу богов, то сегодня звукозаписью владеют практически все, тиражируя свой голос в повседневной жизни.

Но задумывались ли вы, как произнесенные слова трансформируются в файл в вашем телефоне, который можно прослушать в любое время и в любом месте? А знаете ли вы, с чего все начиналось? Что ж, мы не будем долго мучать вас, дорогой посетитель, и с удовольствием расскажем об истоках звукозаписи, ее расцвете, закате и ренессансе на материале редкой коллекции старинных грампластинок из собрания режиссера Дениса Чуваева, который не просто позволил прикоснуться к истории музыкального зарубежья, но и поведал о самых знаковых экземплярах из своего «сундука».

Добро пожаловать в мир забытых пластинок музыки русского зарубежья!


История звукозаписи в датах

25 марта 1857 года — выдан патент № 17 897/31 470 на первое в мире звукозаписывающее устройство

История звукозаписи начинается с 1857 года, когда было запатентовано первое в мире звукозаписывающее устройство — фоноавтограф. Автором акустического конуса и вибрирующей мембраны, соединенной с иглой, стал парижский издатель, библиотекарь и книготорговец Эдуард Леон Скотт де Мартинвилль. Именно он смог визуализировать звуковые колебания, которые иглой оставляли следы на покрытом копотью стеклянном цилиндре. Эта конструкция стала основой для фонографа и граммофона.

9 апреля 1860 года — первая в мире запись человеческого голоса

Совсем недавно, в 2008 году, американскими исследователями была случайно найдена 10-секундная запись человеческого голоса в архиве Парижа. Предположительно, это голос дочери Эдуарда Леона Скотта де Мартинвилля, напевающей при тестировании отцом фоноавтографа отрывок из французской народной песни «Au clair de la lune» («В свете луны». — фр.), слова которой можно разобрать при прослушивании. Но в далеком 1860 году еще не было устройства, которое могло бы воспроизвести запись. А сам изобретатель вряд ли осознавал, что пение дочери станет однажды мировым достоянием.

21 ноября 1877 года — миру представлен первый фонограф

В этот день американский изобретатель и предприниматель Томас Эдисон представил миру прибор для записи и воспроизведения звука — фонограф. Это событие молниеносно принесло ученому мировую известность. Основной движущей силой в доведении фоноавтографа 1857 года до совершенства стало желание Эдисона зарегистрировать телефонные разговоры. Первые фонографы с использованием фольги позволяли фиксировать лишь короткие записи в несколько минут, с появлением же восковых валиков длительность звукозаписи значительно увеличилась, и фонографы стали приобретать огромную популярность.

foto1_2.jpg


26 сентября 1887 года — выдан патент на граммофон

Спустя десять лет после изобретения фонографа появляется его модифицированная версия — граммофон. Немецко-американский изобретатель Эмиль Берлинер знакомит человечество с новым звукозаписывающим прибором, в котором вместо цилиндра используется диск. Так рождается грампластинка, которая долгое время изготавливалась из эбонита и шеллака. Поперечная запись на поверхности пластинки в десятки раз увеличивала качество звука и его громкость в сравнении с записью на цилиндре. А возможность тиражирования грампластинок мгновенно вознесла граммофон на пьедестал мира звукозаписи.

foto1_2.jpg


1897 год — выпущена первая серийная грампластинка

Тиражирование грампластинок сделало мир музыки доступнее — теперь слушать любимых исполнителей можно было в любое время, в любом месте, а не только в концертном зале. Впервые серийная грампластинка была представлена в США в 1897 году флагманской звукозаписывающей компаний Victor Talking Machine Company или просто Victor. На пластинке тиражом 400 экземпляров была записана инструментальная пьеса «A Bunch Of Rags», исполненная на банджо В.Л.Оссманом в сопровождении оркестра.


1901 год — первое упоминание о защите авторских прав

Впервые Федор Иванович Шаляпин заявляет об авторских правах на свое исполнение музыкальных произведений. Так на односторонних грампластинках начала ХХ века, которые выпускались компанией «Граммофон», появляется наклейка с текстом:

«Право издания, производства и продажи граммофонных пластинок с музыкальными произведениями, мною, Ф.И.Шаляпиным, исполненными, передано мною в исключительную собственность Общества “Граммофон”, и всякая перепечатка и перегравирование настоящих граммофонных пластинок без согласия моего, Ф.И.Шаляпина, и Общества “Граммофон” строго воспрещается, и виновные в том лица или учреждения будут привлечены к ответственности по закону. Общество “Граммофон” и Ф.И.Шаляпин».

foto1_2.jpg


1 сентября 1910 года — открытие первого завода грампластинок в России

1 сентября 1910 года в подмосковном селе Апрелевка, благодаря немецкому бизнесмену Готлиду Молю, открывается первая русская фабрика граммофонных пластинок. В первый год работы Апрелевский завод выпустил 400 тысяч музыкальных пластинок под маркой «Метрополь рекорд». Первой выпущенной на производстве мелодией стала знаменитая цыганская песня «Бродяга». В качестве звукозаписывающего производства завод просуществовал до 2002 года.

foto1_2.jpg


1925 год — появление электромеханического способа записи звука

После широкого распространения граммофона записанный звук, благодаря его тиражированию, стал доступен миллионам людей. Но мир звукозаписи не стоял на месте, технологии активно совершенствовались. Так в 1925 году вместо акустического способа записи появляется способ электронный, благодаря микрофону и усилителю звука. Одной из первых электронных записей стал пасадобль «Щепотка соли», записанный 8 ноября 1925 года в Буэнос-Айресе королем танго — аргентинским певцом французского происхождения Карлосом Гарделем.


1948 год — появление виниловой пластинки

После Второй мировой войны на музыкальной звукозаписывающей арене появляется модификация уже привычной всем грампластинки. В 1948 году крупнейшая в мире звукозаписывающая компания Columbia выпускает в США долгоиграющую пластинку в 33 оборота (20–22 минуты звучания с одной стороны) из нового материала винилата. Новшество в технологии записи позволило улучшить качество звука, широту диапазона и продлить время проигрывания, что позволяло записывать целые альбомы исполнителей. Правда, прослушивать виниловые пластинки можно было лишь на электронных проигрывателях и электрофонах. Механическому граммофону пришлось уступить свое место новым технологиям.

1958 год — появление первой стереофонической пластинки

В конце 1950-х годов появляются первые стереофонические пластинки, при прослушивании которых создавался эффект «звуковой перспективы» или, проще говоря, эффект объемного звука. Однако массовое производство стереофонических пластинок началось лишь в начале 1960-х годов. Причиной подобной задержки послужило отсутствие воспроизводящей техники, которая позволяла бы прослушать запись со стереоэффектом. Долгое время многие известные альбомы записывались в двух вариантах: моно и стерео, учитывая технические возможности массового потребителя.

1980 год — изобретение компакт-диска (CD)

На смену грампластинке в мир звукозаписи врывается компакт-диск. В 1980 году компаниями Sony и Philips был разработан и представлен новый технологический музыкальный носитель, запись звука на который осуществляется посредством лазера. Выпуск первого коммерческого оптического носителя состоялся 20 июня 1982 года. Первый же тираж компакт-дисков с альбомом «The Visitors» шведской группы ABBA был выпущен 17 августа 1982 года на заводе звукозаписывающей компании Polygram в Германии по заказу компании Philips. В этот день грампластинка уходит с музыкального Олимпа и занимает свое место на полке истории.

foto1_2.jpg

2021 год — ренессанс грампластинок и виниловых проигрывателей

Сегодня, в эпоху технологического прогресса, цифровизации и интернета, сложно представить себе необходимость вновь доставать граммофон с бабушкиной полки, чтобы прослушать любимую композицию. Флагманской моделью любимого смартфона, который исполняет роль звукозаписывающей компании и проигрывателя в режиме реального времени, уже никого не удивить. А вот виниловая пластинка, скрип граммофонной иглы и запах истории — это истинная романтика, которая в моде вчера, сегодня и всегда!