Экспозиция рассказывает о вкладе русских архитекторов и инженеров в модернизацию городов историко-географической области Македонии (Вардарской Македонии), которая в 1913 году отошла Королевству СХС / Югославии; в настоящее время это территория современного государства Республики Северной Македонии (РСМ) со столицей в городе Скопье.
Поскольку Македония до 1912 года находилась в составе Османской империи, ее города имели исключительно «ориентальный» облик. С целью интеграции Вардарской Македонии власти Королевства СХС / Югославии поставили задачу модернизации («европеизации») ее городов, прежде всего, ее центрального города Скопле (современного Скопье). В это время в стране наблюдался дефицит квалифицированных кадров. Прибытие в страну русских беженцев помогло решению этой проблемы. Так, в частности, в строительный и технический отделы Общины г. Скопье незамедлительно были трудоустроены русские архитекторы, инженеры, технические специалисты. С их помощью градоначальник Скопье, архитектор Йосиф Михайлович в 1929 году создал новый генеральный план города. И в межвоенный период столица и другие города Вардарской Македонии кардинально изменили свой архитектурный облик.
В результате советско-югославского конфликта 1948 года русские эмигранты попали в категорию «неблагонадежных элементов», большая их часть с семьями или добровольно покинули страну или были высланы в Болгарию и Албанию. Память о их вкладе в модернизацию страны была фактически «вычеркнута» из истории. Кроме того, землетрясением 1963 года была уничтожена большая часть зданий в Скопье, что также имело свое негативное влияние на сохранение исторической памяти.
Авторам выставки в результате многолетних исследований в Архиве города Скопье и Государственном архиве Республики Северной Македонии удалось заново открыть забытые имена и проекты русских архитекторов, инженеров, технических специалистов, работавших в Вардарской Македонии. Результаты этой исследовательской работы демонстрируются фактически впервые.
На выставке представлены проекты Ивана Артемушкина, наиболее продуктивного архитектора, работавшего в Скопье, Бориса Дутова, Константина Хоменко и других. Кроме того, на выставке можно увидеть проекты, выполненные для Скопье известными русскими архитекторами, работавшими в Белграде: Н.П.Красновым, Г.И.Самойловым, В.М.Андросовым, В.В.Лукомским, П.Д.Анагности, В.Ф.Баумгартеном, И.Ф.Рыком.
Вардарская Македония
Республика Северная Македония со столицей в городе Скопье занимает территорию части историко-географической области Македонии, именуемой Вардарской Македонией.
В конце XIX – начале XX века историко-географическая область Македония, расположенная в центре Балканского полуострова, превратилась в яблоко раздора для окружавших ее государств. Находившаяся в составе Османской империи Македония стала причиной двух Балканских войн (1912–1913). В результате этих войн она была разделена между Королевством Сербией, которому отошла Вардарская Македония с центром в городе Скопье, Королевством Грецией, которому отошла Эгейская Македония, и Царством Болгарией, которому отошла Пиринская Македония. Согласно мирным договорам, заключенным после Первой мировой войны, Македония осталась раздробленной.
Центральным городом Вардарской Македонии, вошедшей в состав Королевства СХС / Югославии, являлся расположенный на обоих берегах реки Вардар город Скопье. Город, как, впрочем, и вся Македония, отличался этнической пестротой населения и разнообразием культур.
Находившийся до 1912 года в составе Османской империи город имел «ориентальный» характер. Толчком к переменам стало открытие в 1873 году железной дороги Скопье — Салоники. В 1876 году был создан первый генеральный план города. И все же город менялся довольно медленно. Историк византийского искусства и археолог Н.П.Кондаков, посетивший город в 1909 году, описал его так: «…Город с его вековыми кучами мусора, страшной пылью, сбившейся на улицах в четверть аршина вглубь, с его единственной замощенной улицей, рядом пустырей в самом центре, пересохшим Вардаром, зловонной падалью, здесь никогда неубираемой, и убогим восточным типом построек, напоминающим базарные кварталы Стамбула, производил угнетающее впечатление».
С целью интеграции Вардарской Македонии власти Королевства СХС / Югославии поставили задачу модернизации («европеизации») ее городов. Но в стране был дефицит квалифицированных кадров. Прибытие в страну русских беженцев помогло разрешению этой проблемы. Так, в частности, в Строительный и Технический отделы Общины города Скопье незамедлительно были трудоустроены русские архитекторы, инженеры, технические специалисты. С их помощью градоначальник города Скопье, архитектор Йосиф Михайлович в 1929 году создал новый генеральный план города. Генеральный план базировался на английских и французских моделях планирования в стиле Grand Manner неоклассической архитектуры, City Beautiful Movement конца XIX века и других, в комбинации со старым «ориентальным» характером города.
Благодаря вкладу русских специалистов (архитекторов, инженеров-строителей и других) Скопье в межвоенный период кардинально изменил свой архитектурный облик. Но из-за событий, вызванных советско-югославским конфликтом 1948 года, когда русские эмигранты попали в категорию «неблагонадежных элементов», память об этом факте была фактически вычеркнута из истории города. А затем землетрясением 1963 года была уничтожена большая часть зданий.
В настоящее время в Республике Северная Македония происходит процесс возвращения памяти о вкладе русских архитекторов, инженеров, технических специалистов в развитие города Скопье. Представленная вашему вниманию выставка, результат многолетних исследований в Архиве города Скопье и Государственном архиве РСМ, — шаг в этом направлении.
Русские инженеры в Скопье. 1919–1922
По имеющимся данным в 1920-х годах свое прибежище в Королевстве СХС в качестве беженцев нашли приблизительно 70 архитекторов и 1 200 инженеров из России. В Скопье остались около 50 архитекторов, инженеров, технических специалистов. Поскольку после трех войн (двух Балканских и Первой мировой) в стране наблюдался дефицит квалифицированных кадров, по прибытии многие архитекторы, инженеры, технические специалисты были приняты на работу в Технический и в Строительный отделы Общины города Скопье. Некоторые из них открыли свои собственные проектно-конструкторские бюро или основали артели, участвуя в открытых конкурсах на выполнение строительных работ.
Технический отдел Общины города Скопье
Костяк Технического отдела Общины города Скопье в межвоенный период составляли русские специалисты: И.Артемушкин, Э.Бронштейн, Е.Дацков, М.Еремеев, В.Буйко, Н.Бурхановский, С.Белявский, М.Дворников, Б.Дутов, К.Хоменко, М.Матвеев и др.
Константин Владимирович Хоменко (1880–?) — в 1920–1922 годах руководитель Строительного отдела Управы Общины г. Скопье. Вместе с инженером Михаилом Еремеевым работал в геодезической службе Общины г. Скопье. В 1923 году открыл свое проектно-конструкторское бюро «Культура» в г. Скопье. В августе 1925 года получил югославское гражданство. К.Хоменко и М.Еремеев были привлечены к работе над генеральным планом г. Скопье, который был завершен в 1929 году. В 1933–1934 годах реализовал наиболее значимый проект — храм с костницей Святого Архангела Михаила, известного как Храм Славы. В 1937 году поступил на службу в армию Королевства Югославии в качестве офицера.
Собственники проектно-конструкторских бюро в городе Скопье
Некоторые русские архитекторы и инженеры основали собственные проектно-конструкторские бюро (Иван Артемушкин, Борис Дутов (проектно-конструкторское бюро «Вардар»), Константин Хоменко (проектно-конструкторское бюро «Культура»), Вячеслав Буйко, Михаил Матвеев). Они выполняли небольшие, скромные заказы на проектирование и строительство индивидуальных жилых домов в г. Скопье и других городах Вардарской Македонии (Охриде, Битоле, Куманово и т. д.). Русские архитекторы и инженеры, оказавшиеся в эмиграции, получили образование во время доминирования в архитектуре неоклассического стиля. Именно это направление преобладало в их первых проектах. Но довольно быстро произошла трансформация — с конца 1920-х годов в их работах прочно утвердился стиль модерн.
Михаил Алексеевич Матвеев (21.11(03.12).1897–1946) — инженер, с 1920 года в эмиграции в Королевстве СХС / Югославии. Сертифицированный строительный инженер, специалист по статике сооружений. Чаще всего сотрудничал с архитектором Иваном Артемушкиным. В апреле 1933 года получил югославское гражданство. В 1934–1940 годах имел собственное проектно-конструкторское бюро. Погиб в Скопье в 1946 году в результате дорожно-транспортного происшествия. В период с 1934 по 1940 год спроектировал в г. Скопье около 20 небольших индивидуальных жилых домов в стиле модерн, среди них дома Дмитрия Хаджитомовича (1934), Зденко Буста (1935), Славко Стевановича (1936), Йордана Клисарчевича (1937), Стояна Недельковича (1937), Бенко Колономоса (1937), а также дом на несколько семей Марии Стефанович (1940).
Предприниматели
Николай Васильевич Бурхановский (1871?–1944?) — инженер. Родился в семье контр-адмирала Василия Ивановича Бурхановского. В 1909 году окончил Ковенское крепостное инженерное управление. Во время Гражданской войны служил в Вооруженных силах Юга России. Был эвакуирован из Одессы. Проживал в Скопье. С 1924 по 1938 год в Скопье спроектировал несколько частных жилых домов: Исака Рубена (1924), Драголюба Красоевича (1925), Стояна Новаковича (1938).
Николай Павлович Никушкин (15(27).10.1870–03.04.1939) — инженер. Образование получил в Нижегородском кадетском корпусе. Поступил на военную службу в 1888 году. Окончил Николаевское инженерное училище в 1891 году. Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. В феврале 1917 года был произведен в генерал-майоры. В апреле 1917 года награжден Георгиевским оружием. В Гражданскую войну служил в Вооруженных силах Юга России. В 1920 году был эвакуирован с семьей в Королевство СХС. В Скопье проживал с 1920 года. В 1921 году основал торгово-промышленное общество «Труд», которое занималось главным образом проектированием и строительством индивидуальных жилых домов. В 1927 году Никушкин построил в Скопье собственный дом.
Вклад русских архитекторов из Белграда
в создание архитектурного облика города Скопье
Министерство строительства Королевства СХС / Югославии в тех случаях, когда инвестором выступало государство, как правило, для проектирования и строительства общественных зданий в Скопье привлекало специалистов из Белграда:
- из Министерства строительства: В.М.Андросова, В.В.Лукомского, Н.П.Краснова,
- из Военно-морского министерства: В.Ф. фон Баумгартена;
- из Министерства духовных дел и народного просвещения: Г.И.Самойлов, П.Д.Анагности.
Василий Федорович (Вильгельм Вильгельмович) фон Баумгартен (17(30).10.1879–13.05.1962) в 1897 году окончил Александровский кадетский корпус, в 1900 году — Николаевское инженерное училище, в 1905 году — Николаевскую инженерную академию в Санкт-Петербурге. Во время Русско-японской войны служил в инженерной управе Владивостока. В 1908–1914 годах работал в петербургской Городской управе, преподавал в Военной инженерной академии и училище. Участвовал в строительстве Главного морского и артиллерийского полигонов. Построил особняк П.М.Стенбок-Фермора в Петербурге (1913–1914; совместно с В.П.Апышковым), строил частные дома в Павловске. Во время Первой мировой войны — полковник, начальник инженерной части штаба 3ападной армии. В 1919 году — начальник инженерных снабжений Добровольческой армии генерала А.И.Деникина. С частями Русской армии прибыл в Константинополь, служил корпусным инженером Первого армейского корпуса в Галлиполи. В 1920-е годы эмигрировал в Королевство СХС. Служил архитектором в Военно-морском министерстве, Государственном ипотечном банке. Баумгартены в конце войны переехали в Австрию, а в 1945 году — в Аргентину. Похоронен на Британском кладбище в Буэнос-Айресе.
Баумгартен спроектировал Дом офицеров, который был возведен на центральной площади Скопье (1925–1929). Здание Дома офицеров создало архитектурный акцент в пространственной организации городской центральной площади и считалось наиболее монументальным зданием Южной Сербии, а также «наиболее элегантным и пространственным объектом такого типа на Балканах».
Иван Афанасьевич Рык (10.08.1888–14.08.1970) в 1907 году окончил Киевский кадетский корпус, в 1910 году — Николаевское инженерное училище. Являлся офицером саперного батальона, курсовым офицером Алексеевского инженерного училища в Киеве. Служил в Вооруженных силах Юга России в военно-инженерном управлении. Был эвакуирован до осени 1920 года. Находился в эмиграции в Югославии. В 1929 году окончил архитектурное отделение Белградского университета. Участвовал в выставке, организованной объединением русских художников и архитекторов «Круг» в Белграде, представив рисунки фасадов Дома офицеров в г. Скопье. После Второй мировой войны работал в Министерстве строительства в Буэнос-Айресе.
Его совместный с В.В.Лукомским проект здания Управы Вардарской бановины, получивший в 1930 году первую награду на конкурсе, не был реализован.
Виктор Викторович Лукомский (1884–1947) проживал с 1924 года в Белграде, работал в Министерстве строительства, с 1930 года, после открытия своего архитектурного бюро, занимался частной практикой. В 1925–1934 годах Лукомский проектировал и вел строительство комплекса королевских вилл на Дединье. Наиболее известные его проекты — отель «Авала» (1928–1931) и здание Патриархии (1932–1935) в Белграде.
Петр Дмитриевич Анагности (26.05(08.06).1909–1996) — из семьи служащего Одесской управы. В 1919 году с семьей через Константинополь эмигрировал в Белград. В 1926 году окончил 1-ю русско-сербскую гимназию, в 1930 году — архитектурное отделение технического факультета Белградского университета. В 1937 году получил разрешение на самостоятельную работу. Был профессором на строительном и машиностроительном факультетах Белградского университета, декан архитектурного факультета Белградского университета. Для города Скопье разработал проекты Ипотечного банка (1937) и Почты (1937).
Василий Михайлович Андросов (1872?–1934?), ученик Л.Н.Бенуа, в 1897 году окончил курс в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. В 1901 году со званием художника-архитектора был причислен к Канцелярии обер-прокурора Святого Синода сверх штата с откомандированием для занятий по строительной части в Хозяйственное управление при Святом Синоде. В 1904–1919 годах — окружной архитектор Министерства народного просвещения. В 1920 году был принят на службу в Министерство строительства Королевства СХС. В Королевстве СХС / Югославии по проектам Андросова было выстроено более 50 храмов и церквей, и приблизительно столько же остались нереализованными. По заказу Министерства здравоохранения Андросов спроектировал для Скопье Институт тропических болезней и Больницу трансмиссивных заболеваний (1922–1925).
Иван Артемушкин. От академизма к модерну
Иван Георгиевич (Егорович) Артемушкин спроектировал и возвел в Скопье в межвоенный период более 400 зданий (одно из них — так называемый Мавританский дом, уцелевший после землетрясения 1963 года, — является в настоящее время ностальгическим символом «старого» города). Но имя архитектора вследствие политических причин (обострения советско-югославских отношений в 1948 году) было надолго забыто. До сих пор неизвестны ни точные даты его рождения и смерти, ни место захоронения. Только выход в 2001 году книги известного архитектора Георгия Константиновского «Строители Македонии. XVIII–XX» вывел его из забвения.
В 1905 году Иван Артемушкин окончил 2-ю Санкт-Петербургскую гимназию; в 1906–1914 годах учился в Институте гражданских инженеров Николя I; 14 (27) мая 1914 года получил диплом; в 1910 году вступил в брак с Ксенией Александровной Харитоновой (1889–1973); в 1920 году эвакуировался с семьей из Крыма.
23 августа 1920 года получил разрешение Министерства строительства Королевства СХС на инженерную деятельность. В 1920 году был принят на работу в Строительный отдел Общины г. Скопье в качестве инженера по надзору. В 1920–1929 годах он был ответственным за ремонт и строительство школ в городе; спроектировал здание турецкой школы «Ирфан» (1923); здание пожарной команды (1925); здание зоосада (1929); Костницу погибших в войнах 1912–1919 годов (1930–1931) и др.
В 1930 году Артемушкин, зарегистрированный как сертифицированный инженер в Палате инженеров Королевства СХС, открыл свое собственное проектно-конструкторское бюро.
Период 1930–1941 годов стал наиболее плодотворным для него. На настоящий момент в Архиве города Скопье авторами выставки обнаружены 432 завершенных проекта жилых зданий и около 50 проектов небольших общественных и хозяйственных объектов в Скопье (кинотеатр «Балкан» (1933), кинотеатр Никифора Костича «Урания» (1933), здание Французско-сербской школы (1937) и др.). В 1934 году в Скопье было торжественно отмечено 20-летие профессиональной деятельности архитектора.
В 1930–1934 годах проекты жилых объектов выполнялись Артемушкиным преимущественно в соответствии с принципами академизма, независимо от того, шла ли речь о больших репрезентативных объектах, называемых в Скопье «палатами» или о скромных одноэтажных объектах, рассчитанных на одну семью. Большая часть этих объектов была разрушена в результате землетрясения 1963 года, но все же сохранились «палаты» братьев Бояджиевичей, доктора Ховсепа Бояджияна, Агопа Дикиджияна («Мавританский дом»), доктора Емила Рубена.
Иван Артемушкин внимательно следил за тенденциями в области архитектуры, особенно в Белграде. Довольно скоро на смену академизму в его проектах пришел модернизм. С 1931–1932 годов структура объектов и фасады становятся более упрощенными, акцентируются кубистические объемы (например, один из двух вариантов фасада кинотеатра «Урания» был выполнен полностью в духе кубизма) и т.д. К концу 1930-х годов в Королевстве СХС исключительно популярным в архитектуре стал модерн. Иван Артемушкин в указанный период при проектировании, в частности, скромных одноэтажных жилых зданий пытается последовательно применять функциональный подход, что было присуще модерну.
Заметно сократившиеся в результате мирового экономического кризиса финансовые возможности населения предопределили тот факт, что проектно-конструкторское бюро Ивана Артемушкина получало преимущественно заказы на небольшие жилые здания на одну или две семьи, которым как раз соответствовали «чистые» геометрические формы функционализма.
В 1941–1945 годах объем работ проектно-конструкторского бюро Ивана Артемушкина существенно сократился. После Второй мировой войны, когда бюро прекратило свое существование, Иван Артемушкин поступил на работу в отдел архитектуры Министерства строительства Народной Республики Македонии. В 1948 году он был выслан из страны в Болгарию.
Борис Дутов
О Борисе Дмитриевиче Дутове (1894?–1941?) известно исключительно мало. Вероятно, он учился в Императорском Санкт-Петербургском университете. В Скопье проживал с 1920 года. С 1920 по 1922 год выполнял обязанности инженера по надзору за строительством в Строительном отделе Общины г. Скопье. В 1921 году Дутов получил от Общины г. Скопье разрешение на ведение предпринимательской деятельности.
Точная дата рождения Б.Д.Дутова неизвестна, но в одном из документов 1940 года указывалось, что ему 46 лет. Поэтому можно считать, что Дутов был одним из самых молодых русских архитекторов, работавших в Скопье. Несмотря на возраст, Дутов являлся наиболее продуктивным проектировщиком жилых домов и хозяйственных строений в городе. В Техническом отделе Общины г. Скопье с 1921 по 1940 год было зарегистрировано 433 реализованных проектов Дутова. Дутов открыл свое проектно-конструкторское бюро «Вардар» еще в 1921 году. Спроектированные Дутовым дома («палаты») для семей Икономовых и Арона Натана в 1922 году создали ему репутацию первоклассного архитектора. Но поскольку большая часть населения города находилась в тяжелом экономическом положении, архитекторы, включая Дутова, получали заказы, главным образом, на проектирование малобюджетных домов. Но даже здесь Дутов зарекомендовал себя мастером архитектурной композиции.
Наиболее продуктивным в деятельности Дутова был период с 1926 по 1932 год. Тогда он реализовал более 370 проектов. В основном архитектор отдавал предпочтение академическому стилю. Но детали фасадных композиций Дутов оформлял в стиле сецессии, что стало его своеобразным почерком.
В 1927–1932 годах он спроектировал несколько общественных зданий и торгово-ремесленных объектов. В 1933 году Дутов практически прекратил свою деятельность. Предположительно, причиной тому послужило тяжелое состояние здоровья. Согласно данным Отдела здравоохранения Общины г. Скопье от 23 декабря 1940 года Дутов был болен туберкулезом и находился в весьма затруднительном материальном положении.
Выставка — результат совместной работы Музея города Скопье (Республика Северная Македония) и Дома русского зарубежья им. А.Солженицына.
Авторы — Ясмина Намичева, научный сотрудник, советник-куратор архитектурного направления Музея г. Скопье; Екатерина Намичева, научный сотрудник кафедры истории архитектуры Университета Гоце Делчева в г. Штип.
Кураторы со стороны ДРЗ — Татьяна Юрьевна Иринархова, сотрудник международного отдела; Дарья Александровна Жмылева, заведующая экспозиционным сектором.