6+
25.11.2022 05.02.2023

«Рим Андрея Белобородова»

  • Взрослый - 100
  • Льготный - 50
купить

С 25 ноября 2022 по 5 февраля 2023 года приглашаем на выставку «Рим Андрея Белобородова».

Судьба выдающегося архитектора и графика Андрея Яковлевича Белобородова (1886–1965) — пример парадоксального сплава признания и забвения, которые полноправно присутствуют в его художественном мире, определяют прижизненный и посмертный портрет. На исторической родине имя художника до сих пор остается незаслуженно забытым. Между тем в дореволюционной России Белобородов был одним из самых активных и многообещающих архитекторов из плеяды «ретроспективистов». В этот круг входили сторонники возрождения итальянского большого классицизма — торжественного и строгого «имперского стиля», созданного первыми градостроителями северной столицы, — убежденные апологеты русского палладианства.

Андрей Белобородов — уроженец Тулы, выпускник архитектурного отделения Императорской академии художеств, победитель Prix de Rome в выпускном конкурсе ИАХ (1915), автор таких значимых проектов начала ХХ века в Санкт-Петербурге, как особняк графа А.А.Бобринского (Английская набережная, 18), интерьеры парадных залов в здании Кабинета Его Императорского Величества (Невский проспект, 39), особняка Г.Г.Черткова (Дворцовая набережная, 22), Юсуповского дворца (набережная реки Мойки, 94); оригинальный график, оформитель журнала «Аполлон» и книг Анны Ахматовой. Однако свои коррективы в траекторию судьбы блестящего архитектора и художника внесли Первая мировая война и последовавшая за ней революция. Белобородов покинул страну на самом взлете карьеры. Между тем в эмиграции, где Белобородов оказался в 1920 году, его известность только возросла. По замечанию исследовательницы Аврил Пайман, за рубежом «архитектурная карьера Белобородова… взмыв вверх, долго рассыпала яркие, многоцветные, как бы неохотно гаснущие искры». Он уехал из России уже состоявшимся архитектором и довольно быстро нашел свою творческую нишу, а затем, поселившись в любимой Италии в 1934 году, — снискал славу.

Вот лишь несколько значимых вех эмигрантского периода в творчестве Белобородова: он принял участие в декорировании лондонского «Альберт-холла» (1920), выставлялся на парижском «Осеннем салоне» (1921, 1923, 1924), а еще — в Амстердаме (1924), Брюсселе (1928), Копенгагене (1929), Белграде (1930) и Берлине (1930); взялся за реконструкцию и оформление интерьеров разрушенного в Первую мировую войну замка Коленкур (Château de Caulaincourt) в департаменте Эна (1932–1934); в разные годы с архитектурными заказами к нему обращались Дени де Ружемон, графиня Е.П.Шувалова, князь Ф.Ф.Юсупов, хозяева Ηοtel van Hoekolom. Обосновавшись в Италии, Белобородов провел серию персональных выставок в Риме (1934–1949), Милане (1934), Гааге (1939) и Неаполе (1955), а его графические работы были приобретены Музеем истории Рима (Museo di Roma). После войны, в 1948–1950 годах, для писателя Мориса Сандоза (Sandoz; 1892–1958) Белобородов создал, по определению Д.В.Иванова, «одно из самых лучших своих архитектурных произведений», — дворец в ренессансном стиле в парке на малом Авентинском холме, став, таким образом, первым и пока единственным русским архитектором, который удостоился чести строить в историческом центре Вечного города.

Как зодчий и график Белобородов был высоко оценен европейской и русской эмигрантской критикой, о нем писали Поль Валери, Уго Ойетти, Анри де Ренье, Коррадо Альваро, Жан-Луи Водуайе, Альберто Неппи, Джорджо де Кирико, Александр Бенуа, кн. Сергей Волконский, Сергей Маковский и др. Интерес к его творчеству западных славистов отражен в ряде основательных исследований и публикаций, а выход в 2018 году роскошного иллюстрированного издания (Neipperg, Eugénie von. André Beloborodoff, architecte, peintre, scénographe. Paris: Éditions Norma, 2018. 336 р.) подвел знаменательную черту в истории изучения творчества Белобородова за рубежом.

В России, где хранится часть архива Андрея Белобородова (ГРМ), возвращение его имени и наследия ограничивается форматом кратких энциклопедических справок, небольших публикаций и исследовательских статей. До сих пор на родине художника не предпринимались выставочные проекты, ждет своего часа и публикация мемуаров художника, написанных в 1950-е, на склоне лет.

«Рим Андрея Белобородова» — первая ретроспективная выставка нашего выдающегося соотечественника на его исторической родине. Графическое наследие Белобородова, посвященное образам Италии (виды Рима и его окрестностей, Венеции, Вероны, Виченцы, Флоренции, Сиены, Амальфитанского побережья, Сицилии и т. д.), — огромно и насчитывает около 400 работ. Но именно образ Вечного города послужил основным сюжетом для выставки в Доме русского зарубежья. Рим Белобородова многолик и многомерен. Урбанистическая графика русского палладианца чутко передает метафизический ландшафт итальянской столицы. И вместе с тем образ России присутствует в эмигрантских работах художника, словно прорастает сквозь контуры итальянских городов. «Магическое» наслоение поэтики городских пейзажей — Вечного города и Северной столицы Российской империи — отметили еще современники художника. Именно этой многомерной метафизике Рима Андрея Белобородова и посвящена предлагаемая выставка.

На выставке представлены «итальянские» графические циклы А.Я.Белобородова разных лет, а также графика раннего дореволюционного периода, уникальные издания, архивные материалы и фотодокументы.

Выставка подготовлена при поддержке Департамента культуры города Москвы совместно с Исследовательским центром Вячеслава Иванова в Риме на основе материалов Центра, а также личного собрания Александра Соболева (Москва).

Кураторы проекта: Мария Васильева (Москва), Андрей Шишкин (Рим)

Художник: Елена Потапова

Ознакомиться с выставкой можно в зале 409, фойе 4-го этажа основного здания ДРЗ в часы работы Музея.

Стоимость билетов:

полный билет — 100 рублей;

льготный входной билет — 50 рублей или бесплатно;

комплексный входной билет — 450 рублей;

льготный комплексный входной билет — согласно льготной категории посетителей.

Билеты можно приобрести по кнопке «Купить» или в кассе Музея.

Возрастное ограничение: 6+

Ограничения по потребителям услуг: нет

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок