12+
09.12.2022 26.02.2023

Военное застолье дома и на чужбине

  • Взрослый - бесплатно
купить
  • Доступно для инвалидов
  • 8 (495) 137-83-56
  • Дом русского зарубежья им. А.Солженицына

С 9 декабря 2022 года по 26 февраля 2023 года приглашаем на выставку «Военное застолье дома и на чужбине».

Ближайшие экскурсии:

21 января 2023 года в 15 часов

31 января 2023 года в 15 часов

Февраль:

застолье.jpg

Походное чаепитие офицеров Лейб-Гвардии Волынского полка после завершения Русско-турецкой войны, незадолго до отправки домой. Болгария, 1878
Проба солдатской пищи офицерами 20-го драгунского Финляндского полка. Вильманстранд (Великое княжество Финляндское), 1913
Начало Мировой войны: завтрак в полевых условиях офицеров Лейб-Гвардии 1-го стрелкового Его Величества полка. Ноябрь 1914
Меню праздничного обеда по случаю двенадцатилетия русского офицерского собрания в Шанхае — одного из культурных и организационных центров русской военной эмиграции. Художник Г.А.Сапожников. Шанхай, 1938

Последние русские гусары на чужбине: члены объединения 1-го гусарского Сумского генерала Сеславина полка (на столе — флажки-флюгера полковых цветов). Сан-Франциско, 1969

Походное чаепитие офицеров Лейб-Гвардии Волынского полка после завершения Русско-турецкой войны, незадолго до отправки домой. Болгария, 1878
Проба солдатской пищи офицерами 20-го драгунского Финляндского полка. Вильманстранд (Великое княжество Финляндское), 1913
Начало Мировой войны: завтрак в полевых условиях офицеров Лейб-Гвардии 1-го стрелкового Его Величества полка. Ноябрь 1914
Меню праздничного обеда по случаю двенадцатилетия русского офицерского собрания в Шанхае — одного из культурных и организационных центров русской военной эмиграции. Художник Г.А.Сапожников. Шанхай, 1938

Последние русские гусары на чужбине: члены объединения 1-го гусарского Сумского генерала Сеславина полка (на столе — флажки-флюгера полковых цветов). Сан-Франциско, 1969

«С времен давным-давно забытых», как пелось в старинной застольной песне, так повелось, что те, кто сражаются в общем строю, вместе и пируют. От былинных застолий «ласкова князя Владимира», где собирались богатыри Древней Руси, через лихую «гусарскую лирику» поэта-партизана Дениса Давыдова и вдохновенные здравицы «Певца во стане русских воинов» В.А.Жуковского и до последних офицерских собраний Российской императорской армии начала ХХ века сохранялась непрерывная традиция воинского братства, объединенного как пролитой вместе кровью, так и общим хлебом-солью. Не случайно в некоторых европейских языках название роты — воинского подразделения (например, английское «company») восходит к «народной латыни»: panis — хлеб, съеденный вместе, не только указывал на ведение общего хозяйства, но и был символом дружества и общей судьбы.

К концу существования Российской империи основным структурным элементом и боевой тактической единицей армии был полк, «живущий своей отдельной самобытной жизнью, как часть целого, как маленький орган великого организма», по словам будущего генерала и будущего вождя Белого движения А.И.Деникина, сказанным в 1909 году. «Полк не призван решать государственные вопросы. Его задача скромнее: проведя через свои ряды 400–700 молодых граждан, воспитать их в преданности долгу и подготовить к бою», — писал тогда Деникин, и в этом воспитании немаловажную роль играли и полковые праздники, которые объединяли солдата и офицера, в том числе — праздничным столом с его сложившимися в течение десятилетий и веков законами и обычаями армейского хлебосольства. Воинская дружба была, конечно, шире, сплачивая целые воинские части — «кумовьев», «кунаков», отнюдь не только по признаку близости расквартирования («…полки покумились во время Наполеоновских войн», — говорил, например, о дружбе прославленных Гвардейских полков Финляндского и Павловского выдающийся мемуарист русского зарубежья, полковник-Финляндец Д.И.Ходнев). Не меньшее значение имело корпоративное братство выпускников военных училищ и кадетских корпусов, проносимое через всю жизнь: «Не ношу я амуниции: / Я ведь штатский, господа, / Но кадетские традиции / Не забуду никогда. // Я кадет… Ни фрак, ни звание / Не сотрут окраски той, / Что дало мне воспитание, / И оно умрет со мной», — провозглашал в 1913 году стихотворный тост бывший кадет 1-го Сибирского корпуса Н.А.Михайлов «на общем кадетском завтраке в день столетнего юбилея корпуса». И, кажется, даже излишним выглядело бы сейчас специальное подчеркивание роли корабельных кают-компаний, объединяющих офицерский состав в сплоченную семью. А после крушения великой Империи и военного поражения Белого движения память и традиции были унесены русскими воинами в изгнание.

На выставке представлена частица русской военной культуры, свидетельства именно праздников, тех — редких на общем фоне изгнанничества — часов, когда дух неумирающего единства ощущался сильнее, а штатский пиджак или блуза рабочего не могли скрыть славных стрелков, конников, артиллеристов, инженеров. «Годы ли страшны — за нами столетия, / Минут, как сон, эти дни лихолетия, / Вновь заживем мы в Москве», — подбадривал соратников на полковом празднике в 1927 году полковник Н.А.Никольский, горячий патриот и хранитель традиций Сумского гусарского полка. Надеждам не суждено было сбыться, — но ведь за ними и правда были столетия, столетия доблестной и верной службы России поколений их предков, века традиций и обычаев, составлявших столь важную часть военной жизни — дома, на мирных квартирах, в полевых условиях многочисленных войн… и на чужбине.

Ознакомиться с выставкой можно на 3-м этаже Музея по графику работы Музея

Вход свободный

Возрастное ограничение: 12+

Ограничения по потребителям услуг: нет

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок