Отзвуки ушедшей эпохи: предметы дворянского быта в Музее русского зарубежья

Виртуальная выставка
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

Колесо человеческой истории, поворачиваясь, сметает не только города и цивилизации, но и множество повседневных мелочей. Вещи, сто-двести лет назад бывшие предметами первой необходимости, на приобретение которых тратились порой немалые средства, сегодня даже неизвестны большинству людей.

В музейных экспозициях можно увидеть эти «странные» аксессуары прошлых эпох, названия которых, указанные на этикетках, несут в себе еще большую тайну.

Шатлен, миракль, карне де баль, несессер, сюрту де табль, жирандоль, бювар, портбуке, мушеты — привычные названия обязательных атрибутов дворянского быта XVIII и XIX веков, которые или исчезли из нашей жизни совсем или неузнаваемо изменились, получив другое имя. В коллекции декоративно-прикладного фонда нашего музея хранятся такие образцы.

Несессер в форме резного яйца со швейными принадлежностями. Западная Европа. 3-я четверть XIX в. Капо-корень, токарная обработка, резьба, лак; шелковый бархат. Из собрания Н.А.Рубцовой

Несессер в виде двух свинчивающихся половинок резного деревянного яйца коричневого цвета, декорированных геометризированным орнаментом из поясков и вертикальных цепочек сквозных отверстий; с солярными розетками на донышке и верхушке. Нижняя часть снабжена деревянной, обтянутой голубым бархатом вставкой с пятью гнездами для швейных принадлежностей.

По семейной легенде принадлежал Еликаниде Никифоровне Бажениной (в замужестве Латкиной; 1814–1897), последней представительнице старинного купеческого рода пионеров корабельного строительства и основателей торговых отношений русского Севера с иностранными державами, члену-соревнователю Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству, вдове Василия Николаевича Латкина (1809–1867), купца, золотопромышленника, путешественника, исследователя русского Севера, публициста, общественного деятеля.

Несессер в форме резного яйца со швейными принадлежностями. Западная Европа. 3-я четверть XIX в. Капо-корень, токарная обработка, резьба, лак; шелковый бархат. Из собрания Н.А.Рубцовой

Несессер в виде двух свинчивающихся половинок резного деревянного яйца коричневого цвета, декорированных геометризированным орнаментом из поясков и вертикальных цепочек сквозных отверстий; с солярными розетками на донышке и верхушке. Нижняя часть снабжена деревянной, обтянутой голубым бархатом вставкой с пятью гнездами для швейных принадлежностей.

По семейной легенде принадлежал Еликаниде Никифоровне Бажениной (в замужестве Латкиной; 1814–1897), последней представительнице старинного купеческого рода пионеров корабельного строительства и основателей торговых отношений русского Севера с иностранными державами, члену-соревнователю Императорского общества для содействия русскому торговому мореходству, вдове Василия Николаевича Латкина (1809–1867), купца, золотопромышленника, путешественника, исследователя русского Севера, публициста, общественного деятеля.

История одного небольшого дамского аксессуара из нашего собрания позволит рассказать о целом пласте материальной культуры прошлого. Представленная на фотографии миниатюрная деревянная шкатулка со швейными принадлежностями, выполненная в форме развинчивающегося прорезного яйца коричневого цвета с синей бархатной вставкой, — один из многочисленных и разнообразных вариантов переносного дамского несессера для рукоделия.

Несессер — французское название специального футляра или шкатулки для мелких предметов. Появились первые несессеры в конце XVII столетия исключительно как мужской компактный дорожный чемоданчик, который должен всегда быть под рукой. В нем хранились предметы гигиены, косметические и письменные принадлежности, без которых не отправлялись в дальнее путешествие. Причем у каждой вещи в несессере было свое место в отведенном для нее отсеке, где она удерживалась специальными петельками. Если бы не такой крепеж, все содержимое сундучка обязательно перемешалось бы во время езды в тряской карете. Появление на свет несессера было продиктовано жизненной необходимостью. Ведь в те далекие годы путешествие из города в город занимало не один день, а во время остановки в придорожных гостиницах искать в тюках и сундуках бритвенные принадлежности или перо для письма было весьма хлопотно. А вот из несессера легко и быстро можно было извлечь все самое необходимое. В XVIII веке удобство компактного ящичка по достоинству оценили и дамы, правда, в изготовленных для них сундучках появились еще и отделения для швейных принадлежностей, ведь рукоделие было практически единственным развлечением представительниц прекрасного пола во время долгой поездки.

В XIX – начале XX века несессеры превратились в незаменимый женский аксессуар. Такие изделия полностью соответствовали распространенному в то время стилю, соединяя в себе внешнюю роскошь орнаментов, продуманную структурную и функциональную рациональность. Дамские несессеры заполнялись косметическими и швейными принадлежностями, создававшимися профессиональными ювелирами. Это были восхитительные футляры, содержавшие в себе гребень, зеркальце, пудреницу, наперсток, футляр для помады, часики.

Бювар. Западная Европа. Конец XIX – начало XX в. Принадлежал Н.И. фон Боку

Бювар темно-зеленый с откидным клапаном и тремя открытыми отделениями внутри. На лицевой стороне крышки-клапана — тисненая монограмма «J.B.» под дворянской короной.

Николай Иванович фон Бок (1880–1962) — дипломат, священник. В 1912 году — секретарь российской дипломатической миссии в Ватикане. После революции остался в Италии, был председателем Комитета по оказанию помощи русским беженцам. В 1925 году принял католичество, в 1948 году — сан священника. В Сан-Франциско создал греко-католический приход Фатимской Божией Матери.

Бювар. Российская империя. Последняя треть XIX в. Кожа, тиснение, серебрение. Принадлежал М.Ф.Лупанову

Папка для бумаг распашная, с двумя открытыми отделениями внутри, коричневая, с декоративным серебристым тиснением на верхней крышке в виде рядов розеток по всему полю и каймы из трех орнаментальных рамок по периметру.

Мстислав Федорович Лупанов (1885–1976) — русский полковник, кавалер ордена Почетного легиона. С 6-м особым пехотным полком прибыл во Францию, воевал в составе Русского экспедиционного корпуса, затем в Русском легионе. В эмиграции во Франции. Служил во французском Иностранном легионе (капитан).

Бювар. Российская империя. 1900-е. Кожа, тиснение; шелковый муар; никелированный металл. Принадлежал А.А.Линицкому

Бювар черный кожаный распашной, с металлическим накладным замком-застежкой. Внутри: кожаный хлястик для крепления ручки или карандаша; на верхней крышке — четыре отделения для бумаг; на нижней — картонная папка и одно отделение для бумаг. Все внутренние стенки отделаны синим муаром. У нижнего правого угла бювара тиснение: «MrG».

Александр Александрович Линицкий (1895–1977) окончил Сумский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. Штабс-ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка. Участник Первой мировой войны, выступления генерала Корнилова в 1917 году. С 1918 года в Добровольческой армии, с 1919 года — командир эскадрона Сводно-гвардейского кавалерийского дивизиона. Галлиполиец. Подполковник. В эмиграции с 1931 года в Белграде, затем в США, с 1960 года — председатель кадетского объединения в Сан-Франциско.

Бювар. Российская империя. 1900-е. Кожа, тиснение; шелковый муар; никелированный металл. Принадлежал А.А.Линицкому

Бювар черный кожаный распашной, с металлическим накладным замком-застежкой. Внутри: кожаный хлястик для крепления ручки или карандаша; на верхней крышке — четыре отделения для бумаг; на нижней — картонная папка и одно отделение для бумаг. Все внутренние стенки отделаны синим муаром. У нижнего правого угла бювара тиснение: «MrG».

Александр Александрович Линицкий (1895–1977) окончил Сумский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. Штабс-ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка. Участник Первой мировой войны, выступления генерала Корнилова в 1917 году. С 1918 года в Добровольческой армии, с 1919 года — командир эскадрона Сводно-гвардейского кавалерийского дивизиона. Галлиполиец. Подполковник. В эмиграции с 1931 года в Белграде, затем в США, с 1960 года — председатель кадетского объединения в Сан-Франциско.

Бювар. Западная Европа. Конец XIX – начало XX в. Принадлежал Н.И. фон Боку

Бювар темно-зеленый с откидным клапаном и тремя открытыми отделениями внутри. На лицевой стороне крышки-клапана — тисненая монограмма «J.B.» под дворянской короной.

Николай Иванович фон Бок (1880–1962) — дипломат, священник. В 1912 году — секретарь российской дипломатической миссии в Ватикане. После революции остался в Италии, был председателем Комитета по оказанию помощи русским беженцам. В 1925 году принял католичество, в 1948 году — сан священника. В Сан-Франциско создал греко-католический приход Фатимской Божией Матери.

Бювар. Российская империя. Последняя треть XIX в. Кожа, тиснение, серебрение. Принадлежал М.Ф.Лупанову

Папка для бумаг распашная, с двумя открытыми отделениями внутри, коричневая, с декоративным серебристым тиснением на верхней крышке в виде рядов розеток по всему полю и каймы из трех орнаментальных рамок по периметру.

Мстислав Федорович Лупанов (1885–1976) — русский полковник, кавалер ордена Почетного легиона. С 6-м особым пехотным полком прибыл во Францию, воевал в составе Русского экспедиционного корпуса, затем в Русском легионе. В эмиграции во Франции. Служил во французском Иностранном легионе (капитан).

Бювар. Российская империя. 1900-е. Кожа, тиснение; шелковый муар; никелированный металл. Принадлежал А.А.Линицкому

Бювар черный кожаный распашной, с металлическим накладным замком-застежкой. Внутри: кожаный хлястик для крепления ручки или карандаша; на верхней крышке — четыре отделения для бумаг; на нижней — картонная папка и одно отделение для бумаг. Все внутренние стенки отделаны синим муаром. У нижнего правого угла бювара тиснение: «MrG».

Александр Александрович Линицкий (1895–1977) окончил Сумский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. Штабс-ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка. Участник Первой мировой войны, выступления генерала Корнилова в 1917 году. С 1918 года в Добровольческой армии, с 1919 года — командир эскадрона Сводно-гвардейского кавалерийского дивизиона. Галлиполиец. Подполковник. В эмиграции с 1931 года в Белграде, затем в США, с 1960 года — председатель кадетского объединения в Сан-Франциско.

Бювар. Российская империя. 1900-е. Кожа, тиснение; шелковый муар; никелированный металл. Принадлежал А.А.Линицкому

Бювар черный кожаный распашной, с металлическим накладным замком-застежкой. Внутри: кожаный хлястик для крепления ручки или карандаша; на верхней крышке — четыре отделения для бумаг; на нижней — картонная папка и одно отделение для бумаг. Все внутренние стенки отделаны синим муаром. У нижнего правого угла бювара тиснение: «MrG».

Александр Александрович Линицкий (1895–1977) окончил Сумский кадетский корпус и Николаевское кавалерийское училище. Штабс-ротмистр лейб-гвардии Уланского Его Величества полка. Участник Первой мировой войны, выступления генерала Корнилова в 1917 году. С 1918 года в Добровольческой армии, с 1919 года — командир эскадрона Сводно-гвардейского кавалерийского дивизиона. Галлиполиец. Подполковник. В эмиграции с 1931 года в Белграде, затем в США, с 1960 года — председатель кадетского объединения в Сан-Франциско.

Со второй трети XIX столетия бювар был распространенным атрибутом деловой жизни. Слово бювар пришло в Россию из Франции, причем в словарях встречаются разные его значения. В одном случае оно трактуется как папка для ношения бумаг и письменных принадлежностей, в другом — как настольная папка для хранения писчей и промокательной бумаги, конвертов, марок. Известно несколько типов бюваров, представляющих собой варианты настольных папок и дорожных портфелей.

Изделия, предназначенные для повседневного ношения, выглядели иначе, чем постоянно находившиеся на столе.

Шкатулка женская для писем. Российская империя. 1860-е. Орех, кожа, бронза золоченая, муар, роспись, перламутр, инкрустация

Несессер настольный дамский для писем и бумаг с деревянными, фанерованными ореховым шпоном крышками, металлическим замком-защелкой, кожаными гофрированными объемными стенками; внутри отделан вишневым шелковым муаром. Верхняя крышка декорирована изображением стилизованного золоченого цветочного букета с лепестками из инкрустированных перламутровых пластин в тонкой золотистой рамке по периметру.

Шкатулка женская для писем. Российская империя. 1860-е. Орех, кожа, бронза золоченая, муар, роспись, перламутр, инкрустация

Несессер настольный дамский для писем и бумаг с деревянными, фанерованными ореховым шпоном крышками, металлическим замком-защелкой, кожаными гофрированными объемными стенками; внутри отделан вишневым шелковым муаром. Верхняя крышка декорирована изображением стилизованного золоченого цветочного букета с лепестками из инкрустированных перламутровых пластин в тонкой золотистой рамке по периметру.

Шкатулка женская для писем. Российская империя. 1860-е. Орех, кожа, бронза золоченая, муар, роспись, перламутр, инкрустация

Несессер настольный дамский для писем и бумаг с деревянными, фанерованными ореховым шпоном крышками, металлическим замком-защелкой, кожаными гофрированными объемными стенками; внутри отделан вишневым шелковым муаром. Верхняя крышка декорирована изображением стилизованного золоченого цветочного букета с лепестками из инкрустированных перламутровых пластин в тонкой золотистой рамке по периметру.

Шкатулка женская для писем. Российская империя. 1860-е. Орех, кожа, бронза золоченая, муар, роспись, перламутр, инкрустация

Несессер настольный дамский для писем и бумаг с деревянными, фанерованными ореховым шпоном крышками, металлическим замком-защелкой, кожаными гофрированными объемными стенками; внутри отделан вишневым шелковым муаром. Верхняя крышка декорирована изображением стилизованного золоченого цветочного букета с лепестками из инкрустированных перламутровых пластин в тонкой золотистой рамке по периметру.

Настольные папки дополнялись выдвижными ящичками, навесными кармашками, секретными отделениями. У переносных бюваров сверху были закрывающиеся треугольные клапаны, карманы в раскладных боковых сторонках, закладки и зажимы, облегчавшие надежное хранение бумаг. При изготовлении настольных и переносных бюваров использовались разные способы декора. Фарфоровый пласт, бисерная вставка или мозаичная инкрустация украшали крышки настольных бюваров, так как утяжеляли их конструкцию, а переносные папки чаще дополняли накладными владельческими монограммами и тисненым орнаментом.

Бювар для памятного адреса генерала А.П.Будберга. Российская империя. 1913. Металл белый, шелковый муар, коленкор; гравировка, чеканка, тиснение

Папка для бумаг настольная, распашная, из тисненого коленкора изумрудного цвета, на четырех металлических орнаментированных рельефных опорах на задней крышке; с декоративным металлическим пластом с гравированной топографической картой Дальнего Востока в пышно орнаментированном картуше с барельефными изображениями сказочных животных и стилизованных растений. На обложке выполненные из белого металла вензель с монограммой «АБ» под баронской короной (в правом верхнем углу) и автографы дарителей (по периметру). Внутри бювар отделан шелковым муаром темно-зеленого (горчичного) цвета и снабжен съемным вкладышем — папкой из белой калландрированной мелованной бумаги, снаружи обтянутой темно-зеленым шелковым муаром. На внутренних стенках бювара — открытые отделения: одно большое и два малых — на левой и одно большое — на правой.

Адрес был поднесен генералу А.П.Будбергу его сослуживцами по крепости Владивосток перед его убытием к новому месту службы.

Алексей Павлович Будберг (1869–1945) — выпускник Орловского кадетского корпуса, Михайловского артиллерийского училища и Николаевской академии Генерального штаба. Участник Первой мировой войны и Белого движения, военный министр правительства Колчака. В эмиграции в Сан-Франциско, председатель Общества русских ветеранов Великой войны.

Бювар для памятного адреса генерала А.П.Будберга. Российская империя. 1913. Металл белый, шелковый муар, коленкор; гравировка, чеканка, тиснение

Папка для бумаг настольная, распашная, из тисненого коленкора изумрудного цвета, на четырех металлических орнаментированных рельефных опорах на задней крышке; с декоративным металлическим пластом с гравированной топографической картой Дальнего Востока в пышно орнаментированном картуше с барельефными изображениями сказочных животных и стилизованных растений. На обложке выполненные из белого металла вензель с монограммой «АБ» под баронской короной (в правом верхнем углу) и автографы дарителей (по периметру). Внутри бювар отделан шелковым муаром темно-зеленого (горчичного) цвета и снабжен съемным вкладышем — папкой из белой калландрированной мелованной бумаги, снаружи обтянутой темно-зеленым шелковым муаром. На внутренних стенках бювара — открытые отделения: одно большое и два малых — на левой и одно большое — на правой.

Адрес был поднесен генералу А.П.Будбергу его сослуживцами по крепости Владивосток перед его убытием к новому месту службы.

Алексей Павлович Будберг (1869–1945) — выпускник Орловского кадетского корпуса, Михайловского артиллерийского училища и Николаевской академии Генерального штаба. Участник Первой мировой войны и Белого движения, военный министр правительства Колчака. В эмиграции в Сан-Франциско, председатель Общества русских ветеранов Великой войны.

Бювар для памятного адреса генерала А.П.Будберга. Российская империя. 1913. Металл белый, шелковый муар, коленкор; гравировка, чеканка, тиснение

Папка для бумаг настольная, распашная, из тисненого коленкора изумрудного цвета, на четырех металлических орнаментированных рельефных опорах на задней крышке; с декоративным металлическим пластом с гравированной топографической картой Дальнего Востока в пышно орнаментированном картуше с барельефными изображениями сказочных животных и стилизованных растений. На обложке выполненные из белого металла вензель с монограммой «АБ» под баронской короной (в правом верхнем углу) и автографы дарителей (по периметру). Внутри бювар отделан шелковым муаром темно-зеленого (горчичного) цвета и снабжен съемным вкладышем — папкой из белой калландрированной мелованной бумаги, снаружи обтянутой темно-зеленым шелковым муаром. На внутренних стенках бювара — открытые отделения: одно большое и два малых — на левой и одно большое — на правой.

Адрес был поднесен генералу А.П.Будбергу его сослуживцами по крепости Владивосток перед его убытием к новому месту службы.

Алексей Павлович Будберг (1869–1945) — выпускник Орловского кадетского корпуса, Михайловского артиллерийского училища и Николаевской академии Генерального штаба. Участник Первой мировой войны и Белого движения, военный министр правительства Колчака. В эмиграции в Сан-Франциско, председатель Общества русских ветеранов Великой войны.

Бювар для памятного адреса генерала А.П.Будберга. Российская империя. 1913. Металл белый, шелковый муар, коленкор; гравировка, чеканка, тиснение

Папка для бумаг настольная, распашная, из тисненого коленкора изумрудного цвета, на четырех металлических орнаментированных рельефных опорах на задней крышке; с декоративным металлическим пластом с гравированной топографической картой Дальнего Востока в пышно орнаментированном картуше с барельефными изображениями сказочных животных и стилизованных растений. На обложке выполненные из белого металла вензель с монограммой «АБ» под баронской короной (в правом верхнем углу) и автографы дарителей (по периметру). Внутри бювар отделан шелковым муаром темно-зеленого (горчичного) цвета и снабжен съемным вкладышем — папкой из белой калландрированной мелованной бумаги, снаружи обтянутой темно-зеленым шелковым муаром. На внутренних стенках бювара — открытые отделения: одно большое и два малых — на левой и одно большое — на правой.

Адрес был поднесен генералу А.П.Будбергу его сослуживцами по крепости Владивосток перед его убытием к новому месту службы.

Алексей Павлович Будберг (1869–1945) — выпускник Орловского кадетского корпуса, Михайловского артиллерийского училища и Николаевской академии Генерального штаба. Участник Первой мировой войны и Белого движения, военный министр правительства Колчака. В эмиграции в Сан-Франциско, председатель Общества русских ветеранов Великой войны.

Бювар для памятного адреса генерала А.П.Будберга. Российская империя. 1913. Металл белый, шелковый муар, коленкор; гравировка, чеканка, тиснение

Папка для бумаг настольная, распашная, из тисненого коленкора изумрудного цвета, на четырех металлических орнаментированных рельефных опорах на задней крышке; с декоративным металлическим пластом с гравированной топографической картой Дальнего Востока в пышно орнаментированном картуше с барельефными изображениями сказочных животных и стилизованных растений. На обложке выполненные из белого металла вензель с монограммой «АБ» под баронской короной (в правом верхнем углу) и автографы дарителей (по периметру). Внутри бювар отделан шелковым муаром темно-зеленого (горчичного) цвета и снабжен съемным вкладышем — папкой из белой калландрированной мелованной бумаги, снаружи обтянутой темно-зеленым шелковым муаром. На внутренних стенках бювара — открытые отделения: одно большое и два малых — на левой и одно большое — на правой.

Адрес был поднесен генералу А.П.Будбергу его сослуживцами по крепости Владивосток перед его убытием к новому месту службы.

Алексей Павлович Будберг (1869–1945) — выпускник Орловского кадетского корпуса, Михайловского артиллерийского училища и Николаевской академии Генерального штаба. Участник Первой мировой войны и Белого движения, военный министр правительства Колчака. В эмиграции в Сан-Франциско, председатель Общества русских ветеранов Великой войны.

Бювар для памятного адреса генерала А.П.Будберга. Российская империя. 1913. Металл белый, шелковый муар, коленкор; гравировка, чеканка, тиснение

Папка для бумаг настольная, распашная, из тисненого коленкора изумрудного цвета, на четырех металлических орнаментированных рельефных опорах на задней крышке; с декоративным металлическим пластом с гравированной топографической картой Дальнего Востока в пышно орнаментированном картуше с барельефными изображениями сказочных животных и стилизованных растений. На обложке выполненные из белого металла вензель с монограммой «АБ» под баронской короной (в правом верхнем углу) и автографы дарителей (по периметру). Внутри бювар отделан шелковым муаром темно-зеленого (горчичного) цвета и снабжен съемным вкладышем — папкой из белой калландрированной мелованной бумаги, снаружи обтянутой темно-зеленым шелковым муаром. На внутренних стенках бювара — открытые отделения: одно большое и два малых — на левой и одно большое — на правой.

Адрес был поднесен генералу А.П.Будбергу его сослуживцами по крепости Владивосток перед его убытием к новому месту службы.

Алексей Павлович Будберг (1869–1945) — выпускник Орловского кадетского корпуса, Михайловского артиллерийского училища и Николаевской академии Генерального штаба. Участник Первой мировой войны и Белого движения, военный министр правительства Колчака. В эмиграции в Сан-Франциско, председатель Общества русских ветеранов Великой войны.

Сначала папку для бумаг называли французским словом portefeuille. Национальный корпус русского языка слово портфель фиксирует со второй половины 1830-х годов, и среди его значений еще очень долго главными считались «папка для бумаг» и «бумажник». Старинный портфель представлял собой закрывающуюся папку или чехол для бумаг; привычный нам портфель с ручкой появился только в начале ХХ века, но еще долго портфели продолжали носить под мышкой, как прежде папку. Почему же у привычного портфеля все же появился конкурент бювар?

Само слово buvard, производное от глагола «пить», относилось к промокательной бумаге, с 1830-х годов пришедшей на смену прежним коробочкам с песком для просушивания написанного. На письменный стол стали класть большой лист промокательной бумаги, чтобы защитить поверхность от чернильных брызг. Такой лист стали прикреплять к кожаной подкладке или к правой створке большой картонной папки, а в левой створке делали кармашки для бумаги и конвертов. Папку или подложку на письменный стол — но обязательно с промокательной бумагой! — тоже стали называть бювар.

Портфель. Франция. 1940-е. Кожа, металл, шелковый репс. Принадлежал И.С.Шмелеву

Портфель кожаный коричневый, с откидной крышкой-клапаном на двух кнопках, с кожаной ручкой и накладным металлическим золоченым замком-застежкой. Внутри три отделения: два — открытых, одно — на застежке-молнии; подкладка — из коричневого шелкового репса.

Иван Сергеевич Шмелев (1873–1950) — выдающийся русский писатель, публицист, православный мыслитель.

Портфель для бумаг. Швейцария. 1960–1970-е. Кожа, картон, ткань. Принадлежал В.С.Варшавскому

Портфель для бумаг в форме черной кожаной папки-бювара со скругленными углами, двумя ручками, на молнии, с внутренней подкладкой из светло-коричневой ткани. В правом верхнем углу тисненые инициалы «V.V.». На застежке молнии — клеймо фирмы-изготовителя «RIRI».

Владимир Сергеевич Варшавский (1906–1978) — прозаик и публицист русского зарубежья.

Портфель. Франция. 1940-е. Кожа, металл, шелковый репс. Принадлежал И.С.Шмелеву

Портфель кожаный коричневый, с откидной крышкой-клапаном на двух кнопках, с кожаной ручкой и накладным металлическим золоченым замком-застежкой. Внутри три отделения: два — открытых, одно — на застежке-молнии; подкладка — из коричневого шелкового репса.

Иван Сергеевич Шмелев (1873–1950) — выдающийся русский писатель, публицист, православный мыслитель.

Портфель для бумаг. Швейцария. 1960–1970-е. Кожа, картон, ткань. Принадлежал В.С.Варшавскому

Портфель для бумаг в форме черной кожаной папки-бювара со скругленными углами, двумя ручками, на молнии, с внутренней подкладкой из светло-коричневой ткани. В правом верхнем углу тисненые инициалы «V.V.». На застежке молнии — клеймо фирмы-изготовителя «RIRI».

Владимир Сергеевич Варшавский (1906–1978) — прозаик и публицист русского зарубежья.

Так что некоторые предметы, которые сейчас историки и музейщики предпочитают называть бюварами, для своих прежних владельцев были портфелями. «Сановник взял на колени малиновый бархатный портфель с золотым выпуклым вензелем и таким же золотым замком, помещенным в поле орденской звезды. Затем он бережно ввел внутрь портфеля длинную кисть своей старческой руки и еще бережнее извлек оттуда рукопись» (Лесков Н. Чертовы куклы. 1890).

Но вернемся к бювару и его производным. Считается, что промокательная бумага была изобретена случайно. В 1835 году на одной из бумажных фабрик в Англии мастер забыл добавить клей в неготовую бумажную смесь. Бумага стала рыхлой, шершавой и непригодной для письма. Когда инженер стал распекать мастера за испорченную продукцию, ему вздумалось доказать, что и писать на такой бумаге нельзя. Проведенная пером жирная чернильная линия моментально впиталась. Таким образом, ошибка мастера пошла на пользу целой фабрике, которая вскоре полностью переключилась на изготовление востребованной промокательной бумаги. Назвали ее charta bibula — это значит не только «впитывающая» или «всасывающая» бумага, но и, в переносном смысле, «любящая выпить». Отсюда и французское название papier buvard — «бумага-выпивоха». В русском языке слово «промокашка» появилось в самом конце XIX века; раньше промокательную бумагу называли заимствованным из немецкого словом клякс-папир (от klecks — клякса, papier — бумага). В широкое употребление в качестве принадлежности для письма «пропускная», «протечная» или «бюварная» бумага вошла с 1830-х годов, окончательно вытеснив канцелярские песочницы, из которых кварцевым мелкозернистым песком или толченой пемзой посыпали свеженаписанный текст, чтобы он скорее просох и не размазался.

Письменный прибор. Литва. 1-я половина XIX в. Дерево, лакокрасочное покрытие. Ручная работа. Принадлежал И.И. фон Боку

Настольный письменный прибор усадебной работы 1-й половины XIX века, выполненный в виде небольшого бюро с отсеком для письменных принадлежностей, стеклянными чернильницами и песочницей наверху и выдвижным ящичком для бумаг с латунной точеной ручкой внизу. Одна из трех съемных деревянных крышек одинаковых стеклянных флаконов снабжена сквозными отверстиями для высыпания песка на свежие чернила текста. На тыльной поверхности съемной крышки бюро сохранилась бумажная наклейка с текстом: «Боковское. Работа крепостного столяра “Извар”. Всегда стоял на письменном столе дедушки Вани».

Письменный прибор. Литва. 1-я половина XIX в. Дерево, лакокрасочное покрытие. Ручная работа. Принадлежал И.И. фон Боку

Настольный письменный прибор усадебной работы 1-й половины XIX века, выполненный в виде небольшого бюро с отсеком для письменных принадлежностей, стеклянными чернильницами и песочницей наверху и выдвижным ящичком для бумаг с латунной точеной ручкой внизу. Одна из трех съемных деревянных крышек одинаковых стеклянных флаконов снабжена сквозными отверстиями для высыпания песка на свежие чернила текста. На тыльной поверхности съемной крышки бюро сохранилась бумажная наклейка с текстом: «Боковское. Работа крепостного столяра “Извар”. Всегда стоял на письменном столе дедушки Вани».

Письменный прибор. Литва. 1-я половина XIX в. Дерево, лакокрасочное покрытие. Ручная работа. Принадлежал И.И. фон Боку

Настольный письменный прибор усадебной работы 1-й половины XIX века, выполненный в виде небольшого бюро с отсеком для письменных принадлежностей, стеклянными чернильницами и песочницей наверху и выдвижным ящичком для бумаг с латунной точеной ручкой внизу. Одна из трех съемных деревянных крышек одинаковых стеклянных флаконов снабжена сквозными отверстиями для высыпания песка на свежие чернила текста. На тыльной поверхности съемной крышки бюро сохранилась бумажная наклейка с текстом: «Боковское. Работа крепостного столяра “Извар”. Всегда стоял на письменном столе дедушки Вани».

Письменный прибор. Литва. 1-я половина XIX в. Дерево, лакокрасочное покрытие. Ручная работа. Принадлежал И.И. фон Боку

Настольный письменный прибор усадебной работы 1-й половины XIX века, выполненный в виде небольшого бюро с отсеком для письменных принадлежностей, стеклянными чернильницами и песочницей наверху и выдвижным ящичком для бумаг с латунной точеной ручкой внизу. Одна из трех съемных деревянных крышек одинаковых стеклянных флаконов снабжена сквозными отверстиями для высыпания песка на свежие чернила текста. На тыльной поверхности съемной крышки бюро сохранилась бумажная наклейка с текстом: «Боковское. Работа крепостного столяра “Извар”. Всегда стоял на письменном столе дедушки Вани».

Песочницы входили в состав письменных наборов и обычно имели ту же форму, что и парные к ним чернильницы. Разница заключалась в том, что у чернильницы была глухая откидывающаяся крышечка, а у песочницы — крышечка с многочисленными мелкими отверстиями.

Промокательная бумага применялась не только в виде отдельных небольших листков, которые удобно вкладывать в папки. Было придумано канцелярское приспособление для промокания написанного, у французов называющееся tampon buvard или presse buvard, ставшее неотъемлемой частью настольного письменного прибора. Правда, точное название — пресс-бювар — в России употреблялось крайне редко; его почти сразу стали называть пресс-папье. Впрочем, тяжелая крышка из какого-нибудь поделочного камня позволяла использовать его и для прижимания бумаг к столу, чтобы не разлетались от сквозняка.

Пресс-папье. Франция. 1940-е. Дерево, черный лак, поролон, промокательная бумага. Принадлежало И.С.Шмелеву

Пресс-папье классической формы — округлый деревянный брусок, обтянутый снизу красным поролоном и листом зеленой промокательной бумаги, с прямоугольной верхней панелью с шаровидной точеной ручкой. На торцах пресса — клеймо «EGh».

Пресс-папье. Франция. 1940-е. Дерево, черный лак, поролон, промокательная бумага. Принадлежало И.С.Шмелеву

Пресс-папье классической формы — округлый деревянный брусок, обтянутый снизу красным поролоном и листом зеленой промокательной бумаги, с прямоугольной верхней панелью с шаровидной точеной ручкой. На торцах пресса — клеймо «EGh».

Пресс-папье. Франция. 1940-е. Дерево, черный лак, поролон, промокательная бумага. Принадлежало И.С.Шмелеву

Пресс-папье классической формы — округлый деревянный брусок, обтянутый снизу красным поролоном и листом зеленой промокательной бумаги, с прямоугольной верхней панелью с шаровидной точеной ручкой. На торцах пресса — клеймо «EGh».

Пресс-папье. Франция. 1940-е. Дерево, черный лак, поролон, промокательная бумага. Принадлежало И.С.Шмелеву

Пресс-папье классической формы — округлый деревянный брусок, обтянутый снизу красным поролоном и листом зеленой промокательной бумаги, с прямоугольной верхней панелью с шаровидной точеной ручкой. На торцах пресса — клеймо «EGh».

Пресс-бювар представлял собой округлый снизу деревянный брусок с натянутой на него бумагой. Боковые и верхняя часть бруска оправлялись в металл или серебро. Пресс для промокательной бумаги делали из различных сортов дерева: красного и черного, карельской березы, ореха, ольхи, дуба, ясеня, чинары, кипариса и др. Для изготовления верхних крышек часто использовали поделочные камни, металл, реже стекло. Крышки снабжались ручками различной формы.

Ножи для бумаги. Российская империя. XIX в. Кость, серебро

Ножи для бумаги. Российская империя. XIX в. Кость, серебро

Ножи для бумаги. Российская империя. XIX в. Кость, серебро

Ножи для бумаги. Российская империя. XIX в. Кость, серебро

Ножи для бумаги. Российская империя. XIX в. Кость, серебро

Ножи для бумаги. Российская империя. XIX в. Кость, серебро

Специальные ножи для чтения книг и журналов, а также для вскрытия писем и конвертов появились в XVIII веке и были повсеместно распространены в XIX веке. Новые книги невозможно было прочитать, предварительно не разрезав страницы, для чего и существовали костяные, металлические или деревянные ножи различной отделки и оформления. Многие из них являются настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства. У этих предметов было два забытых сейчас названия: плиссуар (от фр. plisse — складка) и page turner (переворачиватель страниц. — англ.).

Бальная книжка. Западная Европа. Последняя четверть XIX в. Слоновая кость, резьба; шелковый муар; картон, золочение

Бальная записная книжка с карандашом в костяном переплете, с синей муаровой отделкой внутренних отделений, картонными листами с тройным золоченым обрезом и петлями для карандаша. На верхней крышке костяной обложки — накладной резной ажурный цветочный букет.

Бальная книжка. Западная Европа. Последняя четверть XIX в. Слоновая кость, резьба; шелковый муар; картон, золочение

Бальная записная книжка с карандашом в костяном переплете, с синей муаровой отделкой внутренних отделений, картонными листами с тройным золоченым обрезом и петлями для карандаша. На верхней крышке костяной обложки — накладной резной ажурный цветочный букет.

Бальная книжка. Западная Европа. Последняя четверть XIX в. Слоновая кость, резьба; шелковый муар; картон, золочение

Бальная записная книжка с карандашом в костяном переплете, с синей муаровой отделкой внутренних отделений, картонными листами с тройным золоченым обрезом и петлями для карандаша. На верхней крышке костяной обложки — накладной резной ажурный цветочный букет.

Бальная книжка. Западная Европа. Последняя четверть XIX в. Слоновая кость, резьба; шелковый муар; картон, золочение

Бальная записная книжка с карандашом в костяном переплете, с синей муаровой отделкой внутренних отделений, картонными листами с тройным золоченым обрезом и петлями для карандаша. На верхней крышке костяной обложки — накладной резной ажурный цветочный букет.

Карне (от фр. Carnet de bal), бальный альбом, бальная книжка или бальные карточки — в XVIII–XIX веках были обязательным аксессуаром, дополнявшим бальный туалет. Они служили дамам для записи имен партнеров, которым во время бала был обещан танец.

Это могли быть футляры с набором карточек, небольшие блокноты или веера из пластинок слоновой кости, непременно с карандашом. После бала записи легко стирались. Особой популярностью они начали пользоваться с развитием традиции парных танцев.

Танцевать с одним партнером или по забывчивости пообещать двум кавалерам один и тот же танец считалось неприличным. Даже с женихом можно было провести не более трех-четырех танцев за вечер, поэтому карне были просто незаменимы.

Со временем менялись не только формы карне, но и материалы, из которых они выполнялись: чаще всего мастера использовали драгоценные камни, жемчуг, серебро, слоновую кость. Позже карне превратились в обычные блокноты с количеством листов, соответствовавшим числу танцев. Во второй половине XIX столетия встречались они и у мужчин.

Ридикюль. Российская империя. Начало XX в. Бархат, металлизированный бисер, шелк. Ручная работа

Сумочка ручная дамская, трапецевидной формы, со срезанными нижними углами; синего бархата, расшитая серебристым металлизированным бисером (двусторонний стилизованный лиственный орнамент); на шелковой подкладке кремового оттенка.


Ридикюль. Российская империя. Начало XX в. Бархат, металлизированный бисер, шелк. Ручная работа

Сумочка ручная дамская, трапецевидной формы, со срезанными нижними углами; синего бархата, расшитая серебристым металлизированным бисером (двусторонний стилизованный лиственный орнамент); на шелковой подкладке кремового оттенка.


Ридикюль — небольшая женская сумочка в виде мешочка на длинном шнуре, надевающаяся на руку. Появились ридикюли в конце XVIII века и получили название ретикюль, что в переводе с латинского означало сетку или плетеную сумку, но позже были прозваны ридикулями (в переводе с французского — «смехотворные»). Ридикюли украшали вышивкой цветными шелковыми нитями, пайетками и бисером.

Зонтик-парасоль. Франция. 1-я треть XX в. Хлопчатобумажная ткань, шелковые нити, машинная вышивка гладью и ришелье; дерево, резьба, лаковое покрытие

Зонтик от солнца (парасоль) с плоским куполом и деревянной ручкой с резным набалдашником в виде птичьей головы. Купол с машинной вышивкой гладью и лиственными узорами в технике ришелье: бежевый фон с редким узором «павлиний глаз» желтого цвета. Набалдашник и цилиндрическое навершие ручки покрыты желтым лаком; набалдашник орнаментирован веревочными шнурами. Спицы — металлические.

Принадлежал Евгении Леонидовне Карташевой (Матвеевой), выпускнице Харьковского девичьего института, в эмиграции размещенного в сербском городке Нови-Бечей (1921–1933).

Зонтик-парасоль. Франция. 1-я треть XX в. Хлопчатобумажная ткань, шелковые нити, машинная вышивка гладью и ришелье; дерево, резьба, лаковое покрытие

Зонтик от солнца (парасоль) с плоским куполом и деревянной ручкой с резным набалдашником в виде птичьей головы. Купол с машинной вышивкой гладью и лиственными узорами в технике ришелье: бежевый фон с редким узором «павлиний глаз» желтого цвета. Набалдашник и цилиндрическое навершие ручки покрыты желтым лаком; набалдашник орнаментирован веревочными шнурами. Спицы — металлические.

Принадлежал Евгении Леонидовне Карташевой (Матвеевой), выпускнице Харьковского девичьего института, в эмиграции размещенного в сербском городке Нови-Бечей (1921–1933).

Парасоль (от фр. parasol, буквально «против солнца») — зонт, предназначенный для защиты от солнца. В XVIII–XIX веках представлял собой модный аксессуар, с которым дамы отправлялись на прогулку.

Парасоль был изобретен во Франции в XVII веке и стал первой разновидностью зонта, появившейся в Европе. Первоначально единственным его назначением была защита кожи от солнца и, следовательно, от загара, который считался признаком низших, работающих сословий.

В отличие от обычного зонта, предназначенного для защиты в первую очередь от дождя, парасоль долгое время не имел функции не пропускать влагу. Парасоль, как и остальные аксессуары, был частью образа хозяйки и должен был, во-первых, гармонировать с ее нарядом, во-вторых, показывать статус.

Парасоли изготавливались из кружева или разнообразных тканей и обильно украшались рюшами, лентами и так далее. Ручки нередко изготавливались с роскошью и изобретательностью; использовались слоновая кость, полудрагоценные материалы, резьба по дереву.

В 1772 году англичанин Джон Ханвэй придумал заменить кружева и легкие ткани, из которых изготавливались парасоли, на более плотную, не пропускающую воду ткань, и изобрел таким образом зонт от дождя. Несмотря на это, классические дамские парасоли остаются в моде вплоть до 1920-х годов, когда мода на аристократическую бледность сменяется модой на загар.

Прибор для снятия нагара со свечей. Западная Европа. Конец XIX в. Белый металл, литье, серебрение, лак

Ножницы-щипцы для снятия нагара и укорачивания фитилей свечей и масляных ламп с ящичком для срезанных фителей на подносе.

Прибор для снятия нагара со свечей. Западная Европа. Конец XIX в. Белый металл, литье, серебрение, лак

Ножницы-щипцы для снятия нагара и укорачивания фитилей свечей и масляных ламп с ящичком для срезанных фителей на подносе.

Прибор для снятия нагара со свечей. Западная Европа. Конец XIX в. Белый металл, литье, серебрение, лак

Ножницы-щипцы для снятия нагара и укорачивания фитилей свечей и масляных ламп с ящичком для срезанных фителей на подносе.

Прибор для снятия нагара со свечей. Западная Европа. Конец XIX в. Белый металл, литье, серебрение, лак

Ножницы-щипцы для снятия нагара и укорачивания фитилей свечей и масляных ламп с ящичком для срезанных фителей на подносе.

Перед вами ножницы для снятия нагара со свечей на индивидуальном подносике.

У этого предмета были и другие названия: свечные ножницы, фитильные щипцы, съемы или съемцы. Созданы они были для укорачивания фитилей свечей, а также для снятия с них нагара в домах и храмах.

Почти забыто еще одно название этого предмета — мушеты, произошедшее от французского слова mouchettes (нагарные щипцы). Традиционные европейские ножницы для снятия нагара и подрезки фитиля имели плоские и широкие лезвия-клинки, сначала прямые, а с XVII века — изогнутые, препятствовавшие падению отрезанного фитиля.

Кроме того, для удобства пользования у европейских ножниц были ножки-опоры (как правило, три — одна поддерживала лезвие, две других поддерживали ручки). С середины XIV века на одно из лезвий стали напаивать небольшой ящичек для срезанных фитилей. Потом к ножницам добавился небольшой поднос.

До начала XIX века свечи изготавливались из воска или животного жира, который образовывал на конце фитиля наплыв нагара и коптил тем больше, чем длиннее был фитиль.

В России во избежание пожаров в придворных залах, театрах и храмах за состоянием свечей, которые часто использовали в различных осветительных приборах — подсвечниках, канделябрах, люстрах, следили специальные слуги, оснащенные щипцами и гасильниками — металлическими колпачками на длинных палках. Как свидетельствует мемуарная литература, на дурно организованном балу, где пренебрегали их услугами, «с люстр струился дождь растопленного воска, и смешно было видеть, как люди, которым на лицо или на плечи падала эта жгучая роса, подпрыгивали, делая страшные гримасы...» (Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. 1853–1882).

Позже, даже с изобретением парафина и стеарина, необходимость укорачивать свечной фитиль все равно не отпала. В XIX веке фитили изготавливали из толстого жгута, усиленного свинцовой нитью, который практически не сгорал. По мере оплавления свечи пламя на несгорающем фитиле становилось слишком высоким и опасным, да и свеча плавилась быстрее. До начала века стеариновые и парафиновые свечи были дорогим удовольствием и, чтобы они медленнее оплавлялись, фитиль подрезали на высоту не более полсантиметра.

Ножницы (щипцы) для снятия нагара со свечей. Западная Европа. Последняя треть XIX в. Сталь, литье

Ножницы (щипцы) для снятия нагара со свечей. Западная Европа. Последняя треть XIX в. Сталь, литье

В конце XIX века ножницы для снятия нагара прилагались также к масляным лампам, работавшим на растительном или животном жире.

Свечные ножницы чаще всего отливали из латуни. Но встречаются экземпляры из бронзы, стали. Очень элегантными были ножницы из серебра и мельхиора, которые часто были настоящими произведениями искусства. На них чеканили гербы и знаки владельцев, изображали различные жанровые сценки, наносили затейливые узоры.

В XX веке фитили стали пропитывать борной кислотой, и он стал сгорать без остатка, так что необходимость подрезать фитиль и удалять его сгоревшие части отпала, следовательно, и в щипцах для снятия нагара более не было нужды.

Мода на щипцы в богатых домах появилась в ХVII веке, однако большинство сохранившихся экземпляров относится к ХIХ – началу XX века, как и экземпляры нашего музея.

Ведущий научный сотрудник И.П.Мирошникова

Фото С.Б.Бессмертного

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок