22.04.2023 30.09.2023

«От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: “Голубая роза” и “Золотое руно”. Истоки и продолжение»

Живопись, графика, скульптура русских символистов 1890–1920-х годов
  • Взрослый - 250
  • Льготный - 125
купить
  • Доступно для инвалидов
  • +7 (495) 137-83-56
  • Дом русского зарубежья им. А.Солженицына

С 22 апреля по 30 сентября 2023 года приглашаем на выставку «От Розы к Лучу. Николай Рябушинский: “Голубая роза” и “Золотое руно”. Истоки и продолжение».

Экспозиция выстроена вокруг фигуры Николая Рябушинского (1877–1951). Невероятное желание созидать, гедонизм и упрямство вкупе с выдающимися финансовыми возможностями позволили ему создать уникальное явление культуры — журнал «Золотое руно». И организовать в 1908–1910 годах три выставки московских символистов «Голубая роза» (а после еще три выставки под эгидой журнала), в которых он участвовал и сам как художник.

Рябушинский был личностью, благодаря чутью которой рождались новые горизонты в культуре как русской, так и общеевропейской. Рябушинский не ждал прибыли от своих художественных «предприятий», его цель, абсолютно искренняя, была в другом — пропагандировать русское современное искусство.

В рамках проекта представлены работы, созданные в 1890–1920-х годах, особое внимание уделяется художникам-экспонентам выставки «Голубая роза». В числе авторов работ: Николай Рябушинский, Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Николай Крымов, Сергей Судейкин, Николай Сапунов, Василий Милиоти, Павел Уткин, Николай Феофилактов, Александр Матвеев, Артур Фонвизин и другие.

Закономерно, что проект Рябушинского обратил внимание и на литераторов, в разное время сотрудничавших с журналом. Это, в первую очередь, Андрей Белый — поэт и теоретик символизма, который подсказал название журнала в своем рассказе «Аргонавты», Константин Бальмонт, Вячеслав Иванов, Александр Блок, Федор Сологуб.

Третья выставка «Золотого руна» стала также первым триумфом русского авангарда. С неожиданным шумным успехом у публики заявили о себе Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Роберт Фальк. Энтузиазм Николая Рябушинского ярко проявил любопытную преемственность символизма и авангарда в их переходных фазах в русском искусстве. На выставках, вдохновителем которых он стал, символизм соседствовал с авангардным направлением — с рождающимся лучизмом. Роза превращалась в Луч. Взаимовлияние, взаимопроникновение русской и французской художественных традиций стали очевидностью.

Выставка подготовлена при участии галереи «Веллум» в содружестве с Российским национальным музеем музыки, Российским государственным архивом литературы и искусства, Саратовским государственным художественным музеем им. А.Н.Радищева, Армянским музеем «Тапан» при Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, при поддержке Фонда наследия русского зарубежья и ряда крупных частных коллекционеров.

Посмотреть это видео можно также на нашем канале в Rutube

Подпись к иллюстрации: Николай Рябушинский. Рай. 1933

Ознакомиться с выставкой можно в выставочном зале на 2-м этаже Дома русского зарубежья ежедневно в часы работы Музея (график работы).

Стоимость:

полный билет — 250 рублей,

льготный — 125 рублей или бесплатно,

комплексный — 600 рублей.

Доступно по «Пушкинской карте».

Билеты можно приобрести по кнопке «Купить» или в кассе Музея.

При покупке электронного билета обменивать его в кассах не нужно, можно сразу пройти на выставку.

Возрастное ограничение: 6+

Ограничения по потребителям услуг: нет

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок