С 16 мая по 15 августа 2023 года приглашаем на фотодокументальную выставку «Гении инженерной мысли. Восемь портретов» из цикла «Русское научное зарубежье».
Русские ученые-эмигранты внесли значимый вклад в мировую науку, мировой технический прогресс. На рубеже XIX–XX веков российская инженерная школа была одной из сильнейших в мире. Российские университеты давали прекрасное политехническое образование.
После 1917 года Россию покинули тысячи специалистов различных направлений инженерного дела. Большинство инженеров и изобретателей продолжили продуктивно работать в эмиграции. Они сумели не только адаптироваться к новым условиям, но и заново успешно выстроить свои профессиональные карьеры. Многие из них стали основателями своих научных школ и новых отраслей производства. Изобретения В.К.Зворыкина, А.М.Понятова, И.И.Сикорского и других наших соотечественников определили новый технологический облик современного мира.
Олег Александрович КЕРЕНСКИЙ (16.04.1905, Санкт-Петербург, Российская империя – 25.06.1984, Лондон, Великобритания) — инженер-мостостроитель.
Учился в коммерческом училище М.А.Шидловской. Через Эстонию и Швецию эмигрировал с семьей в Великобританию (1920). Окончил университет (1927). Руководил проектированием моста через Босфор, соединяющего Европу и Азию, а также множества мостов в Великобритании, моста Харбор-Бридж в Сиднее (Австралия) и других странах мира. Президент Института высотного строительства (1970–1971). Член Королевского общества Великобритании (1970). Удостоен титула Командора Британской империи. С середины 1980-х годов каждые два года проводятся «Керенские чтения» — международные научные конференции, посвященные памяти Олега Александровича Керенского.
Захарий АРКУС-ДАНТОВ (25.12.1909, Брюссель, Бельгия – 21.04.1996, США) — выдающийся автомобильный конструктор, который несколько десятилетий играл решающую роль в проектировании иконы американского спортивного автомобилестроения — модели «Шевроле-Корвет».
С самого детства Захарий проявлял интерес к технике и изобретательству, в 13 лет купил себе старый мотоцикл, но отец заставил вернуть покупку, в 15 лет, прибавив себе год, поступил на инженерный факультет Ленинградского университета. Получив диплом в 1927 году, переехал в Берлин, — там уже год жила его семья. Окончил Шарлоттенбургский технологический университет (известный сегодня как Берлинский технический университет), начал публиковать инженерные работы в немецком автомобильном издании Auto Motor und Sport. В 1939 году пошел служить во французские вооруженные силы, после падения Франции стал консультантом по авиационным моторам в США, куда эмигрировал в 1940 году. А уже в 1942 году изобретатель вместе с братом создали собственную компанию Ardun Mechanical Corporation, которая производила несложные детали для авиамоторов. Позже разработки Аркус-Дантова в области создания высокооборотного двигателя привлекли внимание компании «Шевроле», и в мае 1953 года инженер начал работать на ее подразделение — компанию «Дженерал Моторс», где на протяжении 22 лет занимался конструированием и усовершенствованием моделей семейства «Корвет». В 1975 году он ушел с поста главного инженера «Корвет», но некоторое время еще оставался консультантом. Его влияние отразилось на всех последующих моделях «самого американского автомобиля» вплоть до нового поколения 1984 года.
Михаил Трофимович ЗАРОЧЕНЦЕВ (17.09.1879, Ставрополь, Российская империя – 07.02.1964, Лос-Анджелес, США) — инженер, изобретатель в области холодильного дела.
Окончил Тифлисский педагогический институт (1900), Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге (1907), Московский институт путей сообщения (1907), Московский коммерческий институт (1910). Работал под руководством профессора Дмитрия Головнина, с которым организовал Комитет по холодильному делу при Московском обществе сельского хозяйства. Служил в Московском университете ассистентом профессора Порфирия Бахметьева. Участвовал в работе международных конгрессов по холодильному делу в Париже (1908), Вене (1910). Редактор журнала «Холодильное дело». В 1911–1913 годах заведовал холодильным складом Московско-Казанской железной дороги. Занимался постройкой больших холодильных установок. В Первую мировую войну управлял заводами по упаковке мяса для русской армии и населения. Был консультантом Министерства земледелия и Министерства путей сообщения. Руководил постройкой около 3000 железнодорожных вагонов-холодильников. Служил в Вооруженных силах Юга России по ведомству Министерства путей сообщения. Эвакуировался в 1920 году из Новороссийска на корабле «Пропа» в Константинополь, на остров Лемнос.
С 1921 года работал в Эстонии. Член Союза русских инженеров. В 1922–1927 годах — генеральный директор мясокомбината «АО Кюльметус» (Külmetus AS) в Таллине. Участвовал в работе международного конгресса по холодильному делу в Лондоне (1924). В 1928–1929 годах работал в Италии и Франции в сфере быстрого замораживания рыбы и птицы. Участвовал в международном конгрессе по холодильному делу в Риме (1928). В 1930–1931 годах работал в Англии и Норвегии. В 1932 году переехал в США. Вице-президент American Z Corporation, служащий корпорации Z-Pack, технический директор National Frosted Foods Sales Corporation. Вышел на пенсию в начале 1950-х годов. Сотрудничал в журнале «Сеятель» (Буэнос-Айрес), газете «Новая заря» (Сан-Франциско). Сотрудник Музея русской культуры в Сан-Франциско.
Получил свыше 200 патентов на изобретения. В 1937–1948 годах занимался внедрением своих изобретений в Англии, Исландии, Франции, Германии, Аргентине, Бразилии, Уругвае, Индии и др.). Похоронен на кладбище в Голливуде.
Владимир Николаевич ИПАТЬЕВ (21.11.1867, Москва, Российская империя – 29.11.1952, Чикаго, США) — выдающийся химик.
Из дворянской семьи. Окончил 3-ю Московскую военную гимназию (1884). Учился в Александровском военном и Михайловском артиллерийском училищах (окончил в 1887). Окончил Михайловскую артиллерийскую академию по первому разряду (1892), оставлен репетитором и помощником заведующего химической лабораторией. Параллельно участвовал в работах химической лаборатории профессора А.Е.Фаворского в Санкт-Петербургском университете. В 1895 году защитил диссертацию «О действии брома на третичные спирты и бромистого водорода на ацетиленовые и алленовые углеводороды», удостоенную премии им. А.М.Бутлерова. Преподаватель химии в Михайловской артиллерийской академии. Защитил еще две диссертации: «Алленовые углеводороды, реакция хлористого нитрозола, нитрозаты и действие натрий-малонового эфира на дибромиды» и «Взрывчатые свойства тринитрокрезола и тринитронафталина».
С 1899 года — экстраординарный, с 1902 года — ординарный профессор химии Михайловской артиллерийской академии; с 1909 года — заведующий химической лабораторией; генерал-майор (1911), заслуженный профессор (1914). Занимался изучением явлений катализа при высоких температурах и давлениях. Сконструированный им в 1904 году прибор — «бомба Ипатьева» — стал прообразом применяемых ныне в химической практике реакторов и автоклавов нового типа. В 1906 году удостоен премии им. С.А.Иванова. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1914), ординарный академик (1916). Соредактор «Дневника II Менделеевского съезда по общей и прикладной химии и физике» (СПб., 1911) и редактор «Протоколов заседаний отделения химии Русского физико-химического общества при Санкт-Петербургском университете» (1909–1914). Выдающийся организатор химической промышленности, возглавлял производство взрывчатых веществ. В 1915 году организовал и возглавил Химический комитет при Главном артиллерийском управлении, руководил строительством новых предприятий химической промышленности. В 1918 году председатель Комиссии по демобилизации химической промышленности при Высшем совете народного хозяйства (ВСНХ). С 1921 года начальник Главного управления химической промышленности ВСНХ, член Президиума ВСНХ. Эксперт по научно-техническим вопросам на Генуэзской конференции (1922). В 1923–1926 годах председатель Химического комитета при Реввоенсовете. В 1927 году стал лауреатом премии им. В.И.Ленина. В 1927 году организовал и возглавил Лабораторию высоких давлений (с 1929 года — институт) в Ленинграде.
В июне 1930 года выехал в Берлин для участия во 2-м Международном энергетическом конгрессе. Июль и август 1930 года провел во Франции и Англии, в сентябре прибыл в США (Нью-Йорк, Чикаго). Читал в Северо-западном университете (Эванстон) небольшой курс лекций по катализу. Одновременно по контракту с американской фирмой «Юниверсал Ойл Продактс» создавал лабораторию в Чикаго. Вплоть до 1936 года регулярно посылал в АН СССР отчеты о работах, проведенных за рубежом. В середине 1930-х годов получал неоднократные приглашения-ультиматумы срочно вернуться на родину. После отказа подчиниться этим требованиям 29 декабря 1936 года исключен из числа действительных членов АН СССР, 5 января 1937 года решением ЦИК СССР лишен советского гражданства с пожизненным запретом на въезд в СССР. Профессор, директор лаборатории катализа и высоких давлений Северо-западного университета (ныне Лаборатория им. Ипатьева). В 1937 году назван в США «Человеком года». Член Национальной академии наук США (1939). Удостоен высшей награды Французского химического общества — медали им. А.Лавуазье (1939). Почетный доктор Мюнхенского, Страсбургского, Софийского университетов. Многократно номинировался на Нобелевскую премию. 29 декабря 1990 года восстановлен в списках действительных членов АН СССР.
Александр Матвеевич ПОНЯТОВ (25.03.1892, с. Русская Айша Казанской губернии, Российская империя – 24.10.1980, Пало-Альто, США) — инженер, создатель первого в мире видеомагнитофона и основатель знаменитой фирмы «Ампекс», в течение полувека удерживавшей мировое техническое лидерство в области аппаратуры профессиональной магнитной записи звука, изображения и многих специальных сигналов. Мировые электронные гиганты — «Сони», «Мацусита», JVC, «Филипс», «Тошиба» и др. — в течение десятилетий в производстве бытовой видеоаппаратуры основывались на принадлежащих ему патентах.
Понятов родился в большой семье зажиточного крестьянина. По окончании Первого реального училища в Казани в 1909 году поступил в Казанский университет и, проучившись год на физико-математическом факультете, решил продолжить учебу в Москве и поступил в МВТУ на механический факультет. Однако уже в 1911 году Понятов, опасаясь наказания за участие в студенческих волнениях, уехал с рекомендациями Н.Е.Жуковского продолжать образование в Германию, в Политехникум города Карлсруе (Германия).
В годы Первой мировой войны был призван в армию из Казани в качестве офицера авиации. Во время Гражданской войны, в 1918–1920 годах, Понятов служил в Белой армии, после поражения которой эмигрировал в Китай, где до 1927 года работал в электроэнергетической компании в Шанхае.
В конце 1920-х годов А.М.Понятов прибыл в США и первое время работал в Нью-Йоркском НИИ корпорации «Дженерал Электрик». В 1944 году он основал собственную фирму «Ампекс». Название фирмы представляет собой акроним, образованный от первых букв имени ее основателя и слова «превосходный», обозначавшего высокое качество выпускаемой фирмой продукции, — Alexander M. Poniatoff EXellence.
После войны деятельность фирмы была ориентирована на разработку устройств магнитной звукозаписи. В 1947 году в Голливуде был продемонстрирован прототип аудиомагнитофона — «Model 200A», с которого и началась эра магнитной записи в США. В 1951 году 59-летний Понятов решает разработать видеозаписывающее устройство, основанное на принципе поперечно-строчной записи вращающимися головками. 4 апреля 1956 года фирма «Ампекс» представила в Чикаго первый коммерческий видеомагнитофон VR-1000, использующий для записи видеосигнала магнитную ленту формата Q. Возможность применения видеозаписи особенно оценили создатели телепрограмм. На протяжении многих лет в аппаратных всего мира висели фотографии Понятова, а сам процесс записи называли «ампексированием».
Разработки фирмы были отмечены многочисленными премиями «Эмми», присуждаемыми американской Академией телевизионного искусства и науки. В числе наград А.М.Понятова — медали Американской ассоциации электроники («За достижения») и Национальной ассоциации промышленников («Пионер творческой промышленности»).
Владимир Иванович ЮРКЕВИЧ (17.06.1885, Москва, Российская империя – 13.12.1964, Нью-Йорк, США) — инженер-кораблестроитель.
Из дворянской семьи. Окончил 4-ю Московскую гимназию с золотой медалью (1903), кораблестроительное отделение Политехнического института в Санкт-Петербурге (1903–1909). Ученик А.Н.Крылова, К.П.Боклевского, И.Г.Бубнова. Корабельный инженер Кронштадтского порта. Специализировался на проектировании крейсеров, подводных лодок, работал по сооружению судов в Ревеле. Перед Первой мировой войной служил в отделе кораблестроения Морского Генерального штаба для разработки проектов четырех супердредноутов «Бородино», «Кинбурн», «Измаил» и «Наварин». Предложил новую форму корпуса корабля, позволявшую добиться повышения скорости при экономии горючего. С ноября 1915 года — строитель подводных лодок «Форель» и «Ерш». С марта 1918 года — помощник заведующего отделением Балтийского завода в Николаеве. Участник Белого движения.
Эвакуировался в 1920 году из Крыма сначала на остров Халки (Греция), затем в Турцию. Организовал в Константинополе кооперативную мастерскую по ремонту и восстановлению старых автомобилей. С 1922 года жил в Париже (Франция). Токарь на автомобильном заводе «Рено», чертежник на судостроительном заводе в Аржантёе. С 1928 года работал на верфи Пенеё. Автор проекта нового крупнейшего трансатлантического лайнера «Нормандия», пересекшего Атлантический океан в мае 1935 года. Предложил оригинальный профиль корпуса корабля, имевший своеобразные «бульбообразные» обводы. Организовал во Франции собственное конструкторское бюро и его отделения в европейских странах. Запатентовал сконструированные им обводы корпуса «Нормандии» во многих странах. Почетный член Союза русских дипломированных инженеров во Франции (1935).
Переехал в США в марте 1937 года. В Нью-Йорке открыл техническую контору «Юркевич Шип Дизайн». С 1940 года — технический консультант Управления морского флота США. Гражданин США (1941). В 1939–1945 годах преподавал в Мичиганском университете, читал курс теории проектирования судов на морском отделении Массачусетского технологического института. До конца жизни работал консультантом крупных кораблестроительных фирм Англии, Канады, США. Многие годы был председателем Объединения санкт-петербургских политехников в США, возглавлял Союз русских морских инженеров в эмиграции. Знаток живописи, литературы и музыки. Похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря в поселении Нанует, штат Нью-Йорк.
Игорь Иванович СИКОРСКИЙ (06.06.1889, Киев, Российская империя – 26.10.1972, Истон, США) — авиационный инженер, конструктор в области вертолето- и самолетостроения, философ, предприниматель, общественный деятель.
Из дворянской семьи. Окончил Морской кадетский корпус в Санкт-Петербурге (1906). Учился в технической школе Дювиньо-де-Ланно во Франции (1906–1907), Киевском (1907) и Санкт-петербургском политехническом институтах (1914). В 1909 году построил первый геликоптер, в 1910-м — первую модель биплана С-1, в конце 1911 года — самолет С-6, на котором установил мировой рекорд скорости полета с двумя пассажирами. С 1912 года — главный конструктор авиационного отдела Русско-балтийского вагонного завода. Основными направлениями развития самолетостроения считал повышение скорости и грузоподъемности. В 1911 году разработал концепцию многомоторного тяжелого самолета-гиганта с закрытой комфортабельной кабиной для членов экипажа и пассажиров («Илья Муромец»). Лично обучал экипажи, разрабатывал тактику применения бомбардировщиков. Создал первый российский штурмовик С-19. Всего в 1909–1917 годах создал 25 типов самолетов и два вертолета.
В марте 1918 года эмигрировал во Францию. С марта 1919 года жил в США. В 1923 году основал в США фирму по выпуску пассажирских, военных самолетов и вертолетов («Сикорски Эйр Инжиниринг»), где работало много русских инженеров-эмигрантов. Основатель мирового вертолетостроения. В США создал 17 типов самолетов и 18 вертолетов. Многолетний председатель совета директоров Толстовского фонда. Член особого комитета по изданию «Золотой книги русской эмиграции». Почетный доктор многих университетов и обществ. Похоронен на кладбище Сент-Джонс в Николсе, США.
Владимир Кузьмич ЗВОРЫКИН (17.07.1888, Муром, Российская империя – 29.07.1982, Принстон, США) — инженер-изобретатель, один из пионеров телевидения.
Окончил Муромское реальное училище с отличием (1906). Учился на физико-математическом факультете Императорского Санкт-Петербургского университета (1906), в Технологическом институте в Санкт-Петербурге (окончил с отличием, 1912). С 1910 года занимался в лаборатории профессора Б.Л.Розинга. Стажировался в Коллеж де Франс (Франция) под руководством П.Ланжевена. После начала Первой мировой войны вернулся в Россию. С 1916 года служил военным представителем на заводе Русского общества беспроволочных телеграфов и телефонов, выпускавшем радиостанции для армии; сотрудничал с С.М.Айзенштейном. В 1917 году служил в специальном отряде тяжелой артиллерии. Ввиду угрозы ареста в мае 1918 года уехал в Нижний Новгород, а затем в Сибирь.
В 1918–1919 годах неоднократно выезжал в США, где окончательно остался в 1919 году. С помощью Б.А.Бахметева устроился на работу в фирме «Вестингауз Электрик» в Питтсбурге. К 1923 году создал первое телевизионное устройство, основой которого являлась оригинальная передающая трубка с мозаичным фотокодом. Гражданин США (1924). Докторскую диссертацию защитил в 1926 году при Питтсбургском университете. К 1929 году сконструировал высоковакуумную приемную трубку — кинескоп, разработал ряд элементов для аппаратуры электронного телевидения. В 1931 году разработал специальную электронно-лучевую трубку — иконоскоп. После успешных испытаний иконоскопа разрабатывал телевизионную систему в целом. В 1933 году создал телевизионную систему с разложением на 240 строк, в 1934 году — на 343 строки с чересстрочной разверткой. В 1936 году в США были начаты телевизионные передачи с использованием такой системы. В 1933 и 1934 годах побывал в СССР. Во время Второй мировой войны занимался темами оборонного значения. Член Консультативного комитета ВВС США. В 1943 году возглавил Нью-Йоркское отделение Фонда помощи жертвам войны в России. Директор Центра медицинской электроники при институте Рокфеллера, президент-основатель Международной федерации медицинской электроники и биологической техники, член Американской академии искусств и наук, Академии инженеров, и др. Автор более 80 научных работ. В 1977 году был избран в «Палату Славы» американских изобретателей; незадолго до смерти согласился быть избранным в «Палату Славы» Конгресса русских американцев.
Похоронен на кладбище Принстона. Памятники В.К.Зворыкину поставлены в Москве на берегу Останкинского пруда (2013), в Муроме у Муромского историко-художественного музея (бывшая усадьба купцов Зворыкиных, 2013). Памятная доска Зворыкину установлена в Муроме на здании реального училища (ныне средняя школа № 16; 2013). Именем В.К.Зворыкина названа одна из улиц в Сколково.
Ознакомиться с выставкой можно в 5-м Котельническом переулке.
Возрастное ограничение: 0+
Ограничения по потребителям услуг: нет