Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что температура на экспозиции и выставках Музея около 20 °С.

Художественное наследие Евгения Климова. «Откуда есть пошла Русская земля»

Виртуальная выставка 

  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00
 Е.Е.Климов. 1945. ДРЗ
 Е.Е.Климов. 1945. ДРЗ

Русский художник, педагог и искусствовед Евгений Евгеньевич Климов (1901–1990) родился в городе Митаве Курляндской губернии. Его мать, Мария Александровна, урожденная Кунце, была учительницей, а отец, Евгений Александрович Климов, юристом. Ранние годы Евгения проходят в городах Прибалтики, Варшаве, где семью застигает Первая мировая война. В 1915 году Климовы переезжают в Петроград. В городе муз Евгений посещает музеи, с восхищением погружаясь в атмосферу искусства, наслаждаясь творчеством В.Серова, М.Врубеля, В.Васнецова, И.Билибина. Среднее образование будущий художник завершил в училище в Новочеркасске, куда был переведен его отец. В 1918 году юноша поступил в Донской политехникум, но после первого курса оставил его. С началом Гражданской войны Евгений записался вольноопределяющимся на морскую службу и в Севастополе чудом избежал репрессий после падения белого Крыма. После заключения мира с Латвией Климовы как уроженцы Латвии, ставшей независимой в 1921 году, покинули Советскую Россию и переехали в Ригу. Там Евгения приняли на второй курс Академии художеств. Преподавание в учебном заведении было поставлено на высоком уровне, его учителями были Б.Р.Виппер и Я.Р.Тильберг, В.К.Пурвит. В 1949 году Е.Е.Климов вместе с семьей переехал в Канаду, где обосновался в провинции Квебек, продолжая заниматься изобразительным искусством, приобрел известность как реставратор и искусствовед.

Семья Климовых с друзьями. В центре — М.А.Климова, 2-й справа — Е.А.Климов, крайний справа — Константин, крайний слева — Павел, в центре стоит Георгий, на полу слева сидит Евгений. Либава. 1911. ДРЗ

Семья Климовых с друзьями. В центре — М.А.Климова, 2-й справа — Е.А.Климов, крайний справа — Константин, крайний слева — Павел, в центре стоит Георгий, на полу слева сидит Евгений. Либава. 1911. ДРЗ

Еще в студенческие годы судьба привела его на псковскую землю, ставшую для него неким духовным камертоном, а ощущение принадлежности к русским истокам оказалось важнейшей составляющей его сознания. Красота порубежного края, его духовность, сила места притягивали художника. Окутанные исторической тайной древние Псков, Изборск, Печоры волновали своими ландшафтами, тихими улочками, старинной архитектурой и атмосферой прошедших веков. Климов навсегда попал под обаяние псковской земли, и не удивительно, что в огромной коллекции его работ заметное место занимают произведения, созданные на основе именно псковских впечатлений. Прекрасный рисовальщик, мастерски владеющий линией, он запечатлевает маленькие, приземистые, словно вросшие в землю храмы, развалины крепостных стен и руинированных башен, величавую громаду Троицкого собора, однажды поразившего художника и ставшего постоянным мотивом его творчества.

Изборск зимою. 1937. Бумага, сангина. ПГМЗ

Псков. 1943. Дерево, гуашь. ПГМЗ

Изборск зимою. 1937. Бумага, сангина. ПГМЗ

Псков. 1943. Дерево, гуашь. ПГМЗ

В студенческие годы Е.Е.Климов увлекся литографией. Особый вид тиражной графики, способ плоской печати на долгие годы захватит художника. С конца 1920-х до середины 1950-х годов Климов выпустил 12 альбомов литографий (первый, еще будучи студентом рижской Академии художеств, в 1928 году — «Десять городских пейзажей», последний — в 1955 году), с начала 1940-х до 1980-х годов вышло 11 комплектов открыток. Особенно ценна документальность литографий художника.

В 1938 году выходит альбом литографий «По Печерскому краю». Евгений Евгеньевич будет говорить своим ученикам: «Полюбил я Печерский край и полюбил на всю жизнь». Изданный в Риге альбом принесет его автору заслуженную известность. Строгая, сдержанная манера, прекрасное владение рисунком и одновременно тонкая поэтичность и содержательность, умение увидеть и раскрыть красоту тихого монастырского дворика, глухой улочки, полуразрушенной башни, неброского пейзажа отмечают климовские литографии, родня их с лучшими творениями русской художественной классики.

В высшей степени восторженные отзывы о литографиях Климова оставят видные деятели культуры русского зарубежья: философ Иван Ильин, писатель Иван Шмелев, черпавший духовное вдохновение из климовских изображений церквей Псково-Печерского монастыря, художник и историк искусства А.Н.Бенуа, который писал: «…Очень благодарю Вас за присылку Вашего альбома литографий, посвященных Печерскому краю. Издание это представляет собой интерес, как в историческом, так и в художественном смыслах. Мотивы собраны с большой чуткостью, а техника, Вами выработанная, сводя все к немногим, но наиболее характерным чертам, дает убедительное представление об этом печально-поэтическом, чудом уцелевшем уголке старой Руси...» (Цит. по.: Андреев Н. Восьмидесятилетие художника Е.Е.Климова // Русская мысль (Париж). 1981. 12 нояб. № 3386).

«Я не могу сделать лучшего комплимента художнику, как сравнив эти очаровательные городские и пригородные пейзажи с аналогичными работами Добужинского и Верейского» (Бенуа А.Н. Латвийская выставка // Александр Бенуа размышляет… / Вступ. статья и коммент. И.С.Зильберштейна и А.Н.Савинова. М.: Советский художник, 1968. С. 469).

У никитского ключа. Изборск. Лист № 10 из альбома литографий «По Печерскому краю». 1938. Бумага, литография. ПГМЗ

Троицкий собор. 1949. Бумага, литография. ПГМЗ

У никитского ключа. Изборск. Лист № 10 из альбома литографий «По Печерскому краю». 1938. Бумага, литография. ПГМЗ

Троицкий собор. 1949. Бумага, литография. ПГМЗ

В своем обширном творчестве Климов варьирует любимые мотивы: глыбы вековых валунов; мощные кресты, вросшие богатырским основанием в землю; покосившиеся избы, не обойденные все разрушающим безжалостным временем; громада могучих звонниц Печерского монастыря в соседстве с белыми стенами монастырского храма с небесными куполами; освещенный светом заходящего солнца высокий холм благословенного Изборска; нахоженная веками извилистая дорога. Художнику все интересно и важно: русские села, коренные псковичи, старообрядцы, уютные псковские улочки.

Труворов крест. 1930-е. Бумага, уголь. ПГМЗ
Согласно «Повести временных лет» в 862 году славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варяга Рюрика. Он пришел на Русь с братьями Трувором и Синеусом. Трувор сел княжить в Изборске, а Синеус — в Белоозере. Большой каменный крест, называемый Труворовым, поставлен при въезде на древнее изборское (Труворово) городище не ранее XIV–XV веков.

Девичник. 1937. Холст, масло. ПГМЗ

Псковитянка. 1930-е. Дерево, масло. ПГМЗ
Псков вечером. Эскиз мозаики. 1966. Холст, картон, смешанная техника. ПГМЗ

Труворов крест. 1930-е. Бумага, уголь. ПГМЗ
Согласно «Повести временных лет» в 862 году славянские и финно-угорские племена призвали на княжение варяга Рюрика. Он пришел на Русь с братьями Трувором и Синеусом. Трувор сел княжить в Изборске, а Синеус — в Белоозере. Большой каменный крест, называемый Труворовым, поставлен при въезде на древнее изборское (Труворово) городище не ранее XIV–XV веков.

Девичник. 1937. Холст, масло. ПГМЗ

Псковитянка. 1930-е. Дерево, масло. ПГМЗ
Псков вечером. Эскиз мозаики. 1966. Холст, картон, смешанная техника. ПГМЗ

Пейзаж в творчестве Климова стал любимейшим из жанров. Прикоснувшись к жизни русской деревни, «беднее которой нет нигде на свете», он услышал «живые и волнующие голоса, звучащие из давно прошедших времен» и написал в своем дневнике: «Ни Франция, ни Италия не сравнится с этими берегами. Как мне хорошо здесь!»

Всегда сдержанные портреты передают характерную неповторимость обликов, не заслоняющую глубину внутреннего мира.

Парусники. Первая половина ХХ в. Холст, масло. ПГМЗ

Березки. Первая половина ХХ в. Холст, масло. ПГМЗ

Парусники. Первая половина ХХ в. Холст, масло. ПГМЗ

Березки. Первая половина ХХ в. Холст, масло. ПГМЗ

«В начале осени 36 года мне довелось посетить древний русский край, отрезок Псковщины, и ныне русский до глубочайших корней, но включенный игрой судьбы в пределы эстонские: побережье Чудского и Псковского озер. Городище, Изборск, Печоры… Много я вынес из этого посещения: и радостного, и горького. Видел Россию-Русь. Она была тут, кругом, — в проселках, в буераках, деревеньках, в песнях, в голых полях, в древних стенах Изборска, в часовенках столбушках у перекрестка дорог, в глазах любопытной детворы… — о, эти глаза узнаешь из тысячи глаз! — в благовесте, в березах, в зорях. Помню, первое ощущение, что я здесь, что это земля — родная, испытал я на ощупь, еще ничего не видя…» (Шмелев И. Рубеж, 1940).

Портрет писателя И.С.Шмелева. 1936. Бумага, уголь


Весна. Старый Изборск. 1935. Холст, масло. ПГМЗ

Плешатый. 1937. Холст, картон, масло. ПГМЗ

Пскович. 1935. Холст, масло. ПГМЗ

Портрет писателя И.С.Шмелева. 1936. Бумага, уголь


Весна. Старый Изборск. 1935. Холст, масло. ПГМЗ

Плешатый. 1937. Холст, картон, масло. ПГМЗ

Пскович. 1935. Холст, масло. ПГМЗ

Вид из ворот на Псковский собор. 1950-е. Эскиз мозаики. Холст, смешанная техника. ПГМЗ

С именем Климова связана одна из современных реликвий Псковского кремля — надвратная икона «Троица» (мозаичная реплика иконы Андрея Рублева), исполненная по эскизу и на средства художника. Свой творческий вклад в главный собор псковской земли художник задумал в страшные дни оккупации. В годы Великой Отечественной войны Евгений Евгеньевич посещает Псков. Это стало возможным благодаря Православной миссии, организованной русским духовенством в Риге. Уже в апреле 1942 года он приезжает в Псков. Тогда и возник замысел создания мозаичного образа «Троицы», призванного поддержать духовные силы народа. В 1942 году в Риге он делает прекрасный эскиз для мозаичной «Троицы», заказывает исполнение иконы в одной из лучших мастерских Европы. По замыслу автора, икона должна быть выполнена в тонкой и редкой технике фарфоровой мозаики. Стремительные события жизни привели к тому, что он больше 40 лет ничего не будет знать о своем произведении. Лишь спустя десятилетия «Троица» оказалась там, где думал разместить ее художник. Мечта Евгения Евгеньевича Климова сбылась, спустя 60 лет. В 2003 году, в год 1100-летнего юбилея Пскова, в нишу, у входа в Кром отреставрированных Троицких ворот, была помещена мозаичная икона «Троица».

Вид из ворот на Псковский собор. 1950-е. Эскиз мозаики. Холст, смешанная техника. ПГМЗ

Вид из ворот на Псковский собор. 1950-е. Эскиз мозаики. Холст, смешанная техника. ПГМЗ

История замысла, создания и появления иконы «Троица» в Пскове:

«...В апреле 1942 года я приехал в Псков, который впервые посетил еще в 1926 году с экскурсией студентов Латвийской Академии художеств. Уже тогда я навсегда был очарован старинной архитектурой древнего русского города. Идя теперь к величественному Троицкому собору через ворота кремлевской стены, я увидел над ними глубокую нишу и спросил, как называются эти ворота. Мне сказали: “Троицкие”. Подумалось, что хорошо бы поместить в пустую нишу икону Троицы. Но какую икону можно поместить прямо на наружной стене? Только мозаичную. Надо было измерить нишу (размер ее оказался довольно значительным: 1,8 на 1,2 метра), чтобы в ней можно было поместить мозаику.

Вернувшись в Ригу, я начал работать над эскизом, пользуясь как образом рублевской иконой “Троица”. Когда эскиз в натуральную величину был закончен, я снова приехал в Псков, чтобы на месте проверить, все ли правильно. Кое-что пришлось ослабить, кое-что усилить.

Летом 1942 года я послал эскиз на мозаичную фабрику “Виллеруа и Бох” в городе Меттлах. Фабрика славилась производством фарфоровой мозаики. Стоимость заказа оказалась не слишком велика, я был в состоянии все оплатить. Проходит год, два. Весной 1944 года получаю письмо из Меттлаха, в котором мне сообщают, что на мой адрес отправлен груз, — и в начале лета в Ригу прибыл большой ящик с мозаикой, весом полторы тонны. Как ни удивительно, несмотря на трудное военное время, фабрика вовремя исполняла заказы. Псков же тем временем был освобожден советскими войсками. Что мне делать, куда девать мозаику? Я обратился к священнику Ивановской церкви в Риге с просьбой поместить ее в церкви и, получив согласие, доставил мозаику в храм. Шло лето 1944 года, и с тех пор я ничего не знал о судьбе своей мозаики. Уже много лет я живу в Канаде... И вот зимой 1986 года получаю от моей бывшей ученицы письмо, в котором она пишет, что была в Пскове и в Троицком соборе увидела эту мозаику! Из рассказа старосты собора выяснилось, что мозаика была привезена из Риги, но помещена в самом соборе, а не в нише над воротами, ибо этих ворот уже нет, стена снесена, так как построена в XIX веке, а восстанавливают древний Псков XVI века. Ее освятил епископ Иоанн, около нее стоит подсвечник, люди ставят свечи. Я получил от старосты собора письмо, в котором он благодарит меня и пишет, что “может теперь объяснять спрашивающим у него, откуда эта мозаика”. Так через 43 года я с радостью узнал, что работа моя не пропала, а нашла, может быть, даже лучшее, более заметное место, чем предполагалось первоначально» (Климов Е.Е. Встречи в Петербурге, Риге, русском зарубежье: Из воспоминаний художника. Рига: Улей, 1994. С. 44).

Е.Е.Климов на этюдах в окрестностях Монреаля. 1976. ДРЗ

Е.Е.Климов на этюдах в окрестностях Монреаля. 1976. ДРЗ

Евгений Евгеньевич Климов прожил долгую и плодотворную жизнь. Его наследие богато и разнообразно. Он является автором более 300 живописных работ и множества рисунков, литографий, нескольких десятков гравюр на дереве и цинке. Широко известны его мозаичные работы. Подвижник русской культуры, он мечтал о том, чтобы его творческое наследие хранилось в России, в самом ее сердце — древнем Пскове. Как истинный мастер, он тонко чувствовал великую красоту в простом и, прожив половину жизни вдали от родины, в Канаде, не утратил любви к русской земле.

Лого коричневый.png 1.png Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына

Псковский государственный объединенный музей заповедник

Выражаем благодарность за сотрудничество и предоставленные материалы Псковскому государственному объединенному музею заповеднику.

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок