6+
19.10.2024 26.01.2025

«Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней»

К 150-летию со дня рождения
  • Взрослый - 300
  • Льготный - 150
купить
  • Доступно для инвалидов
  • +7 (495) 137-83-56
  • Дом русского зарубежья им. А.Солженицына

С 19 октября 2024 года по 26 января 2025 года совместно с Фондом наследия русского зарубежья приглашаем на художественную выставку «Дмитрий Стеллецкий. Художник с душою древней», приуроченную к 150-летию со дня рождения одного из самых самобытных художников русского зарубежья.

По мнению Сергея Маковского, лично знавшего Д.С.Стеллецкого и называвшего его художником с душою древней, «все творчество Дмитрия Семеновича Стеллецкого… — попытка восстановить художественный вкус допетровской Руси, вопреки западническим навыкам он верил, что русское художество, возвратясь к забытой традиций нашего “Востока”, обретет новые силы — и не только в области церковной живописи (окончательно выродившейся от подражания западным образцам), но и всего нашего искусства, которому Западный Ренессанс не указ, — у него, русского искусства, свои народные пути, ему предначертано продолжить угасшее в середине XV века великое художество Ромеев».

Д.С.Стеллецкий. Аллегория «Утро». 1910. Картон, бумага, гуашь, темпера. Из коллекции Тульского музейного объединения
Д.С.Стеллецкий. Пьеро и Пьеретта. Маскарадная сценка с эскизом костюмов.
14 февраля 1906 г. Бумага, смешанная техника (графитный карандаш, акварель). Из коллекции М.В.Сеславинского
Д.С.Стеллецкий. Святой Франциск Ассизский. 1930-е. Фанера, темпера. Из частной коллекции

Д.С.Стеллецкий. По щучьему велению. Эскиз к балу академистов. Начало ХХ в. Бумага, графитный карандаш, акварель. Из частной коллекции

Д.С.Стеллецкий. Письмо Юрию Стравинскому из Парижа. 4 марта 1904 г. Бумага, тушь, акварель. Из частной коллекции

Д.С.Стеллецкий. Аллегория «Утро». 1910. Картон, бумага, гуашь, темпера. Из коллекции Тульского музейного объединения
Д.С.Стеллецкий. Пьеро и Пьеретта. Маскарадная сценка с эскизом костюмов.
14 февраля 1906 г. Бумага, смешанная техника (графитный карандаш, акварель). Из коллекции М.В.Сеславинского
Д.С.Стеллецкий. Святой Франциск Ассизский. 1930-е. Фанера, темпера. Из частной коллекции

Д.С.Стеллецкий. По щучьему велению. Эскиз к балу академистов. Начало ХХ в. Бумага, графитный карандаш, акварель. Из частной коллекции

Д.С.Стеллецкий. Письмо Юрию Стравинскому из Парижа. 4 марта 1904 г. Бумага, тушь, акварель. Из частной коллекции

Живописец, скульптор и график, выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Д.С.Стеллецкий в годы учебы совершил несколько поездок по древнерусским городам. В это время определилось основное направление интересов художника: искусство Древней, допетровской Руси, для изучения памятников которого Стеллецкий начиная с 1900 года периодически ездил по русским городам и монастырям: в 1903 году побывал в Новгороде, в 1907 году посетил Ферапонтов и Юрьевский монастыри. На стилистику их росписей во многом он и ориентировался в дальнейшем творчестве. Важным направлением его работы стало театрально-декорационное искусство. Он создал декорации и эскизы костюмов для таких постановок, как «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» Римского-Корсакова и «Царь Федор Иоаннович» Толстого. В России участвовал во множестве выставок, был членом общества «Мир искусства». В 1914 году оказался в эмиграции во Франции, где продолжил свое творчество, создавая декоративные панно, станковые картины, скульптуры, занимаясь монументальной живописью. Наиболее яркой работой этого периода стала роспись храма Свято-Сергиевского подворья в Париже. А в 1925 году при участии Д.С.Стеллецкого было организовано общество «Икона».

Выставочный проект в Доме русского зарубежья призван показать разные грани и аспекты творчества художника, отличавшегося ярким своеобразием. Основу экспозиции составят графические и живописные работы, созданные до 1914 года: эскизы костюмов к постановке «Князь Игорь» А.П.Бородина, относящиеся к раннему периоду творчества художника; эскизы костюмов к неосуществленной постановке В.Э.Мейерхольда «Царь Федор Иоаннович» 1908 года, заложившие основу для оформления дальнейших постановок этой трагедии в течение всего ХХ века; серия живописных аллегорий «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», представляющих древнерусскую вариацию этой распространенной в эпоху модерна темы. Особым разделом выставки станут крайне редко экспонируемые иллюстрации Стеллецкого к народным сказкам, а также древнерусскому эпосу «Слово о полку Игореве». Поздний период творчества художника будет представлен изображением святого Франциска Ассизского, проектом памятника отцу Сергию Булгакову и фотографиями росписей храма Свято-Сергиевского подворья в Париже.

Иллюстрация Д.С.Стеллецкий. Ночь на Ивана Купалу. 1932. Холст, масло. Из коллекции ОАО «Белгазпромбанк»


Выставка проходит на 2-м этаже основного здания Дома русского зарубежья.

График работы:

вторник, среда, пятница, воскресенье: 11:00–19:00;

четверг, суббота: 11:00–21:00.

Понедельник — выходной.

Вход на выставку по билетам.

Доступно по «Пушкинской карте».

Возрастное ограничение: 6+

Ограничения по потребителям услуг: нет

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)


Продолжая использовать сайт, Вы даете ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», ОГРН 1037739148260, ИНН/КПП 7709181695/770501001, 109240, город Москва, Нижняя Радищевская улица, д. 2 (далее – «Оператор»), согласие на обработку файлов cookies с использованием Яндекс Метрика и пользовательских данных в целях улучшения пользовательского опыта, ведения статистики посещений сайта. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера
Ок