Память противостоит уничтожающей силе времени...
Открытки — это визитные карточки времени.
Они способны укрепить нашу память, углубить родники нашей души.
Дмитрий Сергеевич Лихачев,
филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН
Представляем вашему вниманию уникальные открытки из музейного собрания «Филокартия» Дома русского зарубежья. В них писали короткие сообщения о себе, рассказывали о новостях, делились бытовыми проблемами и передавали приветы. Эти лаконичные послания служат ценным свидетельством жизни русских людей за границей. Они были выпущены в 1920–1990-х годах крупными издательствами русского зарубежья, такими как издательства Н.Мартьянова, А.Яременко и Объединение бывших юнкеров Елисаветградского кавалерийского училища в Нью-Йорке, издательство Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле, издательство И.С.Лапина в Париже и другими.
Издательство Н.Н.Мартьянова (Нью-Йорк, США)
Николай Николаевич Мартьянов (1893–1984) — журналист и издатель. Участвовал в Первой мировой и Гражданской войнах, Георгиевский кавалер.
В 1923 году Мартьянов прибыл в Нью-Йорк, где начал заниматься издательской деятельностью. В 1931 году он выпустил свой первый настольный календарь, а в 1932 году издал альбом «Русские артисты в Америке» на английском языке, содержащий более 100 фотографий. Альбом имел большой успех и стал библиографической редкостью.
С 1943 года издательство Мартьянова начало выпускать ежегодные настольные и отрывные календари, пользующиеся популярностью среди русскоязычной диаспоры. В 1945 году были напечатаны его собственные черно-белые открытки без выходных данных на обороте, а в 1946 году появились первые двухцветные открытки.
С 1949 года издательство Мартьянова приступило к выпуску открыток в технике хромолитографии. Каждая открытка печаталась тиражом 3000 экземпляров. Большинство открыток были поздравительными, но также выпускались открытки с репродукциями картин русских и зарубежных художников.
Открытки и календари издательства продолжали выходить под именем Николая Николаевича Мартьянова даже после его смерти.
Издательство А.В.Яременко (Нью-Йорк, США)
Александр Васильевич Яременко (1886–1984) — издатель и коллекционер. Уехал за границу еще до революции, он был сотрудником русского посольства в Америке. И остался там после 1917 года.
В 1920 году купил в Нью-Йорке старый книжный склад и стал продавать книги, издавать календари, плакаты, в том числе и первые рекламные. Особое внимание он уделял открыткам, которые в 1950–1970-е годы пользовались большим спросом.
А.В.Яременко был связан с Н.К.Рерихом и подготовил посвященный ему альбом по случаю 40-летия творческой деятельности (Яременко А.В. Николай Константинович Рерих: его жизнь и творчество в течение последних сорока лет. Нью-Йорк, 1931).
Издательство Объединения бывших юнкеров Елисаветградского кавалерийского училища (Нью-Йорк, США)
Объединение бывших юнкеров Елисаветградского кавалерийского училища (ЕКУ) сформировалось в предвоенный период в Белграде. После всех испытаний и переездов, в 1959 году выпускники ЕКУ в США восстановили свою организацию. Целью этого объединения было сохранение корпоративного духа и поддержка одноклассников. Председателем стал полковник Сергей Николаевич Ряснянский, а одним из активных основателей — Константин Николаевич Подушкин (1897–1969), участник Белого движения на Юге России, ротмистр, художник, поэт.
Согласно традиции, в Объединении бывших юнкеров ЕКУ существовал Дамский комитет, секретарем которого была Мария Владимировна, жена Константина Николаевича Подушкина. Этот комитет в 1961 году положил начало изданию почтовых карточек. Художником всех открыток был сам Константин Николаевич.
Издательство Свято-Троицкого монастыря (Holy Trinity Publications; Джорданвилл, США)
Свято-Троицкий мужской монастырь — крупнейший и старейший монастырь Русской православной церкви за границей в США. Был основан в 1930 году. При монастыре действуют Свято-Троицкая духовная семинария, издательство, иконописная мастерская, библиотека и Музей русской истории. Регулярно издавать книги начал с 1947 года.
Одной из особенностей издательства был выпуск поздравительных открыток к праздникам Рождества Христова и Пасхи. Автором открыток, выполненных акварелью, гуашью и маслом, был иконописец и художник, насельник монастыря архимандрит Киприан (Кирилл Дмитриевич Пыжов; 1904–2001). Он много сил посвятил развитию в странах русского рассеяния древнерусской канонической школы иконописи, был основателем джорданвилльской иконописной школы, расписал 14 храмов.
Издательство И.С.Лапина (Париж, Франция)
Илья Соломонович Лапин (1868–1931) — предприниматель, издатель, печатник.
Его имя стало известно благодаря высококачественным многоцветным открыткам, которые он выпускал. Он обладал талантом как художника, так и полиграфиста, что позволяло ему создавать продукцию исключительного качества.
Деятельность Лапина достигла своего пика перед Первой мировой войной и продолжалась в течение нее. Его издательство просуществовало до 1932 года.
Открытки, выпущенные компанией Лапина, распространялись, в основном, во Франции и ее колониях. В Россию они регулярно поставлялись до конца Первой мировой войны. Издательство Лапина также имело филиалы и представительства в Бельгии, Швейцарии, Испании, Италии, Дании, Швеции, Норвегии, Турции, США, а также в Польше и Чехословакии.
Всего было выпущено около 2150 открыток формата 9 х 14 см с золотым обрезом.
Художники, работавшие над созданием открыток, сыграли важную роль в развитии этого вида искусства. Их вклад был многогранным и значительным, способствуя не только эстетическому развитию открыток, но и их функциональности и популярности. Одним из ключевых аспектов их работы было создание уникальных и красивых изображений, которые привлекали внимание и вызывали положительные эмоции у получателей.
В 1932 году была выпущена серия открыток в поддержку русских детей, включающая шесть рисунков художников-эмигрантов: Александра Бенуа, К.Коровина, К.Сомова, И.Билибина, А.Яковлева и В.Шухаева. Эти открытки были созданы специально для сбора средств в пользу безработных, а в последующие годы — для помощи детям эмигрантов, особенно тем, кто остался без родителей.
«Голодная пятница» — это ежегодный благотворительный сбор, который проводился с 1927 года во Франции и ее колониях Российским земско-городским комитетом (Земгором) совместно с Объединением земских и городских деятелей. Эти мероприятия, наряду с созданием уникальных открыток, способствовали развитию благотворительности и поддержке нуждающихся, что подчеркивает значимость вклада художников в развитие искусства и общества.
Набор из шести почтовых открыток c репродукциями картин русских художников,
выпущенных «В пользу русских детей во Франции»
под патронатом Ассоциации членов Земгора. Типография H.Bung. Париж. 1929
Открытки с изображениями храмов русского зарубежья
Они словно драгоценными шкатулками самоцветно
рассыпаны по всему миру —
златоглавая каменная летопись нашего Отечества,
по полному праву прозывавшегося Святой Русью.
Черкасов-Георгиевский В. Русский храм на чужбине
Открытки с изображениями храмов русского зарубежья не только украшали почтовые отправления, но и служили важным средством сохранения и популяризации русской культуры и духовности за рубежом.
В следующем разделе выставки представлены открытки с видами храмов русского зарубежья во Франции, Италии, Бельгии, Германии, Швейцарии и Дании.
Франция
Церковь Успения Пресвятой Богородицы на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа — православный кладбищенский храм в юрисдикции Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Московского патриархата. В 1928 году княгиня В.К.Мещерская основала в поместье Сент-Женевьев богадельню для русских эмигрантов «Русский дом имени императрицы Марии Федоровны». Тогда же здесь появилось и кладбище, ставшее главным некрополем русской эмиграции.
Храм Успения Богородицы был возведен в 1938–1939 годах по проекту архитектора Альберта Бенуа в стиле новгородских церквей XV – начала XVI века. Им же и его женой М.А.Бенуа-Новинской выполнены фрески.
Двухъярусный иконостас был изготовлен по эскизу инженера И.М.Грекова в мастерской Русского дома. Стилизованные образа в нем написаны П.А.Федоровым и княжной Е.С.Львовой, членами парижского общества «Икона». Справа от церкви стоит двухъярусная звонница во имя апостола Павла, выдержанная в псковском стиле. Она тоже выстроена по проекту А.А.Бенуа.
Собор Святого Александра Невского в Париже — православный храм в юрисдикции Московского патриархата. 19 февраля 1859 года, в день четвертой годовщины восшествия на престол императора Александра II, в присутствии официальных лиц России и Франции был заложен первый камень в основание нового храма, который был освящен в 1861 году. Проект храма был сделан архитектором, профессором Петербургской Академии художеств Романом Кузьминым, построившим также Павловский собор в Гатчине. Над росписями храма работали художники А.П.Боголюбов, А.Е.Бейдеман, Е.С.Сорокин, Ф.А.Бронников, А.А.Бенуа.
Церковь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и Николая Чудотворца в Ментоне — храм Западно-Европейской епархии Русской православной церкви заграницей. Построен по инициативе Русского Ментонского благотворительного общества, основанного в 1880 году. Постройка храма началась 5 июня 1892 года по проекту архитектора Г.-Г.Терслинга. 24 ноября 1892 года храм был торжественно освящен. Несколько больших икон в интерьере написал А.А.Бенуа.
Собор Святителя Николая Чудотворца в Ницце — самый большой в Западной Европе православный храм. Относится к Корсунской епархии Русской православной церкви.
Строительство собора началось в 1896 году. Был освящен в 1912 году при участии императора Николая II и вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Автор проекта, архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский, взял за образец соборы Василия Блаженного в Москве и Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Николай II и вдовствующая императрица Мария Федоровна приняли возведение храма под свое покровительство. Строительство обошлось в 1,5 миллионов франков, 700 тысяч из которых выделил лично Николай II, остальные деньги пожертвовали бывший российский посол во Франции князь Голицын, Ротшильд, княгиня Апраксина и купцы Елисеевы.
Престол, иконостас, иконы — все было изготовлено в России. Мозаичные работы выполнены в мастерской художника-мозаичиста Владимира Фролова. Среди иконописцев хочется упомянуть Михаила Васильева (он написал запрестольный образ Пресвятой Троицы) и Леонида Пяновского (по его эскизу был создан трехъярусный иконостас с иконами «Корсунская Божия Матерь» и «Спас Нерукотворный»).
Италия
Храм Святителя Николая Чудотворца в Бари — ставропигиальный храм Русской православной церкви. Строительство храма по проекту А.В.Щусева началось в 1911 году. Иконостас был водружен к освящению в 1955 году. Его иконы были безвозмездно созданы в 1950-х годах А.А.Бенуа и его женой М.А.Бенуа-Новинской.
Церковь Святителя Николая Чудотворца в Риме — православный домовый храм, самый старый из русских приходов в Италии. Основанный в октябре 1803 года, храм имел много адресов. Последнему адресу он обязан русской княжне Марии Александровне Чернышевой, которая в 1897 году завещала свой римский дом на via Palestro 71 для русского православного храма. На парадной лестнице, при входе в церковь, помещены памятные доски с именами устроителей храма: архимандрита Симеона (Нарбекова), княжны М.А.Чернышевой и княгини С.Н.Барятинской.
С 1927 года приход выбрал юрисдикцию Русской православной церкви заграницей, в которой находился до 1985 года. В 2000 году включен в состав приходов Московского патриархата в Италии.
Иконостас был сооружен по проекту К.А.Тона на средства посла при Папском дворе князя Г.И.Гагарина. Образы Спасителя и Божией Матери написал П.В.Басин, медальоны на меди — К.П.Брюллов, «Тайную вечерю» — И.И.Габерцеттель, святителя Николая Чудотворца — Ф.А.Бруни, благоверного князя Александра Невского — А.Т.Марков.
Среди святынь храма — Иверская икона Божией Матери, написанная в 1901 году афонскими монахами в память императора Александра III, четыре иконы, написанные в мастерской художника М.Е.Малышева в Сергиевом Посаде в 1893 году: святителя Николая Чудотворца и святого Александра и два образа Спасителя и Божией Матери; образ Божией Матери «Вратарницы», написанный афонским монахом Виктором (Каравогеоргасом).
Дания
Церковь благоверного князя Александра Невского в Копенгагене — православный храм, находится в юрисдикции Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей. В 1881 году началась постройка храма по проекту профессора Д.И.Гримма. История церкви связана с именем императрицы Марии Федоровны, датской принцессы Дагмары, которая в 1866 году вышла замуж за будущего императора Александра III. В этом храме она молилась, находясь в эмиграции, и в этих стенах 19 октября 1928 года ее отпел митрополит Евлогий (Георгиевский). Здесь прошло и отпевание главы рода Романовых князя Димитрия Романовича, скончавшегося 31 декабря 2016 года в Копенгагене.
Швейцария
Крестовоздвиженский собор в Женеве — кафедральный собор Западно-Европейской епархии Русской православной церкви заграницей. Старейший и главнейший из православных храмов Швейцарии. Проект этого храма в 1862 году создал Д.И.Гримм. В 1866 году церковь была торжественно освящена.
Бельгия
Церковь Святого Праведного Иова Многострадального в Брюсселе — русский православный храм-памятник, входящий в юрисдикцию Западно-Европейской епархии Русской православной церкви заграницей. В 1928 году член брюссельского Воскресенского прихода Н.М.Котляревский предложил возвести храм в память «царя-мученика Николая II и всех богоборческой властью в смуте убиенных». 2 февраля 1936 года митрополит Анастасий (Грибановский) и сербский митрополит Досифей совершили закладку однопрестольного храма. Из-за перерыва, вызванного Второй мировой войной, храм был освящен только в 1950 году.
Возведен по проекту архитектора Н.И.Исцеленнова, им же написан образ Божией Матери «Нерушимая Стена». Над входом барон Н.Б.Мейендорф исполнил в 1968 году мозаику Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Росписей в храме нет. Интерьер освещает большое паникадило-хорос, сделанное по рисунку Исцеленнова.
Церковь Святых Александра Невского и Серафима Саровского в Льеже — русский православный храм в юрисдикции Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции Московского патриархата.
Начало истории русской православной общины в Льеже относится к 1920 году, когда в Льеж из Константинополя переехал детский приют Елизаветы Кузьминой-Караваевой. У храма долго не было постоянного помещения, отвечающего нуждам верующих.
Священнику Валенту Роменскому, выпускнику Свято-Сергиевского православного богословского института, удалось получить от муниципалитета здание, служившее прежде хранилищем фондов одного из музеев. 23 декабря 1934 года митрополит Евлогий (Георгиевский) освятил помещение. Эскиз убранства разработал Н.И.Исцеленнов. Небольшой одноярусный иконостас был написан членами парижского общества «Икона», в том числе П.А.Федоровым, Ю.Н.Рейтлингер, О.Б.Орловой-Денисовой («Архангел Михаил», «Священномученик Валент»). Образ Божией Матери Толгской исполнила княжна Е.С.Львова.
В 1944 году во время немецких бомбежек церковь была полностью разрушена.
С 1948 года начался сбор средств на строительство нового, ныне действующего храма на купленном ранее земельном участке. Автором проекта и инженером-строителем нового храма стал Н.И.Исцеленнов.
Германия
Русская церковь Всех Святых в Бад-Хомбурге была возведена в 1896–1899 годах в русско-византийском стиле по проекту выдающегося архитектора Леонтия Николаевича Бенуа, строительными работами руководил местный архитектор Луи Якоби. Освящена 10 сентября 1899 года.
С началом Первой мировой войны, как и большинство русских храмов, находящихся на территории Германии, была закрыта, а ее имущество передано в экспозицию местного музея.
В период с 1922 по 1946 год церковные богослужения в церкви практически не совершались, а церковное имущество по-прежнему хранилось в музее в Бад-Хомбургском замке. Лишь в 1946 году оно было возвращено храму, а в 1947 году храм был передан Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей.
Сегодня русская церковь Всех Святых является муниципальной собственностью Бад-Хомбурга.
Церковь Святой Праведной Елисаветы в Висбадене, относящаяся в настоящее время к Берлинской и Германской епархии Русской православной церкви заграницей, своим возникновением обязана преждевременной кончине юной великой княгини Елизаветы Михайловны, племянницы императора Николая I. Она умерла в Висбадене 16 января 1845 при родах, ровно через год после свадьбы с герцогом Нассауским Адольфом-Вильгельмом, великим герцогом Люксембургским, оставив о себе память благотворительницы. На постройку надгробной церкви овдовевший герцог использовал приданое супруги, составлявшее три миллиона марок. Освящение храма состоялось 13 мая 1855 года.
В качестве образца архитектор Филипп Хофманн взял постройки К.А.Тона, в частности Петропавловскую церковь в Петергофе. Вопреки православным канонам в убранстве церкви использована скульптура (рельефы ангелов над золочеными медными дверьми) и медальоны с портретами художников и ваятелей, работавших здесь: Неффа, Малакини, Маньяни, братьев Хопфгартенов и Леонхардта. Также были помещены изображения архитекторов Ф.Хофманна и К.А.Тона.
Поздравительные открытки
Праздники всегда играли важную роль для единения общества, особенно для тех, кто был вынужден покинуть свою родину. Вдали от дома они старались сохранить свои традиции и передать их следующим поколениям. Особое внимание уделялось подготовке к значимым для каждого человека традиционным и религиозным праздникам — Новый год, Рождество Христово и Пасха. Выходцы из России отмечали эти праздники с особым трепетом — украшали дома и храмы, поздравляли своих родных и близких. Друзьям и знакомым, живущим в других городах и странах, отправляли поздравительные открытки.
Выделяется самодельная открытка-поздравление А.М.Ремизова (1877–1957) семье И.А.Бунина (1870–1953) с новым 1939 годом — надпись вязью черной тушью: «Вере Николаевне Ивану Алексеевичу Буниным с новым Годом Алексей Ремизов».
Дореволюционные открытки с видами Москвы
На представленных дореволюционных открытках можно увидеть старые, порой утраченные или измененные за век виды Москвы.
Закончим обзор нашей коллекции открыток словами историка, краеведа, филокартиста, Виктора Васильевича Петракова: «Жизнь русских, куда бы ни забрасывала их судьба, всегда сопровождалась выпуском открыток».
И.В.Малова
Примечание: В подписях к открыткам указано место и время их издания.