20.11.2024 05.12.2024

«Тамара Туманова — черная жемчужина русского балета» в Армянском музее Москвы и культуры наций

Фотодокументальная выставка
  • Доступно для инвалидов
  • с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00
  • Москва,  проспект Мира, дом 33, корп. 1,  БЦ «Олимпик плаза», 3-й этаж

С 20 ноября по 5 декабря 2024 года в Армянском музее Москвы и культуры наций пройдет фотодокументальная выставка «Тамара Туманова — черная жемчужина русского балета», подготовленная совместно с Домом русского зарубежья.

Балерина, актриса и хореограф Тамара Туманова начиная с 1930-х годов завоевала все ведущие балетные сцены Европы и Америки — Парижскую оперу, Ковент-Гарден, Ла Скала. Балерина сотрудничала с самыми знаменитыми труппами мира. Для нее ставили свои сочинения Серж Лифарь, Леонид Мясин, Джордж Баланчин, Бронислава Нижинская. Ее техника была отточенной, динамичной и всегда оставляла незабываемое впечатление.

В основу выставки легли документальные материалы из личной коллекции потомка семьи Тумановых — В.И.Шулятикова, а также из собрания Дома русского зарубежья.

Туманова (2).jpgТамара Туманова родилась 2 марта 1919 года в поезде неподалеку от Тюмени. Ее мать, Евгения Дмитриевна Туманова, была представительницей армянского княжеского рода.

Спасаясь от Гражданской войны, семья бежала во Владивосток, оттуда попала в Шанхай. В Шанхае Тамара впервые увидела, как танцует Анна Павлова, гастролировавшая по Дальнему Востоку. Заметив, как сильно действуют на дочь эти спектакли, как чувствует она музыку, мать решила, что Тамара должна расти в Париже, городе искусств. Но туда семья смогла перебраться лишь в 1925 году. Тамара поступила в балетную студию О.И.Преображенской, прославленной балерины Мариинского театра и выдающегося педагога. Здесь талантливую девочку заметила А.Павлова, которая в свое время также обучалась у Преображенской. Первый детский дебют состоялся 8 июня 1925 года на концерте в присутствии Анны Павловой во дворце Трокадеро в Париже и был восторженно принят зрителями.

4 марта 1929 года, когда юной танцовщице исполнилось десять лет, она выступила на сцене Парижской оперы в ведущей роли в детском балете «Веер Жанны». Именно там на нее обратил внимание легендарный организатор «Русских сезонов» Сергей Дягилев и рассказал о ней хореографу Джорджу Баланчину, который тогда только начинал свою карьеру. Баланчин взял Тамару в труппу «Русский балет Монте-Карло», где он был главным балетмейстером. Специально для Тумановой Баланчин поставил три одноактных балета — «Сильфиды», «Котильон» и «Ля Конкуранс». Премьера состоялась в Монте-Карло 12 апреля 1932 года. Затем Баланчин ввел в состав труппы еще двух русских девочек: 13-летнюю ученицу Преображенской Ирину Баронову и 15-летнюю воспитанницу Матильды Кшесинской Татьяну Рябушинскую. 4 июля 1933 года труппа впервые выступила в Лондоне, и три «беби-балерины» стали сенсацией. На одном из выступлений девочек Павлова пришла за кулисы и подарила Тумановой жемчужную брошь, которую сняла с себя. Позднее Туманова передала брошь балерине Нине Ананиашвили.

В 1933 году Баланчин ушел из труппы «Русский балет Монте-Карло», решив организовать собственную труппу, и Туманова ушла вместе с ним. Для нее он создал несколько балетов, в том числе «Моцартиану» на музыку Чайковского. Труппа просуществовала всего шесть месяцев.

Туманова вернулась в «Русский балет Монте-Карло», главным балетмейстером которого стал Леонид Мясин. С именем Мясина связаны почти десять лет жизни Тумановой, она танцевала во всех его балетах, в том числе в его «балетах-симфониях» — в «Хореартиуме» на музыку Четвертой симфонии Брамса, в «Фантастической симфонии» на музыку Берлиоза.

Начиная с выступления Тумановой в Трокадеро знаменитый американский импресарио Сол Юрок внимательно следил за ее успехами. Именно он назвал Туманову, с ее шелковистыми черными волосами и большими темно-карими глазами, «черной жемчужиной русского балета». Благодаря Юроку состоялась ее первая поездка в Америку: он заключил контракт с де Базилем на гастроли в Америке, но с тем условием, чтобы в его труппу входила Туманова.

В 1937 году семья Тамары переселилась из Парижа в США. Баланчин поставил для Тумановой балет «Балюстрада» на музыку скрипичного концерта Стравинского. Премьера состоялась в январе 1941 года, за дирижерским пультом стоял Стравинский.

Голливуд не мог не заметить Туманову, и в 1941 году на экраны вышел музыкальный фильм «Испанская фиеста», в котором на музыку «Испанского каприччио» Римского-Корсакова блестяще выступил дуэт Туманова — Мясин. Балерина в совершенстве овладела искусством фламенко, которому обучалась у знаменитой испанской танцовщицы Архентины. Через год она снова снимается в кино — в полнометражной художественной картине «Дни славы», где ее партнером стал актер Грегори Пек. В 1944 году Туманова выходит замуж за сценариста и кинопродюсера Кейси Робинсона. Муж снял Тамару в фильме «Мы сегодня поем» в роли легендарной Анны Павловой и еще в двух музыкальных лентах — «Глубоко в сердце» и «Приглашение к танцу».

В 1947 году Туманова возвратилась на несколько месяцев в Парижскую оперу. Приглашенный туда же на пост главного балетмейстера Баланчин поставил для нее балет «Симфония до мажор» на музыку Жоржа Бизе — последний балет Баланчина и Тумановой, одной из самых его любимых балерин. Поставленная Баланчиным партия Жизели в балете Адана, впервые исполненная ею в возрасте семнадцати лет, со временем стала вершиной ее творчества. В 1949 году журналисты и критики Франции выбирали «лучшую Жизель всех времен и народов», и Туманова получила «Гран-при де Жизель» — бронзовую статуэтку — слепок своих руки и стопы. Награду вручил балерине лично президент Франции.

В 1950 году в Парижской опере специально для Тумановой французский поэт и драматург Жан Кокто вместе с балетмейстером Сержем Лифарем создали балет «Федра». Кокто считал Туманову великой балериной и трагедийной актрисой, и роль Федры, наряду с ролью Жизели, стала одной из самых знаменитых в ее репертуаре. В 1950–1960-е годы в составе разных трупп и с концертными выступлениями она объездила Америку, Канаду, Европу, побывала в Африке.

Продолжалась и ее кинокарьера. В 1965 году она снялась у кинорежиссера Альфреда Хичкока в фильме «Разорванный занавес», а в 1969 году кинорежиссер Билли Уайлдер пригласил ее для работы над фильмом «Частная жизнь Шерлока Холмса».

В 1971 году Туманова, находясь на вершине успеха, решила уйти со сцены. «Надо оставить о себе хорошую память», — говорила она. Финальное выступление балерины состоялось на сцене лондонского Колизеума в одной из ее любимых ролей — Одетты из «Лебединого озера». В дальнейшем балерина помогала ставить и восстанавливать балеты. Вопреки многочисленным просьбам открыть танцевальную студию, преподавать в Америке она не захотела. Они с матерью уединенно жили в доме в Беверли-Хиллз.

Дружеские отношения много лет связывали балерину с Александром Глазуновым, Сергеем Прокофьевым, Пабло Пикассо, Марком Шагалом. Выдающийся советский и российский хореограф Юрий Григорович, бывая в Америке, обязательно посещал ее. Он писал о ней: «Ее я воспринимал как фигуру историческую, пропустившую через себя, через свое творчество этот уникальный слой искусства балета ХХ века. Ведь, в сущности, она создатель того репертуара, тех ролей, что мы ныне именуем классикой нашего столетия».

Тамара Туманова умерла 29 мая 1996 года.

Незадолго до смерти она передала в дар Академии русского балета в Санкт-Петербурге свои сценические костюмы.

Ознакомиться с выставкой можно с 20 ноября по 5 декабря 2024 года по адресу:

Москва, проспект Мира, дом 33, корп. 1, БЦ «Олимпик плаза», 3-й этаж,

с понедельника по пятницу с 10:00 до 18:00

При посещении необходимо иметь с собой паспорт


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок