В 2025 году в музейный фонд Дома русского зарубежья «Печатная продукция» поступило шесть буклетов, рекламирующих знаменитые «Русские сезоны» С.П.Дягилева и антрепризы его последователей. Материалы были приобретены у коллекционера Алексея Александровича Геллера (Россия).
«Русские сезоны» — это театральная антреприза Сергея Павловича Дягилева (1872–1929), русского театрального, художественного деятеля и мецената, представляющая собой гастрольные выступления в Европе и США артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы и просуществовавшая более 20 лет, с 1908 года до смерти Дягилева в 1929 году.
Театральным «сезонам» за границей предшествовали Русская художественная выставка в рамках парижского Осеннего салона 1906 года, организованная Дягилевым и проходившая со 2 октября по 11 ноября в 12 залах Большого дворца (Grand Palais), и Исторические русские концерты в Париже в 1907 году — мероприятие, организованное им же с целью пропаганды русской музыки за границей. Концерты состоялись 16, 19, 23, 26 и 30 мая 1907 года на сцене Парижской оперы (Grand Opéra) и имели огромный успех у французской публики.
Это побудило Сергея Павловича продолжить свою деятельность за границей: в 1908 году в Париже им были организованы «Русские сезоны», в рамках которых был показан ряд русских опер и новые балеты: на лучших театральных сценах мира блистали примы Императорских театров, постановки оформляли известные российские и зарубежные художники, а музыку к спектаклям писали знаменитые композиторы — классики и экспериментаторы. Дягилевские постановки стали настоящим переворотом в театральном мире: каждая превращалась в красочное шоу с роскошными костюмами, завораживающими декорациями и музыкой.
19 мая 1908 года в Гранд-опера «Русские сезоны» открылись оперой «Борис Годунов» М.П.Мусоргского. За основу постановки была взята редакция Н.А.Римского-Корсакова, Дягилевым был осуществлен ряд купюр и перестановок, а главную роль исполнил Ф.И.Шаляпин. Опера имела огромный успех и колоссальный общественный резонанс. В следующем 1909 году Дягилев познакомил парижан с балетом. Это были «Половецкие пляски», «Павильон Армиды», «Пир», «Египетские ночи» и «Сильфиды». В 1910 году антрепризой были представлены исключительно балеты, а в 1911 году Дягилев принял решение вместо балетных гастролей артистов Императорских театров организовать постоянно действующую труппу — Русский балет. Этой труппой он руководил в 1911–1929 годах, вплоть до своей смерти. Оперные «сезоны» продолжались до начала Первой мировой войны, последний спектакль состоялся 25 июля 1914 года.
В труппе дягилевского Русского балета в разное время блистали талантливые танцовщики и хореографы — Вацлав Нижинский, Леонид Мясин, Михаил Фокин, Серж Лифарь, Джордж Баланчин и многие другие. Над декорациями и костюмами постановок работали соратники Дягилева по «Миру искусства» художники Леон Бакст и Александр Бенуа, самобытные художники Европы — Пабло Пикассо, Андре Дерен, Коко Шанель, Анри Матисс, а также русские авангардисты — Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Наум Габо, Антуан Певзнер и многие другие. Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет — Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Игорем Стравинским, Клодом Дебюсси.
Один из буклетов, приобретенных у А.А.Геллера, посвящен 8-му сезону, проходившему в Театре Елисейских Полей в 1913 году. Именно тогда впервые за пределами России была показана опера «Хованщина» М.П.Мусоргского. Постановщиком стал Сергей Дягилев. Для премьеры в столице Франции собственную версию заключительного хора (в сцене самосожжения раскольников) написал Игорь Стравинский. В постановке использовалась редакция Н.А.Римского-Корсакова. Дирижировал спектаклем Эмиль Купер, художником был Федор Федоровский. Партию Досифея исполнял Федор Шаляпин, Марфы — Елизавета Петренко. Представление имело огромный успех у публики и именно эта постановка «Хованщины» положила начало к обретению всемирно известного статуса оперы, которая позже вошла в репертуар крупнейших театров мира. В буклете на французском языке описана история создания оперы, либретто, перечислены организаторы и исполнители, а также помещено большое количество фотографий и эскизов.
Другой буклет посвящен 12-му, балетному сезону, который состоялся в мае – июне 1920 года в парижской Гранд-опера. В этот год было подготовлено 16 постановок, хореографом выступил Леонид Мясин. Из них три было представлено впервые: балет «Пульчинелла» (музыка И.Стравинского, декорации Пикассо), балет «Песнь соловья» (музыка И.Стравинского, декорации и костюмы А.Матисса) и опера-балет «Женские причуды» (музыка Д.Чимарозы, декорации и костюмы Х.-М.Серта). В буклете дается описание всех 16 постановок, а также помещены фотографии артистов и отдельных сцен.
Этот сезон знаменателен тем, что он стал последним успешным сезоном перед затяжным кризисом, длившимся несколько последующих лет. В 1921 году новых постановок почти не было, Дягилев оказался на грани разорения, некоторые артисты ушли, и его антреприза едва не прекратила свое существование. К тому же Л.Мясин покинул коллектив и к следующему сезону труппа осталась без хореографа. Однако постепенно дела стали налаживаться, в коллектив пришли новые талантливые танцовщики, в том числе Серж Лифарь, а хореографом была приглашена Бронислава Нижинская, младшая сестра Вацлава Нижинского. Ею было поставлено несколько успешных спектаклей, тепло встреченных публикой. В тот же период состоялось знакомство Дягилева с Борисом Кохно, ставшим его личным секретарем и автором либретто новых балетов.
Особенно успешным и знаковым после нескольких кризисных лет стал 1925 год, хотя на начало сезона труппа снова осталась без хореографа. Часть постановочных работ Дягилев хотел поручить С.Лифарю, однако в итоге счел его еще слишком неопытным и пригласил временно присоединиться к труппе Леонида Мясина, который поставил два новых балета — «Зефир и Флора» и «Матросы» на музыку Жоржа Орика, очень хорошо принятых зрителями. Кроме того, в этом сезоне дебютировал в качестве балетмейстера Джордж Баланчин, во многом обогативший хореографию дягилевских сезонов. Его усилиями была обновлена постановка «Песни соловья» и создан комический балет «Барабо». Публика с восторгом приняла новые постановки, а также была восхищена работой Сержа Лифаря, который с этого года начал солировать в каждом сезоне.
Рекламный буклет 1925 года с репертуаром, показанным с 15 по 20 июня в парижском театре Гетэ-Лирик (Théâtre de la Gaîté Lyrique), был также приобретен Домом русского зарубежья у А.А.Геллера. На первых листах — перечень постановок: балеты «Пульчинелла», «Зефир и Флора», «Докучные», «Синий поезд», «Волшебная лавка», «Песнь соловья», «Матросы». Далее в буклете помещены фотографии артистов и сцен из постановок.
Последующие сезоны были яркими, завораживающими и во многом новаторскими, публика принимала все с восторгом и всегда с нетерпением ждала новых постановок. Однако 22-й сезон 1929 года стал последним из-за смерти С.П.Дягилева. Один из буклетов, поступивших в музейное собрание ДРЗ, относится к этому периоду и содержит программу выступлений труппы на 7 июня 1929 года в Театре Сары Бернар (Париж).
В программе перечислены четыре постановки, из них две были премьерные. Это «Лиса» на музыку И.Стравинского, которую уже ставила в 1922 году Бронислава Нижинская, но в этот раз обновлением хореографии занялся С.Лифарь. Также в 1929 году, в рамках Русских сезонов, состоялась премьера балета «Бал», ставшего одной из последних постановок антрепризы на музыку Витторио Риети. Итальянский художник Джорджо де Кирико принял приглашение Сергея Дягилева оформить декорации, необычные, очень оригинальные, как и костюмы, из скульптурных мотивов: колонн, пилястр, порталов. Хореографию поставил Джордж Баланчин. «Бал» был с восторгом принят зрителями.
Последней постановкой в тот сезон стал одноактный балет «Блудный сын» Сергея Прокофьева на либретто Бориса Кохно по мотивам евангельской притчи о блудном сыне, созданный по заказу Сергея Дягилева (премьера состоялась в Париже в Театре Сары Бернар 21 мая 1929 года, а 19 августа того же года Дягилев умер).
После смерти Дягилева его труппа распалась. Баланчин уехал в США, где стал реформатором американского балета. Лифарь остался во Франции и возглавил балетную труппу Гранд-опера, сделав огромный вклад в развитие французского балета.
В 1932 году был основан «Русский балет Монте-Карло» на базе балетных трупп Оперы Монте-Карло и «Русской оперы» в Париже, созданных после смерти С.П.Дягилева. Директором труппы стал полковник де Базиль (один из псевдонимов Василия Григорьевича Воскресенского (1888–1951)), художественным руководителем — Рене Блюм. Труппа позиционировала себя в качестве преемника дягилевского Русского балета. В 1932–1935 годах коллектив выезжал на гастроли в Бельгию, Нидерланды, Париж, Лондон, Нью-Йорк. Наиболее плодотворным периодом деятельности «Русского балета Монте-Карло» (с 1935 года он назывался «Русский балет полковника де Базиля») считается период с 1933 по 1936 год, когда его главным балетмейстером являлся Леонид Мясин, поставивший восемь балетов, три из которых были впервые созданы в новом жанре балета-симфонии: «Предзнаменования» (1933), «Хореартиум» (1933) и «Фантастическая симфония» (1936).
Один из буклетов как раз отражает этот период существования балетной труппы. Буклет был отпечатан перед гастролями в США в 1936–1937 годах. В нем помещены портреты ведущих артистов театра, либретто и программки всех спектаклей. На отдельных листах помещены иллюстрации с репродукциями эскизов декораций и костюмов, выполненных для театра Натальей Гончаровой («Сказки Феи», «Свадьба»), Пабло Пикассо («Пульчинелла»), Леоном Бакстом («Шехерезада»), Раулем Дюфи «(Пляж») и др.
Однако уже в 1935 году между Рене Блюмом и полковником де Базилем произошел разрыв, после которого труппа разделилась на «Балет Монте-Карло» (1936–1938) под руководством Рене Блюма, с которым работал Леонид Мясин, и «Русский балет полковника де Базиля», выступавший под различными названиями (с декабря 1939 года — «Оригинальный Русский балет»), с которым работали Михаил Фокин и Бронислава Нижинская.
В 1938 году на основе труппы Рене Блюма была создана новая расширенная антреприза, получившая название «Русский балет Монте-Карло», которую возглавил Серж Дэнем (псевдоним Сергея Ивановича Докучаева (1896–1970)). С 1938 года по 1945 год ее главным балетмейстером был Леонид Мясин.
Один из приобретенных буклетов содержит рекламную информацию о «Русском балете Монте-Карло» накануне их выступления в Королевском оперном театре Ковент-Гарден в Лондоне в 1938 году. На первых листах дана вводная статья о балетной труппе. Далее размещены фотографии участников труппы и эскизы к костюмам и декорациям.
Это был последний сезон в Европе перед началом Второй мировой войны. В 1939 году труппа С.Дэнема отправилась в США. Репертуар состоял как из некоторых балетов Михаила Фокина дягилевских «Русских сезонов», так и постановок Леонида Мясина. Ведущей солисткой на выступлениях в США в 1938–1952 годах была Александра Данилова. После войны деятельность антрепризы постепенно сходила на нет, и в начале 1960-х годов труппа прекратила существование.
Ведущие артисты упомянутых трупп впоследствии основали танцевальные школы и компании в Европе и США, внеся огромный вклад в развитие балетного искусства во многих странах мира.
***
Пользуясь большим успехом за рубежом, особенно во Франции и Великобритании, дягилевская антреприза, а позже — деятельность его последователей, оказали значительное влияние не только на хореографию, но и на развитие мирового искусства в целом, привлекая внимание публики к творчеству многих художников, композиторов и актеров. Благодаря оперным и балетным выступлениям произошла мощная популяризация русской культуры, вызвавшая небывалый ранее интерес у западных зрителей.
Поступившие в музейное собрание ДРЗ буклеты отражают основные вехи гастрольной деятельности «Русских сезонов» С.П.Дягилева и балетных трупп его последователей, знакомят нас с историями постановок в разные периоды, с создателями и исполнителями, а большое количество размещенного в буклетах иллюстративного материала позволяет взглянуть на актеров и сцены из спектаклей, подробно рассмотреть декорации и эскизы костюмов. Это несомненно ценный материал по истории продвижения и развития русского искусства за рубежом.
Автор выставки: Волкова Евгения Анатольевна, хранитель музейных предметов.
