«Этнография Македонии и Печер. Акварели и фотографии Марии Малаховой»

Виртуальная выставка

Мария Романовна Малахова, урожденная Шпис, родилась 3 октября 1903 года в Москве, в семье, принадлежащей к элите московских немецких промышленников. Воспитывалась в немецкой и русской культурных традициях с погружением в двуязычную среду. Ее детство прошло в Москве и Болшево (ныне Королев) на реке Клязьме, что обусловило ее любовь к России, русской народной культуре и этнографии в целом. В 14-летнем возрасте Мария вместе с семьей вынуждена была покинуть Россию — семья была интернирована в связи с событиями Первой мировой войны и кампанией по «борьбе с немецким засилием». Покидая в 1917 году Россию, Мария в своем дневнике писала: «Свобода, природа, искусство. Все остальное — будь мне пусто!» И этому кредо она осталась верна всю свою жизнь. Каждый ее жизненный выбор являлся проявлением свободы воли: быть русской, а не немкой, быть русской эмигранткой, а не германской гражданкой, вернуться в СССР и быть одинокой, а не переехать к брату в США…

Выставка рассказывает о судьбе и творчестве Марии Малаховой, талантливого художника, графика, фотографа, и иллюстрирует ее непростой жизненный путь. Учеба в Германии, Париже, скитание по Европе, жизнь в Печерском крае (Петсери), знакомство (впоследствии замужество) с инженером и публицистом Георгием Малаховым, переезд в Вардарскую Македонию. В 1965 году она приняла решение вернуться в СССР навсегда.

Родители Марии Шпис: София (Соня) Вогау и Рудольф Шпис. 1899
Мать Марии Шпис София (Соня) Вогау. 1901
Мися Шпис. 1905
София Шпис (Вогау) с детьми. Слева направо: Буня (Отто), Козя (Конрад), София (Соня), Мися (Мария). 1906
Мария (Мися) Шпис. Дрезден. 1918
Семья Шпис. Слева направо: отец Марии Рудольф, Мария, мать Марии София, старший брат Отто, младший брат Конрад. 1919
Мария Шпис с сыном Алешей. Печорский край. 1936
Мария Малахова с сыном Алексеем на набережной в Скопье. 1955
Родители Марии Шпис: София (Соня) Вогау и Рудольф Шпис. 1899
Мать Марии Шпис София (Соня) Вогау. 1901
Мися Шпис. 1905
София Шпис (Вогау) с детьми. Слева направо: Буня (Отто), Козя (Конрад), София (Соня), Мися (Мария). 1906
Мария (Мися) Шпис. Дрезден. 1918
Семья Шпис. Слева направо: отец Марии Рудольф, Мария, мать Марии София, старший брат Отто, младший брат Конрад. 1919
Мария Шпис с сыном Алешей. Печорский край. 1936
Мария Малахова с сыном Алексеем на набережной в Скопье. 1955

Детство

Детство Марии (домашнее имя — Мися) прошло в Москве и Болшево (ныне Королев) с братьями Отто (домашнее имя — Буня) и Конрадом (домашнее имя — Козя). Мися и братья воспитывались в немецкой и русской культурных традициях с погружением в двуязычное пространство.

Основатель династии Вогау Филипп Максимилиан фон Вогау (1807−1880) в 1839 году женился на дочери владельца красильной фабрики в Болшеве Франца Рабенека Эмилии. С того времени Вогау связаны с Болшево.

Мария Малахова составила из фотографий свой фотоальбом, который назвала «Болшево».

Буня (Otto Rudolf Spies). 1904. Из коллекции Михаила Малахова
Няня с Мисей, Буня. Слева — дядя Васька. 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова
Мися (Maria Spies). 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова
Козя, Мися, Буня (Conrad, Maria, Otto Spies) перед фонтаном. Болшево. 1909. Из коллекции Михаила Малахова
Козя и Матреша (Conrad Spies и Матреша). 1911. Из коллекции Михаила Малахова
Дом со стороны сада. 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова
Козя и Мися (Conrad, Maria Spies). 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова
Буня (Otto Rudolf Spies). 1904. Из коллекции Михаила Малахова
Няня с Мисей, Буня. Слева — дядя Васька. 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова
Мися (Maria Spies). 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова
Козя, Мися, Буня (Conrad, Maria, Otto Spies) перед фонтаном. Болшево. 1909. Из коллекции Михаила Малахова
Козя и Матреша (Conrad Spies и Матреша). 1911. Из коллекции Михаила Малахова
Дом со стороны сада. 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова
Козя и Мися (Conrad, Maria Spies). 1900-е. Из коллекции Михаила Малахова

Этнографические рисунки Марии Малаховой

Македонское государство было создано в 1944 году. В том же 1944 году в рамках Народного музея в г. Скопье (столице Демократической Федеративной Македонии, а с 1946 года — Народной Республики Македонии) начал функционировать отдел этнологии. В 1949 году на базе отдела этнологии был сформирован Музей этнологии. С целью музейного документирования сначала в отдел этнологии, а затем в Музей этнологии была принята на работу как художник Мария Малахова.

На каждый предмет из собрания Музея составлялась научная карточка. Научные карточки должны были иметь рисунок, выполненный или акварелью, или темперой. Этим и занималась Мария Малахова. Помимо документирования музейных предметов (главным образом, национальных костюмов), Мария Малахова проводила и полевое документирование (традиционная архитектура, домашняя утварь и т.п.). В настоящее время в Музее Республики Северная Македония хранятся более 200 рисунков Марии Малаховой, в основном, городской и сельской традиционной архитектуры из различных регионов страны.

Мария Малахова проработала в Музее этнологии Македонии с 1945 года по 1962 год.

В благодарственном письме Музея этнологии указывалось: «В течение своей 18-летней службы в звании музейного художника она работала над исполнением рисунков для музейной картотеки, над созданием альбомов национальных македонских костюмов и народной архитектуры, а кроме того исполняла всевозможные другие рисунки и наброски в зависимости от потребностей музея. О работе Марии Малаховой мы можем выразится самым похвальным образом, так как во всякой ее работе чувствовался художник высокого класса. В каждую из работ она вкладывала все свое умение и мастерство, работала с любовью и воодушевлением, что и давало в результате рисунки высокой художественной ценности. Таким образом, она пополнила музейные фонды прекрасными художественными произведениями из области этнографии македонского народа».

В 1963 году Музей этнологии выпустил альбом «Македонские национальные костюмы». Большая часть рисунков (национальные костюмы и детали национальных костюмов) была выполнена Марией Малаховой. Данная работа послужила основанием для принятия Марии Малаховой в члены Союза художников Эстонской ССР и Союза художников СССР.

Относительно этих рисунков В.И.Шухаев, которого Мария Малахова считала своим учителем, в 1966 году заметил: «По правде говоря, не верится, что так можно нарисовать руками».

Рисунки Марии Малаховой для музейного документирования были оценены как имеющие высокую художественную ценность.

Такой же работой на гонорарной основе Мария Малахова занималась в Музее города Скопье. Различия были в том, что в Музее города Скопье Мария Малахова, в основном, писала темперой, а в Музее этнологии — акварелью. В Музее города Скопье ее рисунки были миниатюрными (9 х 5). Кроме того, в Музее города Скопье Мария Малахова занималась обучением молодых специалистов.

Ранние этнографические рисунки

До сих пор удалось обнаружить только три ранних этнографических рисунка Миси Шпис. Это портреты жителей рыбацких деревень Обозерья, выполненные в 1930 году.

Долгие годы Обозерье входило в Слободскую волость Псковского уезда Псковской губернии. Затем, по результатам Тартуского мирного договора между Советской Россией и Эстонией 1920 года, эта территория отошла к Эстонии и оставалась таковой фактически до 1944 года, когда была установлена новая граница между РСФСР и Эстонской ССР.

Рисунки хранятся в личном архиве внука Марии, Михаила Малахова (Скопье, Северная Македония).

Вальцев. Обозерский рыбак. Кулье. 1930
Обозерская бабка. Колпино. 1930
Василий Щербаков. Малы. 1930
Деревня Малы — «редкий архаичный пример традиционного поселения на верхней террасе Изборско-Мальской долины».
Вальцев. Обозерский рыбак. Кулье. 1930
Обозерская бабка. Колпино. 1930
Василий Щербаков. Малы. 1930
Деревня Малы — «редкий архаичный пример традиционного поселения на верхней террасе Изборско-Мальской долины».

Поречье

Поречье (мак. Порече) — область в северо-западной части Македонии, которая расположена по течению реки Треска (по одной из версий отсюда и название области — «по реке») и окружена горами. Доминирует македонское христианское население (97 %), которое относится к берзитской этнографической группе. Диалект поречан наиболее близок к македонскому литературному языку. Основное занятие — сельское хозяйство. Села небольшие — не более десятка домов. На территории Поречья находится заповедник «Ясен» (24 000 га).

Македонский национальный костюм

Районы Македонии, разделенные горами, долгое время оставались слабо связанными друг с другом, и одежда населения таких местностей имела локальные особенности. Насчитывается более 70 видов македонского национального костюма.

Женский традиционный костюм, при всем его разнообразии, объединяют некоторые общие черты. Его основу составляет длинная рубаха (кошульа, риза) туникообразного покроя. В районах Скопье, Куманова она очень широкая, с клиньями, а в Пологе — узкая. Характерен широкий воротник-стойка. Рубаха, как правило, украшена вышивкой, в расцветке которой преобладают красные тона, а в районе Скопле и Куманова — черные и темно-синие.

Поверх рубахи македонки надевают полудлинную или короткую распашную одежду, сшитую из домотканого сукна; она кроится с клиньями по бокам. Это сая, гунъа с короткими рукавами или клашник без рукавов. В некоторых районах у верхней распашной одежды имеются ложные рукава, руки продеваются тогда сквозь специальные прорези (Скопье, Куманово, Тетово, Галичник). Жилет (елек) носят не везде. Фартук и цветной тканый шерстяной пояс являются непременными принадлежностями женского костюма. Нижнюю рубаху и частично короткую верхнюю блузу в Гостиваре, на западе Македонии, делали плиссированными (включая рукава). А наряды жительниц города Галичник отличались, прежде всего, «мохнатым» фартуком прегач с двумя рядами длинной бахромы.

Кроме того, македонки любили украшать свои костюмы пестрыми платками, которые закрепляли на талии. В охридских селениях живот прикрывали поясом. Он состоял из нескольких черных и довольно длинных шерстяных шнурков, свитых, как снопики. Когда опоясывались, их перекрещивали на животе так, чтоб от этого на животе до самой груди образовался «горбняк». Таким образом этот пояс предохранял живот женщины, особенно беременной, от всяких непредвиденных внешних опасностей, равно как и перекрещивание шнурков — от простуды. Внутренность «горбняка» под поясом служила женщинам для помещения разных вещей (наподобие карманов).

Головной убор — платок, обычно свободно наброшенный на голову. Под платком часто носили круглую шапочку (фес), украшенную вышивкой и серебряными монетами.

На ноги, как и у других южных славян, женщины надевают цветные шерстяные чулки.

В прошлом для мужской одежды в Македонии был характерен белый цвет, но постепенно белая одежда стала сменяться черной. Македонцы носили белую хлопчатобумажную рубаху (кошульа), вышитую около ворота и на рукавах, поверх нее надевали род кафтана из белого сукна (долама), который позднее сменился более коротким джемаданом (джемадан).

Брюки в разных районах не были одинаковы по покрою, а позднее стали различаться и по цвету. Так, например, в Скопско-Кумановском, Дебрском, Битольском районах носили узкие и длинные штаны черного или белого цвета, у мияков — более широкие, сшитые из белого сукна, а в районе Гевгели — совсем широкие, черные.

Пояс — обязательный элемент всех мужских костюмов — был тканым, часто в полоску. Самым популярным головным убором македонцев была маленькая плоская валяная шапочка.

На ногах мужчины носили носки с узорами и традиционные опинки из воловьей кожи.

Этнографические фотографии Марии Малаховой

Марию Малахову для России открыли научные сотрудницы Российского этнографического музея М.Л.Засецкая и Е.Ф.Кононова. Благодаря им на сайте Российского этнографического музея представлены два альбома фотографий Марии Малаховой: «Печорский край. Этноконфессиональная культура в 1930-е гг.» и «Печорский край. Хозяйственная деятельность в 1930-е гг.».

Оценивая значимость коллекции Марии Малаховой в Российском этнографическом музее, М.Л.Засецкая и Е.Ф.Кононова отметили: «Фотодокументы, автором которых является Мария Романовна Малахова (урожд. Шпис), могут быть причислены к категории памятников “ценности мирового значения”, в какой-то мере они сопоставимы с фотоколлекциями из Музея на набережной Бранли (Франция, Париж), собранными Л.Зуровым и Б.Вильде в 1937–1938 гг. в экспедициях, организованных французским Музеем человека. Снимки М.Р.Малаховой повествуют о малоизвестных страницах истории Печорского р-на Псковской обл., когда эта территория Западной Псковщины, согласно Тартускому мирному договору 1920 г., была передана Советской Россией Эстонской Республике. <…> Важно подчеркнуть, что в отличие от большинства этнографических фотографий начала ХХ в., снимки Малаховой, за редким исключением, не являются постановочными. Будучи художницей, она избирала ракурсы и точки съемок, следуя законам изобразительного искусства, поэтому ее диапозитивы часто напоминают жанровые картины».

«Печорскую» коллекцию из 96 диапозитивов Мария Малахова продала музею в 1964 году. В настоящее время они хранятся в негативотеке Российского этнографического музея вместе с поясняющими их записками.

О коллекции Малаховой в фотоархиве музея вспомнили в 2017 году во время работы над международным (французско-эстонско-русским) научно-издательским проектом «Экспедиции Музея человека в Эстонию. Борис Вильде и Леонид Зуров в Сетомаа (1937–1938)». Тогда же научными сотрудниками Российского этнографического музея М.Л.Засецкой и Е.Ф.Кононовой была проведена большая работа по атрибуции коллекции и отдельных изображений. Засецкая и Кононова установили, что все диапозитивы, снятые, по словам Малаховой, на пленках для рентгеновских снимков, являются не первоисточниками, а копиями неизвестных оригиналов: фотоотпечатков и/или стеклянных пластин.

Часть стеклянных пластин, то есть оригиналов, хранится в личном архиве внука Марии Михаила Малахова (Скопье).

На выставке представлены фотографии из коллекции Михаила Малахова.

Посмотреть это видео можно также на нашем канале в Rutube

В публикации использованы фотографии, графические и акварельные работы автора из коллекции Музея Республики Северная Македония, Музея города Скопье, Музея Воеводины, частного архива внука Марии Малаховой Михаила Малахова (Скопье), а также этнографические фотографии из «печерской» и «поречской» (Вардарская Македония) коллекции, также хранящиеся у Михаила Малахова, и документальные материалы из фондов Дома русского зарубежья.


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок