С 17 апреля по 5 сентября 2021 года совместно с антикварной галереей «Кабинетъ» приглашаем на выставку акварелей Альберта Бенуа «Чудотворения».
Внимание: Билеты приобретаются только онлайн (кнопка слева).
Этим эпитетом эпохи Серебряного века — «Чудотворения» — охарактеризовал искусство Альберта Бенуа его младший брат, знаменитый художник, критик и историк русского искусства Александр Николаевич Бенуа.
На выставке представлено около 50 акварелей, мемориальные предметы из собрания Дома русского зарубежья, галереи «Кабинетъ», частных коллекций Веры и Ильи Глазуновых, Аллы и Евгения Лансере, Михаила Сеславинского, Константина Журомского и др.
Рассказ об эмигрантском периоде жизни художника дополняет мультимедийная инсталляция, позволяющая наиболее полно отразить хронологию. В ней представлены уникальные работы из собраний С.А. и И.А.Черепниных (Франция) и П.А.Черепнина (США), которые в связи с пандемией не удалось представить в оригинале.
Экспозиция раскрывает все этапы жизни и творчества художника, архитектора, педагога, одаренного музыканта и импровизатора, входившего в близкий круг императора Александра III и его семьи. Ежегодные выставки Общества русских акварелистов, основателем которого он был, в 1880-e годы стали одними из самых ожидаемых столичных светских мероприятий, а покровительство Обществу и внимание к акварельной живописи императорской семьи Александра III, а затем и Николая II сделали коллекционирование акварели в России в конце XIX века фактически обязательным аристократическим увлечением и подняли акварельную живопись на самый высокий уровень признания.
Обширное наследие, оставленное Альбертом Бенуа, с трудом поддается исчислению. Как писал в своих воспоминаниях Александр Бенуа, «продуктивность Альберта была баснословной», он «бежал на этюды и успевал в один вечер сделать не один, a несколько, причем его особенно привлекали эффекты заката солнца».
Среди представленных на выставке экспонатов — иллюстрированные письма Альберта Бенуа к дочери Марии Черепниной и внуку Алику из собрания Дома русского зарубежья; иллюстрированные письма из собрания Михаила Сеславинского, среди которых трогательное письмо Альберта Николаевича к сыну Альберту Альбертовичу в Пекин, свидетельствующее о том, что факт смерти сына был скрыт от художника; акварель «Нормандский пейзаж» из частного собрания, принадлежавшая дочери художника Камилле Хорват (Харбин). Зрители увидят все любимые сюжеты Альберта Бенуа. Пейзажи Италии, Финляндии («Жатва в Финляндии») и средней полосы России («На закате»), закаты на море и над Петербургом, императорские яхты на рейде в Балтийском море («Императорская яхта “Держава” на малом Кронштадтском рейде»), финские шхеры («Гельсингфорс»), швейцарские ландшафты и волжские просторы, эпические дали и водную гладь («Биарриц. Берег океана») создают впечатляющую картину жизни и творчества гениального акварелиста, знаменитого путешественника и жизнелюба.
Биографическая справка
Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) — сын архитектора Н.Л.Бенуа, брат А.Н.Бенуа. В 1871–1877 годах учился в Императорской Академии художеств (ИАХ) на архитектурном отделении, занимался акварелью под руководством Л.О.Премацци. В 1876 году получил большую поощрительную и малую золотую медали. В 1877 году окончил ИАХ со званием классного художника-архитектора 1-й степени. В 1875–1876 годах выполнил проект дачи Ц.А.Kaвoca в Петергофе. В 1884 году за акварельные работы удостоен звания академика. В 1885 году назначен преподавателем акварели в ИАХ. В 1894–1905 годах — член Совета ИАХ.
В 1880 году стал одним из основателей Кружка русских акварелистов (с 1887 года — Общество русских акварелистов), в 1887–1897 годах — член Правления Общества, в 1897–1918 годах — Почетный член Общества.
С 1895 года — хранитель Русского музея императора Александра III. С 1897 года — инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры. В 1918 году был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности.
В 1924 году эмигрировал в Париж. В 1926 году был избран членом Парижской Академии изящных искусств.
(По материалам исследований Константина Журомского: Альберт Бенуа. «Чудотворения». Акварели из российских и зарубежных частных собраний / К.В.Журомский. 2-е изд. испр., доп. Москва, 2016.)
Дарья Жмылева
СМИ:
Русский мир/ 26.04.2021
Голоса русского зарубежья: Альберт Бенуа «Чудотворения»
Кураторы выставки:
- Константин Журомский, коллекционер, куратор выставочного проекта, совладелец антикварной галереи «Кабинетъ»;
- Дарья Жмылева, заведующая экспозиционным сектором Дома русского зарубежья.
Ознакомиться с выставкой можно на 4-м этаже здания Музея.
Стоимость: 200 руб. Льготный входной билет — 100 руб. или бесплатно.
Внимание: Билеты приобретаются только онлайн (кнопка слева вверху).
Возрастное ограничение: 0+
Ограничения по потребителям услуг: нет
Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)