17.04.2021 05.09.2021

Выставка акварелей Альберта Бенуа «Чудотворения»

  • Взрослый - 200
  • Льготный - 100 руб. или бесплатно
купить
  • Доступно для инвалидов
  • Дом русского зарубежья
    им. А.Солженицына
  • +7 (495) 137-84-08
  • 11:00 - 19:00
    Кассы работают до 18:00

С 17 апреля по 5 сентября 2021 года совместно с антикварной галереей «Кабинетъ» приглашаем на выставку акварелей Альберта Бенуа «Чудотворения».

Внимание: Билеты приобретаются только онлайн (кнопка слева).

Этим эпитетом эпохи Серебряного века — «Чудотворения» — охарактеризовал искусство Альберта Бенуа его младший брат, знаменитый художник, критик и историк русского искусства Александр Николаевич Бенуа.

На выставке представлено около 50 акварелей, мемориальные предметы из собрания Дома русского зарубежья, галереи «Кабинетъ», частных коллекций Веры и Ильи Глазуновых, Аллы и Евгения Лансере, Михаила Сеславинского, Константина Журомского и др.

Рассказ об эмигрантском периоде жизни художника дополняет мультимедийная инсталляция, позволяющая наиболее полно отразить хронологию. В ней представлены уникальные работы из собраний С.А. и И.А.Черепниных (Франция) и П.А.Черепнина (США), которые в связи с пандемией не удалось представить в оригинале.

Экспозиция раскрывает все этапы жизни и творчества художника, архитектора, педагога, одаренного музыканта и импровизатора, входившего в близкий круг императора Александра III и его семьи. Ежегодные выставки Общества русских акварелистов, основателем которого он был, в 1880-e годы стали одними из самых ожидаемых столичных светских мероприятий, а покровительство Обществу и внимание к акварельной живописи императорской семьи Александра III, а затем и Николая II сделали коллекционирование акварели в России в конце XIX века фактически обязательным аристократическим увлечением и подняли акварельную живопись на самый высокий уровень признания.

Обширное наследие, оставленное Альбертом Бенуа, с трудом поддается исчислению. Как писал в своих воспоминаниях Александр Бенуа, «продуктивность Альберта была баснословной», он «бежал на этюды и успевал в один вечер сделать не один, a несколько, причем его особенно привлекали эффекты заката солнца».

Среди представленных на выставке экспонатов — иллюстрированные письма Альберта Бенуа к дочери Марии Черепниной и внуку Алику из собрания Дома русского зарубежья; иллюстрированные письма из собрания Михаила Сеславинского, среди которых трогательное письмо Альберта Николаевича к сыну Альберту Альбертовичу в Пекин, свидетельствующее о том, что факт смерти сына был скрыт от художника; акварель «Нормандский пейзаж» из частного собрания, принадлежавшая дочери художника Камилле Хорват (Харбин). Зрители увидят все любимые сюжеты Альберта Бенуа. Пейзажи Италии, Финляндии («Жатва в Финляндии») и средней полосы России («На закате»), закаты на море и над Петербургом, императорские яхты на рейде в Балтийском море («Императорская яхта “Держава” на малом Кронштадтском рейде»), финские шхеры («Гельсингфорс»), швейцарские ландшафты и волжские просторы, эпические дали и водную гладь («Биарриц. Берег океана») создают впечатляющую картину жизни и творчества гениального акварелиста, знаменитого путешественника и жизнелюба.

Берег моря в Санта-Маргерита-Лигуре. Италия. 1914 г.

Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, сахарная вода

39,8 х 49 см

Частное собрание. Москва.

Туман над озером Конец XIX – начало XX в.

Бумага на картоне, акварель

18 х 26,7 см

Частное собрание. Москва.

Нормандский пейзаж 1900-е гг.

Бумага на картоне, акварель, белила, графитный карандаш

33 х 48 см

На обороте: Куплена у Камиллы Альбертовны Хорват (урож. Бенуа. Собственность Ив. Гер. Гетманова. 1959 г. Харбин КНР.

Частное собрание. Москва.

Императорская яхта «Держава» на малом Кронштадском рейде 1886 г.

Бумага (дублированная), графитный карандаш, акварель, темпера

22,8 х 31,4 см

Частное собрание. Москва.

Гельсингфорс 1909 г.

Бумага на картоне, акварель, белила

32 x 51 см

Частное собрание. Москва.

Дождь 1890-е–1900- е гг.

Бумага на картоне, акварель, фиксатив

33 х 50,7 см (в свету)

Справа внизу: Альбертъ Бенуа.

Частное собрание. Москва.

Венеция. Лодки на закате 1890-е –1900-е гг.

Бумага (сдублирована на паспарту), акварель

17,5 х 29 см (в свету)

Частное собрание. Москва.

Привал путников у костра 1890-е–1900- е гг.

Картон, графитный карандаш, гуашь

30,5 х 44,2 см

Частное собрание. Москва.

Река Сена у Сен-Клу близ Парижа 1926 г

24,8 × 34,8 см (в свету), бумага на картоне, акварель

Частное собрание.

Бенуа, Альберт Н. Иллюстрированное письмо к сыну Альберту Альбертовичу Бенуа. – 4 с., 25 x 17.

Частное собрание. Москва.

Бенуа, Альберт Н. Иллюстрированное письмо к дочери Марии Черепниной.

Собрание дома русского зарубежья им. А. Солженицына

Ф45, Оп.1, ед хр. 2, Л.6

Письмо Николая Леонтьевича Бенуа

Из архива Е.Е. Лансере – 2 с.

Частное собрание. Москва.

Берег моря в Санта-Маргерита-Лигуре. Италия. 1914 г.

Бумага, акварель, белила, графитный карандаш, сахарная вода

39,8 х 49 см

Частное собрание. Москва.

Туман над озером Конец XIX – начало XX в.

Бумага на картоне, акварель

18 х 26,7 см

Частное собрание. Москва.

Нормандский пейзаж 1900-е гг.

Бумага на картоне, акварель, белила, графитный карандаш

33 х 48 см

На обороте: Куплена у Камиллы Альбертовны Хорват (урож. Бенуа. Собственность Ив. Гер. Гетманова. 1959 г. Харбин КНР.

Частное собрание. Москва.

Императорская яхта «Держава» на малом Кронштадском рейде 1886 г.

Бумага (дублированная), графитный карандаш, акварель, темпера

22,8 х 31,4 см

Частное собрание. Москва.

Гельсингфорс 1909 г.

Бумага на картоне, акварель, белила

32 x 51 см

Частное собрание. Москва.

Дождь 1890-е–1900- е гг.

Бумага на картоне, акварель, фиксатив

33 х 50,7 см (в свету)

Справа внизу: Альбертъ Бенуа.

Частное собрание. Москва.

Венеция. Лодки на закате 1890-е –1900-е гг.

Бумага (сдублирована на паспарту), акварель

17,5 х 29 см (в свету)

Частное собрание. Москва.

Привал путников у костра 1890-е–1900- е гг.

Картон, графитный карандаш, гуашь

30,5 х 44,2 см

Частное собрание. Москва.

Река Сена у Сен-Клу близ Парижа 1926 г

24,8 × 34,8 см (в свету), бумага на картоне, акварель

Частное собрание.

Бенуа, Альберт Н. Иллюстрированное письмо к сыну Альберту Альбертовичу Бенуа. – 4 с., 25 x 17.

Частное собрание. Москва.

Бенуа, Альберт Н. Иллюстрированное письмо к дочери Марии Черепниной.

Собрание дома русского зарубежья им. А. Солженицына

Ф45, Оп.1, ед хр. 2, Л.6

Письмо Николая Леонтьевича Бенуа

Из архива Е.Е. Лансере – 2 с.

Частное собрание. Москва.

Биографическая справка

Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) — сын архитектора Н.Л.Бенуа, брат А.Н.Бенуа. В 1871–1877 годах учился в Императорской Академии художеств (ИАХ) на архитектурном отделении, занимался акварелью под руководством Л.О.Премацци. В 1876 году получил большую поощрительную и малую золотую медали. В 1877 году окончил ИАХ со званием классного художника-архитектора 1-й степени. В 1875–1876 годах выполнил проект дачи Ц.А.Kaвoca в Петергофе. В 1884 году за акварельные работы удостоен звания академика. В 1885 году назначен преподавателем акварели в ИАХ. В 1894–1905 годах — член Совета ИАХ.

В 1880 году стал одним из основателей Кружка русских акварелистов (с 1887 года — Общество русских акварелистов), в 1887–1897 годах — член Правления Общества, в 1897–1918 годах — Почетный член Общества.

С 1895 года — хранитель Русского музея императора Александра III. С 1897 года — инспектор по художественной части Департамента торговли и мануфактуры. В 1918 году был назначен заведующим Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности.

В 1924 году эмигрировал в Париж. В 1926 году был избран членом Парижской Академии изящных искусств.

(По материалам исследований Константина Журомского: Альберт Бенуа. «Чудотворения». Акварели из российских и зарубежных частных собраний / К.В.Журомский. 2-е изд. испр., доп. Москва, 2016.)

Дарья Жмылева

СМИ:

Русский мир/ 26.04.2021
Голоса русского зарубежья: Альберт Бенуа «Чудотворения»


Кураторы выставки:

- Константин Журомский, коллекционер, куратор выставочного проекта, совладелец антикварной галереи «Кабинетъ»;

- Дарья Жмылева, заведующая экспозиционным сектором Дома русского зарубежья.

Ознакомиться с выставкой можно на 4-м этаже здания Музея.

Стоимость: 200 руб. Льготный входной билет — 100 руб. или бесплатно.

Внимание: Билеты приобретаются только онлайн (кнопка слева вверху).

Возрастное ограничение: 0+

Ограничения по потребителям услуг: нет

Наш адрес:
Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд: м. «Таганская» (кольцевая)

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок