Русский Харбин
Под асфальт, сухой и гладкий,
Наледь наших лет, –
Изыскательской палатки
Канул давний след...
Флаг Российский. Коновязи.
Говор казаков.
Нет с былым и робкой связи, –
Русский рок таков.
Инженер. Расстёгнут ворот.
Фляга. Карабин.
– Здесь построим русский город,
Назовём – Харбин.
<…>
Милый город, горд и строен,
Будет день такой,
Что не вспомнят, что построен
Русской ты рукой.
Пусть удел подобный горек,–
Не опустим глаз:
Вспомяни, старик историк,
Вспомяни о нас.
Ты забытое отыщешь,
Впишешь в скорбный лист,
Да на русское кладбище
Забежит турист.
Он возьмёт с собой словарик
Надписи читать...
Так погаснет наш фонарик,
Утомясь мерцать!
Своему появлению на карте мира Харбин обязан Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), которая наравне с Порт-Артуром стала главной опорой Российской империи в Маньчжурии.
Своему появлению на карте мира Харбин обязан Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД), которая наравне с Порт-Артуром стала главной опорой Российской империи на Дальнем Востоке. В 1896 году (22 мая / 3 июня) в Москве был подписан секретный российско-китайский договор о союзе, в соответствии с которым Россия получила право на строительство в Маньчжурии железнодорожного пути. Это был первый договор в истории Китайской империи, закрепивший ее равноправный союз с европейской державой. Дорога была возведена в кратчайшие сроки (1897–1903) как дополнение к Транссибирской магистрали.
В 1898 году на берегах реки Сунгари появился русский город, который стал не только железнодорожным узлом КВЖД и ее административным центром, но и крупнейшим торгово-промышленным и культурным перекрестком Маньчжурии. Юридический статус «полосы отчуждения» КВЖД создал в Харбине особый геополитический климат, здесь русские жители чувствовали себя в полной мере россиянами, жили по законам Российской империи, а это, в свою очередь, влияло на традиции городской жизни. Не случайно Харбин называли «Восточной Москвой». Политические коллизии последующих лет (потеря экстерриториальности, попытки отчуждения дороги со стороны Китая, паритетное советско-китайское управление КВЖД и т.д.) не смогли сломить русский характер Харбина.
Харбин представлял собой уникальный сплав китайской, русской и европейской культур. Здесь появились первые в Китае кинотеатр, музыкальная школа, балетная труппа. При КВЖД были созданы не только легендарный Харбинский политехнический институт и многие административные учреждения, но также издательство, клуб, симфонический оркестр, который к 1933 году стал поистине выдающимся интернациональным явлением (в его состав входили музыканты из России, а также Америки, Армении, Германии, Литвы, Польши и Чехии).
В 1920–1930-е годы в Харбине выходили многочисленные русские периодические издания: «Гонг», «Вал», «Синий журнал», «Новости жизни», «Сибирская жизнь», «Рупор», «Заря», «Рубеж» и др. Согласно указателю периодической печати Харбина, изданному в августе 1936 года экономическим бюро Харбинского управления государственных железных дорог, за период с 1 января 1927 г. по 31 декабря 1935 г. выпускались 51 русскоязычная газета и 106 журналов.
Большую роль в культурной жизни города сыграл Христианский Союз молодых людей (YMCA). При Харбинском отделении Союза были созданы колледж с преподаванием на английском языке, гимназия им. Ф.М. Достоевского, в здании ХСМЛ на Садовой улице собиралась знаменитая «Чураевка» (1926–1935) – литературно-художественное объединение, созданное Алексеем Ачаиром и собравшее под свое крыло таких ярких молодых поэтов, как Арсений Несмелов, Ларисса Андерсен, Валерий Перелешин и др.
Расцвет русского Харбина приходится на 1920–1930-е годы. В 1932 году город был захвачен японцами, тогда же начался исход русских эмигрантов, в 1935-м КВЖД была продана советским правительством марионеточному японскому государству Маньчжоу-го за символическую сумму 140 млн. иен, что во многом предопределило судьбу русского Харбина. Последние представители русской колони стали покидать Харбин в 1945 году, когда в городе, освобожденном от японцев Красной армией, начались массовые репрессии.