Русская Прага

Раннее сентябрьское утро. Вокзал Масарика. Улицы, такие непохожие одна на другую. Карлова площадь – стройный силуэт барочного костела. «Разве статуя наверху это не Богородица?» – спрашиваю знакомого, вышедшего встречать. «Нет, это Игнатий Лойола, иезуит». Странно… Но дальше, дальше. Лазарская улица. Комитет помощи студентам. Опять поразительная удача. <…> В коридоре висят разного рода сообщения, извещения, информации. «Открыт прием на Русский юридический факультет». Список профессоров. Читаю. Петр Бернгардович Струве – знаменитость! Профессор философии Н.О. Лосский (впоследствии признанный во всем мире глава школы персонализма)… Новгородцев, Кизеветтер, Шахматов, Вернадский – сын академика Владимира Ивановича. Какие имена! <…> А рядом Славянская библиотека и библиотека «Земгора» сообщают, в какие дни и часы выдают книги… К н и г и! <…> 

Прага играла для русской эмиграции роль Афин.

Константин Чхеидзе. События, встречи, мысли. 1967–1971

В межвоенные годы Прага обрела статус одной из главных эмигрантских столиц. Особому положению русских изгнанников здесь способствовала беспрецедентная программа помощи, – «Русская акция» чехословацкого правительства. Ее замысел был прочно связан с русской политикой первого президента страны Томаша Г. Масарика

Читать далее
Собрание РГБ

В межвоенные годы Прага обрела статус одной из главных эмигрантских столиц. Особому положению русских изгнанников здесь способствовала беспрецедентная программа помощи, – «Русская акция» чехословацкого правительства. Ее замысел был прочно связан с русской политикой первого президента страны Томаша Г. Масарика – «собрать, сберечь и поддержать остаток культурных сил» в русском рассеянии с тем, чтобы в будущем способствовать возрождению сильной, демократической России. «Русская акция» стартовала летом 1921 года, при ее поддержке в Праге всего за пять лет возникла целая сеть русских образовательных учреждений, научных и культурных организаций: Русский заграничный исторический архив, Русский народный (Свободный) университет, Экономический кабинет С.Н. Прокоповича, Русский юридический факультет при Карловом университете, Русский педагогический институт им. Я.А. Коменского, Русская библиотека (затем – Славянская библиотека) и т.д. В Праге появились русские издательства («Наша речь», «Пламя», «Хутор»), русская повременная печать, такие знаковые центры-символы русского присутствия, как «Русский Очаг» и Русский дом на Панской улице. Беспримерная акция помощи сформировала уникальную русскую среду – интеллектуальную, профессорскую и большей частью либеральную. Не случайно столицу Чехословакии межвоенных лет называли «русским Оксфордом» или «русскими Афинами». Примерами плодотворного научного и культурного чешско-русского сотрудничества стали Пражский лингвистический кружок, Общество Достоевского, Славянский институт, SeminariumKondakovianum. В Праге работали такие светила мировой науки, как Георгий Вернадский, Никодим Кондаков, Николай Лосский, Питирим Сорокин, Дмитрий Чижевский, Роман Якобсон и др.

Главную посредническую роль между начинанием Чехословацкого правительства и эмигрантами из России играл пражский Земгор (Объединение земских и городских деятелей в Чехословакии), взявший на себя львиную долю забот о русских беженцах (размещение, трудоустройство, юридическая, финансовая и другая помощь). Особое внимание в Чехословакии было проявлено к детям русской эмиграции, здесь были открыты две русские гимназии (одна из них в Праге), работало Педагогическое бюро по делам средней и низшей русской школы за границей, организаторами которого были выдающиеся представители русской диаспоры (Аделаида Жекулина, Альфред Бем, Василий Зеньковский и др.). В межвоенные годы Прага стала крупным культурным центром Зарубежной России. Здесь на подмостках блистали Пражская группа МХТ, хор Александра Архангельского, Донской хор атамана Платова. В Праге жили и творили писатели Аркадий Аверченко, Марина Цветаева, Евгений Чириков, а молодое поколение нашло поддержку в литературных объединениях «Далиборка» и «Скит поэтов». Подвижническим начинанием эмиграции стал Русский культурно-исторический музей в Збраславе. И, наконец, русская Прага наряду с Парижем была одним из идеологических центров масштабного эмигрантского проекта – празднования «Дня русской культуры».

Постепенное свертывание финансовой помощи русским беженцам началось еще во второй половине 1920-х годов. Грянувший затем экономический кризис 1930-х и неотвратимое приближение Второй мировой войны символизировали конец «Русской акции». Уже к середине 1930-х годов состав и численность русской эмиграции в Чехословакии значительно изменились, а с 1938-го и начала немецкой оккупации многие ведущие общественные деятели и представители науки и культуры были вынуждены покинуть страну. 

Форма обратной связи

* - отмечены обязательные для заполнения поля
Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок