В условиях распространения COVID-19 возможно приобретение ТОЛЬКО ЭЛЕКТРОННЫХ билетов.

Уважаемые посетители! Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с приказом № 615/ОД руководителя Департамента культуры г. Москвы А.В. Кибовского от 15 октября 2020 г. возможно приобретение только электронных билетов. При приобретении электронного билета на нашем сайте Вы даете согласие ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына» на передачу в обработку органам исполнительной власти города Москвы и подведомственным им организациям, участвующим в обеспечении соблюдения режима повышенной готовности, Ваших персональных данных с целью контроля соответствия возможности выполнения Вами ограничений, введенных указом Мэра Москвы от 06.10.2020 № 97-УМ и связанных с режимом повышенной готовности в условиях распространения COVID-19, в том числе в/до момента посещения Вами соответствующего мероприятия (использования билета).

100 лет со дня рождения Н.В.Вырубовой

4 июня 2021 года — 100 лет со дня рождения Нины Владимировны Вырубовой (04.06.1921, Гурзуф, РСФСР – 24.06.2007, Париж, Франция), балерины, педагога.

В сведениях о ее происхождении есть некоторые неточности и даже путаница, поэтому остановимся на нем подробнее. По отцовской линии Нина принадлежала к владимирскому дворянскому роду Вырубовых (внесен во 2-ю часть Дворянской родословной книги Владимирской губернии).

Ее дальний предок по отцу, бригадный генерал Иван Михайлович, служил в армии еще при Петре I, участвовал в Северной войне. Помещик Владимирского и Суздальского уездов, он владел двумя усадьбами — Юрино Владимирской округи и Горьково на Уводи Суздальской. Его сын Николай Иванович — коллежский асессор при императрице Елизавете Петровне, а внук — Александр Николаевич, в молодости служивший в лейб-гвардии Преображенском полку, занимал должности депутата и заседателя в Ковровском и Вязниковском уездах в 1790 –1800-е годах.

Далее перейдем к следующему поколению — Гавриил Александрович, поручик Уфимского мушкетерского полка и помощник ковровского предводителя, скончался очень рано, в возрасте 25 лет (1815). От брака с Елизаветой Ивановной Замыцкой у него остался сын Алексей Гавриилович, штабс-ротмистр Киевского гусарского полка, в 1850-е годы служивший ковровским исправником. Он был женат на Надежде Сергеевне Извольской. Их младший сын Сергей Алексеевич в 1870-е годы плавал на первых русских броненосцах, однако, став народовольцем, покинул морскую службу. Отказавшись от увлечения молодости, он позже был земским начальником Ковровского уезда, мировым судьей в Юрьев-Польской и Ковровской округах, избирался членом Владимирской губернской земской управы и так далее. Он был женат на Марии Константиновне Трубниковой и имел от этого брака дочь Марию и сына Владимира, коренных владимирцев, учившихся в местных гимназиях.

Повзрослев, Владимир Сергеевич служил по дворцовому ведомству и женился на Ирине Львовне Ле Дантю, отец ее был из обрусевших французских эмигрантов, бежавших в Россию от гильотины Французской революции. Мать жены Вырубова, баронесса Вера Николаевна Фредерикс, приходилась двоюродной сестрой графу (с 1913) Владимиру Борисовичу Фредериксу — последнему министру императорского двора и уделов России, потомку шведского офицера, взятого Петром I в плен.

Молодая семья жила в Петербурге, дома говорили на четырех языках сразу — французском, английском, немецком и русском, а летом ездили на дачу в Крым к отцу Ирины Льву Евгеньевичу Ле Дантю. Летом 1921 года на берегу Черного моря, в Гурзуфе, на этой даче, родилась девочка. Счастливые родители назвали ее Ниной.

Однако счастье продолжалось недолго: в 1922 году был убит красноармейцем муж Ирины и отец годовалой Нины Владимир Сергеевич Вырубов. Дворянские корни приходилось тщательно скрывать, подвергаясь каждый день опасности разоблачения, поэтому молодая вдова вместе с дочерью уехала в Каширу, где проживали две ее тетушки, и оставалась там до тех пор, пока не появилась возможность покинуть страну. А такая возможность появилась в 1924 году, когда Франция признала СССР, и большевики в ответ на признание обязались беспрепятственно разрешать родственникам французов посещать историческую родину. Как урожденная Ле Дантю (по отцу) и имеющая в Париже родню по матери (там проживала тетка Мария Николаевна Труайе, в девичестве Фредерикс, которая прислала вызов сестре и племяннице, «на трехмесячное лечение во Франции»), Ирина Львовна добилась права покинуть страну. Нина шутливо говорила потом: «И вот я лечусь до сих пор». В ноябре 1924 года трехлетняя Нина покинула Россию и прибыла в Париж с матерью и бабушкой на поезде, проехав через всю Германию и Бельгию. В столице Франции поселились на бульваре Клиши, а денег совсем не было. Ирину Львовну выручило знание четырех языков, благодаря которому она поступила секретарем к знаменитому доктору Сергею Сергеевичу Кострицкому, бывшему когда-то зубным врачом императора Николая II.

Во Франции Ирина Вырубова стала заниматься балетом, несмотря на свой возраст, обнаружив талант танцовщицы, что неудивительно — ведь она была чемпионкой Белого Крыма по теннису в 1918 году, прекрасно плавала, увлекалась гимнастикой, неплохо играла на рояле. Мама всегда была кумиром Нины. «Мама с папой» — называла она ее. И доверяла ей всегда и во всем, поэтому стала подражать и в балете. Дома у них был граммофон и музыкальные пластинки, Нина слушала такты, выбирала ритм и танцевала под их игру. У нее был прирожденный слух и хорошие балетные данные.

Мать, недолго думая, отвела девочку к своему педагогу — Ольге Преображенской. Но в ее балетном классе Нине не понравилось и больше она танцевать не хотела. Возможно, ушла бы из балета навсегда, если бы не два спектакля, на которые они пошли с матерью — в первом она увидела Анну Павлову, а во втором — знаменитую Аргентину, эстрадную танцовщицу испанских танцев. Вернувшись домой, Нина выдвинула ящик комода и, держась за него, как за балетный станок, стала заниматься вновь с мамой. Так они выучили «Матросский танец», «Русскую» и «Вальс». Девочка сама стала вырабатывать подъем, ведь без красивой ступни нет классического балета. Вскоре ее педагогом стала Вера Александровна Трефилова, блиставшая у Дягилева в «Спящей красавице». Денег платить за классы не было, и Трефилова учила ее в долг.

С 1934 года Нина Вырубова начала выступать в концертах и на благотворительных вечерах. Свой первый профессиональный контракт она получила в театре-кабаре Никиты Балиева «Летучая мышь». После смерти Балиева его дело продолжалось в Англии, куда Нина переехала и где выступала вместе с Джоном Сергеевым, Ниной Никитиной, Татой Архангельской и Ниной Прихненко. Второй предвоенный контракт был заключен ею с «Польском балетом», выступавшим в Париже в театре «Этуаль», и где она танцевала вместе с латышской балериной Эльвирой Роннэ, пока ее не приняли в «Ballet Russe de Paris». Здесь она солировала в «Половецких плясках» и «Осенних листьях» в постановке замечательного хореографа Виктора Гзовского, Увидев ее на сцене, О.Преображенская позвала Нину обратно к себе.

Началась Вторая мировая война. Париж был оккупирован немцами, и молодых французов отправляли на принудительные работы в Германию. К тому времени Нина была замужем за танцовщиком Владимиром Игнатовым. В Германии их использовали по специальности, заставляя выступать в различных городах. Они жили без вестей из Парижа, без писем от мамы, только концертами.

Вернувшись после освобождения Парижа домой, она приняла предложение знаменитого балетного критика Ирен Лидовой, организовывавшей тогда «Театр танца», и стала знаменитой. Вскоре в Париже начала работать труппа балетов «Елисейских полей» Бориса Кохно, бывшего секретаря С.Дягилева. Именно тогда талант Нины Владимировны раскрылся в балете «Жизель», в котором она танцевала главную роль. Она была замужем вторым браком за Аркадием Князевым, и у них родился сын Юрий (ее единственный ребенок).

В 1949 году директором Гранд-опера в Париже был Серж Лифарь, он пригласил Нину Вырубову на первые роли. Ее знаменитыми балетами в парижской Гранд-опера, кроме классики, были «Белоснежка» и «Жар-птица» в одном спектакле. Тогда же она участвовала в «иллюстрациях» на лекциях С.Лифаря, в работе Хореографического института и общества «Танец и культура».

В 1957 году, по окончании контракта с Гранд-опера, Нина Владимировна перешла в знаменитую труппу «Большого балета» («Гран балле дю марки де Куэвас») маркиза де Куэваса — чилийского аристократа и миллиардера. Париж запомнил навсегда ее «Спящую красавицу». Выступала она и на Международных фестивалях танца в Экс-ле-Бен (департамент Савойя) (1957, 1959). В 1961 году к труппе присоединился советский артист балета невозвращенец Рудольф Нуреев. Нина стала его первой партнершей во Франции. После смерти маркиза де Куэваса труппа распалась, и Нина Владимировна уехала в «Русский балет Монте-Карло».

Ее знали и ценили балетоманы всего мира. Ирен Лидова вспоминала: «Лондон сходил от нее с ума. Ее называли второй Тальони. Когда я думаю о лучших Жизелях моей жизни, то называю двух: Алисию Маркову и Нину Вырубову. Но душа была у Вырубовой». Неслучайно, что в 1957 году Нина Владимировна была награждена премией Анны Павловой за роль в «Жизели». К концу своей сценической карьеры она покорила Буэнос-Айрес.

В 1966 году третий ее муж, испанский художник по свету Канедо, поддержал решение Нины Владимировны в 45 лет уйти со сцены и открыть собственную школу. Ведь за ее хрупкими плечами было блистательное искусство русского балета: Преображенской, Трефиловой, Кшесинской, Егоровой и других великих балерин. Она занималась педагогической деятельностью десятки лет, открыв в зале «Плейель» в Париже Балетную школу. Совершила в качестве руководителя гастрольную поездку с балетной труппой по Дальнему Востоку и Австралии (1965). Профессор кадрилей балета Парижской оперы (1968–1970). Руководила хореографической частью в консерватории 7-го парижского района. Ей был вручены орден «За заслуги» (1976), орден Искусств и словесности, премия Мариуса Петипа и другие награды.

Уже в постсоветское время, в конце 1999 года, она навестила Россию. Посетила свою дачу в Гурзуфе — семейный дом, национализированный при советской власти и ставший детским санаторием. Побывала и в Петербурге…

Снялась в фильмах Д.Делюша «Le Spectre de la danse» («Видение танца», 1960), «Адажио» (1964) и «Найденные тетради Нины Вырубовой» (1996).

Нина Владимировна Вырубова скончалась 25 июня 2007 года в старческом доме в Париже, похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Ее имя вписано во все энциклопедии мира. А «Дневники», которые она вела с самого раннего возраста, по словам кинорежиссера Доминика Делюша, после смерти Нины Вырубовой выбросили ее потомки.

См. публикации Н.В.Вырубовой в каталоге библиотеки ДРЗ.

Источники:

1. Васильев А. Нина Вырубова, стоящая на облаке // Портал ClassicalMusicNews.Ru. Дата обращения: 02.06.2021. 

2. Фролов Н. Прима парижской Гранд-опера с вязниковскими корнями // Районка, 21 век. 2018. 19 июля. № 28 (393). 

В.Р.Зубова