120 лет со дня рождения А.А.Никольского

5 ноября 2022 года — 120 лет со дня рождения Александра Александровича (по другим сведениям, Михайловича) Никольского (05.11(23.10).1902, Курск, Российская империя – 15.02.1963, Принстон, США), теоретика и конструктора винтокрылой авиации, основоположника высшего вертолетного образования, педагога. Из потомственной дворянской семьи. Отец — Александр Модестович Никольский, мать — урожденная Плетнева. Оставив гимназию, Александр продолжил образование в Морском кадетском корпусе в Петрограде.

После Октября 1917 года корпус был эвакуирован во Владивосток, но и там было неспокойно, бои шли повсюду. Кадетам пришлось воевать в армии адмирала Колчака, кому-то на кораблях Сибирской флотилии, кому-то — в войсках сухопутной артиллерии.

В 1920 году на захваченном во Владивостоке корабле Никольский с товарищами добрался до берегов Японии. После выгодной продажи судна они решили перебраться в Каир, а там рукой подать до Крыма, куда они хотели отправиться, надеясь попасть в армию генерала Врангеля. Однако к тому времени Русская армия уже оставила Крым. Спешить было некуда, и Никольский, оставшись за рубежом, переехал в Париж, где обратился за помощью в русские эмигрантские организации, надеясь продолжить учебу во Франции. Они откликнулись и помогли ему финансово: он поступил в Сорбонну. Окончив университет, Никольский получил дипломы по математике (1924) и по физической механике (1926), а также сдал экзамены на инженера-механика и инженера-электрика, но с работой было сложно, да и перспективы ее не просматривались в Европе.

И Александр Александрович решил отправиться в Америку. Не дожидаясь оформления документов, он завербовался матросом на пароход и в 1928 году прибыл в Филадельфию. Сбежав с судна, добрался до Бостона. Здесь он вновь обратился за помощью в русские эмигрантские организации, и ему снова не отказали. Так матрос стал студентом аэродинамического отделения Массачусетского технологического института и в 1929 году успешно окончил его магистратуру.

Сразу после получения диплома Никольский был принят на работу в корпорацию И.Сикорского Sikorsky Aircraft Division of United Aircraft Corporation (современное название — United Technologies Corporation), где за 13 лет (с 1929 по 1942), поднялся по служебной лестнице от инженера до заместителя главного конструктора.

В 1933 году Александр Александрович женился на Марион Хаббелл (бракосочетание состоялось 3 февраля). В семье родился сын Александр. В 1937 году Никольский стал гражданином США.

В 1938 году небольшая группа авиаконструкторов, состоящая в основном из русских эмигрантов, приступила к разработке первого в мире вертолета Vought-Sikorsky VS-300. Александр Александрович настолько увлекся этим видом летательных аппаратов, что стал одним из крупнейших специалистов в области теории и практики вертолетостроения. Вполне естественно, что, когда в Принстонском университете был создан факультет авиационной техники (1942), Никольский был приглашен на преподавательскую работу и стал одним из первых преподавателей первого в мире учебного отделения по подготовке специалистов-вертолетостроителей с высшим техническим образованием. Через три года он получил профессорскую должность (1945).

Помимо учебной работы, Александр Александрович проводил фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования по аэродинамике, динамике полета и прочности вертолетов, результатом которых стало издание в 1944 году его книги «Заметки по теории проектирования вертолетов», первого учебника по этой специальности и для студентов, и для специалистов. Большую помощь с публикациями ему оказывал Сикорский. В 1951 году вышел фундаментальный труд Никольского «Вертолетный анализ», впервые охвативший все разделы науки о винтокрылых летательных аппаратах: проектирование, аэродинамику, динамику полета и прочность лопастей и ставший настольной книгой для людей этой профессии.

В 1940-е годы при университете были построены две испытательные установки: многоэтажная «Башня Никольского», предназначенная для всесторонних экспериментов с несущими винтами, и «Принстонский трек» — корпус-коридор (почти 250 м). Внутри этого корпуса с большой скоростью неслась по рельсам тележка с испытываемой моделью, а оборудование трека было таково, что обеспечивало испытания этой модели в условиях, максимально близких к реальному полету. «Принстонский трек» и сейчас используется в вертолетостроении.

Главной областью научных интересов и деятельности Никольского стала винтокрылая авиация, сначала вертолет, а позже новая категория самолетов, известная как машины вертикального взлета и посадки. Как конструктор он разрабатывал не только технологические характеристики винтокрылых самолетов, но и создавал различные их модели.

Александр Александрович своими талантом, знаниями и опытом также способствовал тому, что Принстон заслужил славу ведущего центра в этой области. Он подготовил целый ряд специалистов, успешно работавших над проектированием вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки. Многие из них заняли высокие государственные должности или имели звучные имена в научном мире. Автор и соавтор десяти печатных работ, посвященных вертолетам, он консультировал коллег на заводе Сикорского, состоял советником при Научном комитете американской армии (U.S. Army Scientific Advisory Panel Committee), членом комитетов Национальной аэронавтики, Морских исследований и Департамента обороны. Никольский также был членом команды советников президента США Дж.Кеннеди. Для друзей и коллег был известен под дружеским именем Ник.

Александр Александрович Никольский ушел из жизни в возрасте 60 лет 15 февраля 1963 года.

В память о выдающемся ученом, теоретике и конструкторе винтокрылой авиации, основателе высшего вертолетного образования, в 1981 году была учреждена Обществом вертикального полета премия «Почетный лектор Александра А. Никольского». Ею награждается человек, «который сделал выдающуюся карьеру в исследованиях и разработках самолетов вертикального полета и умеет делиться своими техническими знаниями и опытом… Выбор лектора основан на выдающейся карьере человека, значимости и уместности предмета, способности лектора составить архивный документ лекции и готовности лектора представить лекцию в различных регионах работы Общества». Лекция представляется на ежегодном форуме Общества вертикального полета (VFS), а ее письменная версия публикуется в престижном журнале АХС. Сама награда состоит из медальона и грамоты».

Источники:

Александр Александрович Никольский: Биография // Сайт Общества вертикального полета (The Vertical Flight Society). Дата обращения: 01.11.2022.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок