120 лет со дня рождения Н.А.Бенуа

2 мая 2021 года — 120 лет со дня рождения Николая Александровича Бенуа (02.05(19.04).1901, Ораниенбаум, Российская империя – 31.03.1988 (по другим сведениям: 29.03.1988), Милан, Италия), замечательного художника, сценографа.

Он вырос в семье, в которой, как считали многие, даже сам воздух дышал искусством. Сын великого искусствоведа и художника Александра Николаевича Бенуа, внук Николая Леонтьевича Бенуа, архитектора, академика, он вошел в жизнь в атмосфере разговоров о прекрасном и среди удивительных произведений искусства.

Николай Бенуа учился в знаменитой гимназии Карла Мая и одновременно брал уроки рисования у своего отца и театрального художника О.К.Аллегри. В грозные 1916–1918 годы занимался в Новой художественной мастерской у ставших впоследствии знаменитыми В.И.Шухаева и А.Е.Яковлева. Затем, насколько позволяло в Петрограде время революции и Гражданской войны, учился в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских (такое название получила у новой власти Императорская Академия художеств).

В 1919 году состоялась его первая премьера как сценографа: постановка «Пер Гюнта» в петроградском академическом драматическом театре. А в 1923 году Николай Александрович выступил в Академическом театре оперы и балета с декорациями к балету Глазунова «Времена года». Также он участвовал в последних экспозициях «Мира искусства».

В 1924 году уехал в Париж, где оформлял постановки театра Никиты Балиева «Летучая мышь». В 1925 году получил приглашение сделать декорации и костюмы к опере «Хованщина» Мусоргского для театра «Ла Скала» в Милане. С этим театром впоследствии оказалась связана почти вся жизнь Николая Александровича.

Правда, еще несколько лет художник жил в Риме и работал сценографом в Римском королевском оперном театре. Он трудился чрезвычайно много — за пять лет оформил 26 спектаклей. С 1932 года окончательно поселился в Милане и лишь в 1937 году получил итальянское гражданство. В том же году Николай Александрович занял должность директора художественно-постановочной части театра «Ла Скала». На этом посту он проработал почти сорок лет.

Всего в «Ла Скала» им было оформлено 126 спектаклей, некоторые — вместе с отцом. Также Николай Александрович работал и в других итальянских театрах, а еще в ряде европейских и южноамериканских стран. Подобно своему отцу, мастер с особой охотой брался за оформление произведений на исторические темы.

В отличие от большинства собратьев по эмиграции Николай Александрович имел большие возможности проявить себя в СССР. Уже через три года после смерти Сталина в Москве состоялась выставка его эскизов к произведениям Мусоргского. В 1964 году во время гастролей «Ла Скала» советские зрители могли видеть чудесные декорации Бенуа к спектаклям «Трубадур» Дж.Верди и «Турандот» Дж.Пуччини. Николай Бенуа с огромным уважением относился к замечательному советскому режиссеру Борису Покровскому и в содружестве с ним в 1965 году выпустил «Сон в летнюю ночь» Б.Бриттена в Большом театре. Через тринадцать лет Николай Бенуа снова осуществил постановку в Большом театре — на этот раз «Бал-маскарад» Дж.Верди. В 1975 году художник получил престижную премию «Золотой Биббиен». В 1978 году его пригласили для оформления в Большом театре оперы «Мазепа» П.И.Чайковского, постановку которой осуществлял Сергей Бондарчук.

В 1988 году во многом благодаря усилиям Николая Александровича в Петергофе во Фрейлинском корпусе был открыт Музей семьи Бенуа. Николай Бенуа также предоставил для Музея ряд уникальных материалов из семейного собрания.

Художника не стало 31 марта 1988 году.

В 1998 году в Милане, на доме, где жил замечательный мастер, усилиями Советского фонда культуры, была открыта мемориальная доска.

Виктор Леонидов