125 лет со дня рождения Д.И.Васильева

28 декабря 2022 года — 125 лет со дня рождения Данилы Ивановича Васильева (28(16).12.1897, ст. Кагальницкая, близ Ростова-на-Дону, Российская империя – 22.03.1958, Мельбурн, Австралия), донского потомственного казака, родившегося на юге России, волею обстоятельств, ставшего австралийским художником. До революции в России он получил специальность механика в Новочеркасске (скорее всего, в военно-ремесленной школе) и в артиллерийской школе в Петрограде (1915–1917). В 1917 году Васильев воевал на Западном фронте в составе 8-го кавалерийского Донского полка, с 1918 года — в Добровольческой армии. В апреле 1920 года в Баку был арестован красными, но сбежал на мотоцикле и пробился в Китай через Армению, Персию, Индию и Бирму.

В мае 1923 года в Шанхае Данила Иванович женился на Анисье Николаевне, русской беженке. Они перебрались в Австралию. Там, купив сахарную плантацию близ города Ингхам, стали фермерами. Васильев работал также механиком на строительстве железной дороги на севере Австралии (1928).

В 1929 году брак распался, и Данила Иванович, получив австралийское гражданство, отправился во Францию учиться живописи. Оттуда вскоре он уехал в Бразилию, в Рио-де-Жанейро, где получил свое первое формальное образование в области искусства под руководством Дмитрия Измайловича, прославившегося настенными фресками. На жизнь Васильев зарабатывал как строительный рабочий и топограф.

В конце 1931 года он путешествовал по Британской Гвиане и Вест-Индии, где писал многочисленные пейзажи. В 1933 году состоялась его первая персональная выставка в Епископском дворце в Джорджтауне (Британская Гвиана). Выставлялся он и на островах Тринидад, Гаити, Пуэрто-Рико, Ямайка и Мартиника.

Имея в Рио-де-Жанейро широкие связи в британской общине, в начале 1934 года он уехал в Англию. Среди его друзей и покровителей был кн. В.Э.Голицын, кавалергард, штабс-ротмистр, адъютант великого князя Николая Николаевича. В эмиграции он проживал с семьей в Англии. После нескольких неудачных попыток найти источник существования, в 1928 году князь открыл антикварный магазин, вскоре занявший прочное место в мире торговли предметами искусства. Вот этот князь и устроил Васильеву несколько выставок в Лондоне (в том числе в галерее Prince Vladimir Galitzine, 2–16 июля 1935) и в Бристоле. Критика из The Times и Apollo наперебой хвалила картины новоиспеченного художника.

После Англии Данила Иванович побывал в Испании (1934) и Португалии (1935).

Встреча с В.Я.Полуниным, русским лондонцем, деканом отделения сценографии именитой лондонской школы изобразительного искусства Slade была для Васильева не менее важна. Ведь сам Владимир Яковлевич был живописцем сцены. Родившись в Российской империи, в 1908 году он переехал в Лондон, чтобы работать оформителем русских балетов, в том числе и балетов С.Дягилева. Писал декорации по эскизам А.Н.Бенуа, Л.С.Бакста, А.Матисса, Х.Гриса, П.Пикассо. Оформлял постановки для кабаре Ф.Ф.Комиссаржевского и Н.Ф.Балиева, выступления Л.Мясина, Л.Лопуховой и А.Гаврилова в Лондоне. В 1924 году совместно с Ж.Браком, А.Дереном, М.Лорансен и П.Пикассо участвовал в оформлении спектаклей сезона «Парижские вечера», самостоятельно оформил балет «Прекрасный Дунай» на музыку И.Штрауса. В 1925 году исполнил занавес с изображением св. Георгия для выступлений русского балета в лондонском театре Coliseum. Позже сотрудничал с Мемориальным Шекспировским театром в Стрэтфорде-он-Эйвоне (занавес с фигурой Шекспира), английской балетной труппой Sadler’s Wells, театром Phoenix. Участвовал в выставках русского искусства в галереях Whitechapel (1921), князя В.Э.Голицына (1931) и Belgrave Square (1935), ретроспективе «Русский балет» (1927). Именно Полунин и познакомил Васильева с русским декоративным искусством и современной европейской живописью.

Осенью 1935 года Данила Иванович возвращается в Австралию с большим багажом знаний. Переезжает из города в город, выставляет пейзажи и городские сцены. На жизнь зарабатывает помощником инженера по строительству. Знакомство с Хелен заставило Васильева искать лучших условий жизни, поэтому они переехали в Мельбурн.

В столице Австралии Данила Иванович действительно приобретает не только почитателей своего таланта, но и страстных поклонников. Его сразу же принимают в свой круг художники, писатели и деятели культуры, такие как Бэзил Бердетт (Basil Burdett), Джордж Белл (George Bell), Адриан Лолор (Adrian Lawlor), Джон и Сандэй Рид (John и Sunday Reed). Его творчество вызывает интерес у молодых художников-членов Общества современного искусства — Альберт Такер (Albert Tucker), Джой Хестер (Joy Hester), Сидней Нолан (Sidney Nolan), Джон Персевал (John Perceval) и Артур Бойд (Arthur Boyd). Двадцатитрехлетний Альберт Такер даже назвал Васильева «отцом» художников молодого поколения. Само существование Васильева и его искусства было подтверждением и оправданием тех стилей и идей, которыми только начинали увлекаться члены созданного Общества.

В годы Второй мировой войны он работал в экспериментальной детской школе «нового типа» Koornong близ Мельбурна, куда Данилу Ивановича пригласили преподавать изобразительное искусство. Их устраивало то, что он не получил формального художественного образования и был художником скорее по призванию, чем по профессии. Стиль преподавания Васильева хорошо бы вписался в современные стандарты, но в те годы он считался авангардным. На его занятиях не звучало ни слова о теории живописи или творчестве других художников. Он раздавал детям кисти, краски, рулоны бумаги и говорил: рисуйте. Васильев пытался научить их, что искусство — это способ выражения чувств, эмоций и мыслей об окружающем мире. Оно свободно и непосредственно, и не зависит от академических правил и традиций.

Одновременно с преподаванием Данила Иванович и Хелен строили себе дом недалеко от школы. Будучи опытным инженером, все строительные работы Васильев проводил сам, включая подрыв горной породы, которая становилась его стройматериалом, а также он использовал булыжники и промышленный утиль. Дом даже получил имя — Stonygrad («Каменград»).

В конце войны Васильев провел ретроспективную выставку (119 картин, выполненных в 1930–1944 годах) в мельбурнской галерее Velasques. К этому времени определились главные черты его экспрессивной живописи: эмоциональность, активный цвет и упрощенный рисунок.

Все время, пока шла война, Данила Иванович с тревогой следил за передвижением советских войск, болея за них душой. Он даже вступил в Коммунистическую партию Австралии, правда, ненадолго.

Творчество Васильева середины сороковых годов не избежало трагизма, но уже личного характера. Отношения с Хелен стали ухудшаться, и они расстались. Дом выставили на продажу, и Элизабет Хемилл готова была купить Каменград, но главное, она так впечатлила продавца, что импульсивный Данила Иванович предложил себя «в нагрузку» к дому. Через несколько месяцев, в 1947 году, Элизабет стала второй официальной женой Васильева, так как незадолго до этого художник развелся со своей первой женой Анисьей. Элизабет вдохновила Васильева на новую творческую деятельность — писательство и создание скульптур, причем последними художник занимался до самой смерти. Скульптуры стали физическим и идейным продолжением его картин. После выступления в Мельбурне труппы Ballet Rambert с балетом С.С.Прокофьева «Петя и волк» Данила Иванович исполнил 200 акварельных листов по мотивам балета. В конце 1940-х – начале 1950-х годов он провел несколько персональных выставок в галереях Мельбурна, две из них (1949 и 1950) — совместно с женой Элизабет, которая занималась живописью под его руководством (брак продлился до 1955). В 1953 году Данила Иванович был избран вице-президентом Общества современной живописи.

Вскоре наступил очередной кризис в семейной жизни, в результате которого Васильев вынужден был забрать часть скульптур и покинуть Каменград. Опустошенный в финансовом и моральном смысле, лишившись элементарных условий для работы, он переезжает в глубинку Виктории, в Милдьюру, где поступает на работу учителем в Mildura High School. На то время Милдьюра состояла в основном из узкого круга зажиточных горожан и постоянно пьянствующих рабочих. Бедствующее положение Васильева доходило до того, что в обмен на три ужина он предлагал разукрасить стены местным забегаловкам… и ему отказывали. Тем не менее, Данила Иванович не опускал руки, он нашел отдушину для своей нелегкой жизни — рыбалку. У него появилось много друзей, с которыми он часто ходил на речку Мюррей, однако никто из них не имел возможности ему помочь. В школе у него начались проблемы. В классе он не мог наладить дисциплину, и его эксцентричные методы преподавания нравились не всем. Через год Данилу Ивановича переводят в другую школу Swan Hill High School. В первые же дни он успел «отличиться», назвав висевшие на стенах репродукции и фотографии «мусором». К огромному ликованию детей, он собрал все картины и поджег их. Его положение в школе спасло то, что директором был его хороший друг, с которым он часто рыбачил. Только на рыбалке он чувствовал себя свободным, она стала одним из любимых занятий Васильева. Конечно, все снасти он изготавливал сам и учил тому же детей.

В 1956 году произошел окончательный разрыв с Элизабет, когда в один из его приездов в Каменград Данилу Ивановича и его друзей просто не пустили на порог дома. Для Васильева это означало творческую смерть, так как в доме оставались многие его картины, скульптуры, инструменты и студия. В конце 1956 года, к радости художника, ему удалось перевестись ближе к Мельбурну — в Eltham High School, где царила очень благоприятная для искусства обстановка. К сожалению, его методы не устроили министерского инспектора, и в конце 1957 года он был уволен. Оставшиеся после очередной неудачной выставки картины и скульптуры Данила Иванович отдавал друзьям «на хранение». Его не оставляли мысли о возвращении в Россию. Он встречался с заведующей отделением русского языка в Университете Мельбурна, чтобы обсудить возможность переселения на родину. Пытаясь отговорить его от этой мысли, она объясняла, что, скорее всего, он будет жить в деревне, где родился. К ее большому удивлению, Данила Иванович ответил: «Вот этого я и хочу. Я вернусь в свою деревню на берегу речки и буду ловить там рыбу. Я не хочу ни рисовать, ни заниматься скульптурой. Все, что я сделаю, будет только для моих собственных нужд; там будут подсолнухи, будет и редиска…» [1]. Но в марте 1958 года Данила Иванович поехал в Милдьюру порыбачить, затем отправился в Мельбурн посетить своих давних знакомых и меценатов Джона и Сандэй Рид, дом которых (ныне Музее современного искусства Хайде (Heide Museum of Modern Art)) уже несколько раз становился ему «домом вдали от дома». Там у него случился очередной сердечный приступ, который он не перенес…

22 марта 1958 года Данилы Ивановича Васильева не стало.

В 1959 году в Музее современного искусства в Мельбурне состоялась его мемориальная выставка. С 1965 года в Австралии прошло более десяти персональных выставок Васильева. Он представлен в Национальной галерее в Канберре, музеях современного искусства в Сиднее и Мельбурне. В 2012 году с апреля по октябрь в Музее современного искусства Хайде (Мельбурн) была открыта выставка его картин и скульптур. Интерес к Васильеву, незаслуженно малоизвестному художнику, легко объясним, ведь Васильев был первым художником, который познакомил Австралию с примитивным экспрессионизмом — стилем, популярным в 1910–1920-х годах в России и Европе. Русский нищий беженец, не имевший формального художественного образования, испытывавший постоянную потребность к переездам и нередко живший на подаяния друзей, оказался вдохновителем таких титанов австралийской живописи, как Cидней Нолан, Алберт Такер, Джой Хестер, Артур Бойд, Джон Персевал и Чарльз Блэкмен, и все они признали его своим учителем.

Источники:

1. Русский отец австралийского модернизма: Жизнь и творчество Данилы Васильева // Единение: Газета русской общины Австралии с 1950 года. 2012. 12 ноября.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок