125 лет со дня рождения П.В.Спасского

13 февраля 2021 года — 125 лет со дня рождения Петра Васильевича Спасского (13(01).02.1896, хутор Караичев станицы Гундоровской Донецкого округа Донской губернии, Российская империя – 30.05.1968, Вернуйе (близ Парижа), Франция), выдающегося хорового дирижера и церковного регента, общественного деятеля русского зарубежья. Из духовного сословия, родился в семье дьяка, был старшим сыном, с малых лет получил церковное воспитание, шестнадцатилетним уже управлял хором на левом клиросе и организовал хоры на родном хуторе.

Окончив Новочеркасское духовное училище и Донскую духовную семинарию (1916), он поступил в Киевскую духовную академию, но учиться ему не довелось: совсем юным ушел добровольцем на фронт Первой мировой войны, служил в 16-й казачьей сотне и в пулеметном полку, обучался в Атаманском училище, где получил офицерское звание, был контужен, награжден Георгиевским крестом. Потом Петр Васильевич бился с большевиками в рядах Добровольческой армии.

После эвакуации в 1920 году из Крыма он попал сначала на остров Лемнос, где переносил все тяготы эмигрантской жизни. Поддержал Сергея Жарова в создании хора донских казаков. Переехав в Болгарию, Спасский создал полковой хор, а учась на физико-математическом факультете Софийского университета, был избран председателем правления Общеказачьего студенческого землячества, сотрудничал в газете «Казачьи думы». В 1924 году, получив стипендию в католическом университете в Милане, он прошел трехлетний юридический курс, там же участвовал в создании православного русского прихода, а также русской библиотеки. Кроме того, Петр Васильевич окончил итальянскую школу оперного пения, пел в церковных и светских хорах.

В 1927 году был приглашен в Париж, где стал псаломщиком и регентом церковного хора храма Св. Николая Чудотворца в Булонь-Бийанкур (предместье Парижа), построенном в том же году на добровольные пожертвования русских рабочих завода «Рено». В приходе шла активная просветительская работа, действовали церковно-певческие курсы и детская школа. Прекрасный рассказчик, Спасский увлекал учеников русской историей, русскими обычаями, русской стариной. В 1931 году Петр Васильевич женился на Таисии Васильевне, урожденной Петровой, у них родился сын Николай, впоследствии ставший тоже церковным регентом.

Супруги вместе работали в церковно-приходских школах в Булони и на рю Дарю, устраивали концерты, детские елки и благотворительные вечера. Спасский принимал участие и во всех «Днях русской культуры» для молодежи и «Днях православной русской культуры» на Сергиевском подворье. В 1930-х – 1940-х годах он, не оставляя хора своего прихода, преподавал Закон Божий в русской гимназии, а в детской школе при церкви на рю Дарю руководил еще одним хором и, конечно же, участвовал во многих культурно-музыкальных начинаниях русской эмиграции. В Париже ему довелось сотрудничать с композиторами Гречаниновым, Черепниным, Стравинским и с хормейстером Лабинским.

В трудное военное время, в 1940 году, когда многие эвакуировались на юг Франции в «свободную зону», митрополит Евлогий собрал оставшихся представителей духовенства и мирян, чтобы обсудить, как организовать при русских приходах помощь для голодающих. Среди других присутствовали отец Дмитрий Клепинин, мать Мария, старосты и делегаты от разных приходов. Петр Спасский докладывал о сборе средств и устройстве обедов в своем приходе.

В 1943 году церковь Св. Николая в Булони фашисты разбомбили, и приходу долго пришлось ютиться на частной квартире, а потом временно — при протестантской кирхе. С 1947 года Спасский — псаломщик, а с 1948 года и регент митрополичьего хора Свято-Александро-Невской церкви (с 1951 года — кафедральный собор), где служил до самой смерти, многого достиг в своем певческом и регентском искусстве, ведь в его репертуаре было несколько сот песнопений разного стиля. Он общался с певцами из других религиозных конфессий и более, чем кто-либо другой, сумел донести в зарубежье всю красоту русской православной музыки.

В 1952 году Петр Васильевич возглавил хоровой ансамбль (куда входил и его хор), созданный специально для записи оперы «Бориса Годунова» Мусоргского под управлением И.Добровейна. В 1953 году фирма «Филипс» записала 6 пластинок с русскими церковными песнопениями Великих праздников и Постов (больше 80), сохранявших литургический порядок и смысл в исполнении хора Спасского. Это целая «антология» церковной службы, бесценное руководство для регентов последующих поколений, потому что такие регенты, как Спасский, принесли певческую технику русского православного пения, историческую его церковно-музыкальную традицию еще из прежней России. Записи Божественной Литургии, Всенощной, Панихиды, песнопений Великой Пасхи, Рождества, Великого поста, Страстной Седмицы, Богородичные были дважды удостоены награды Французской академии музыки и составляют незаменимый кладезь исполнения русского православного пения. Выполненные на хорошем техническом уровне, с прекрасным составом хора, с участием соборного архидиакона Николая Тихомирова (в молодости служившего в церквах Зимнего дворца), эти записи сохранили для истории русскую церковно-музыкальную традицию на ее последнем этапе — в изгнании. «Пластинки были замурованы в стенах театра “Комеди франсез”» [2]. Торжественную церемонию тогда освещала русская зарубежная пресса, в частности, газета «Русская мысль». Записи были переизданы в Америке и даже попали в Советский Союз...

Дома у Петра Васильевича была большая библиотека, читал он много и обладал редкой памятью. Он всегда тщательно выбирал репертуар, внимательно относился к просьбам прихожан, стремясь к гармонии хора с их молитвенным настроением и словами текста.

Осенью 1962 года в Италии проходил большой музыкальный праздник церковного пения, в концерте участвовали итальянские католические хоры, австрийские протестантские, состоящие из более чем 100 певцов, и русский хор из 23 человек под управлением Спасского. «В пении русского хора есть что-то мистическое, что заставляет сравнить эту группу певцов... с фресками Беато Анджелико», — так газета «Аввенире д’Италиа» восприняла первое выступление в Италии хора Петра Васильевича. А римская «Фьере леттерариа» отмечала, что русские песнопения «выражают большую радость, нежность, кротость, и в этом заключена вера в обещание Спасителя, который с благостной улыбкой смотрит из тишины золоченых икон... Во время исполнения маэстро П.Спасский руководил певцами только властью своих рук: белых, худых, нервных, иногда суровых и твердых, иногда успокаивающих... Пение хора, широта звучания и разлитость в воздухе голосов, низких, высоких, нежных и глубоких, к концу сливается в одно целое, настойчивое и определенное... В этой мольбе, в этой скорби и жалобе звучит душа людей, находящихся “на земле чужой”...» (Цит. по: [2]).

Другое знаменательное выступление хора состоялось в 1966 году, когда Франция праздновала 1000-летие монастыря на горе Мон-Сен-Мишель. Русский хор был приглашен дать два концерта с разными программами (около 40 песнопений, представляющих цикл православного богослужения), и оба вечера аббатская церковь на самой вершине горы была переполнена. Газета «Фигаро» писала, что особенно запомнились «два незабываемых вечера, когда хор русского православного парижского собора под управлением Петра Спасского унес слушателей через пение Святой Руси к вратам рая» (Цит. по: [2]).

В начале 1968 года у Петра Васильевича начало сдавать сердце, но, скрывая свой недуг, он продолжал служить на клиросе, а потом попал в больницу. 30 мая, в день Вознесения Христова, его не стало. Отпевание состоялось в Успенской церкви на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, где его и похоронили.

Источники:

1. Рахманова М. Спасский Петр Васильевич // Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический библиографический словарь. М.: Росспэн, 1997.

2. Спасский Н.П. Петр Васильевич Спасский (1896–1968). О жизни, церковной, музыкальной и культурно-просветительной деятельности // Русская мысль (Париж). 1999. № 4253. 14–20 янв. С. 19.

В.Р.Зубова