135 лет со дня рождения А.А.Попова

12 июня 2020 года — 135 лет со дня рождения Александра Александровича Попова (12.06.1885, Тверь, Россия – 01.01.1964, Буживаль, под Парижем, Франция), войскового старшины Войска Донского, капитана кавалерии, искусствоведа, коллекционера, предпринимателя, поэта, благотворителя, деятеля казачества. Сведений из биографии Александра Александровича крайне мало. Известно, что он родом из казаков, воевал на русском и французском фронтах Первой мировой войны, награжден Военным крестом (1917), в 1919 году переселился во Францию, жил в Париже, где возглавил общество «А.Попов и Ко», открыв антикварный магазин-салон на rue du Faubourg St. Honore напротив Елисейского дворца.

На дошедшей до нас фотографии он запечатлен в походной форме, опирающимся на трость, с аннинским «За храбрость», клычем Уральской сотни лейб-гвардии Сводно-Казачьего полка на поясной портупее.. Наброшенная на плечи шинель позволяет рассмотреть на его офицерском мундире с аксельбантом знаки орденов Св. Анны 2-го класса, Св. Анны 3-го класса с мечами и бантом, Св. Станислава II степени, Св. Станислава III степени с бантом и несколько медалей. Слегка диссонирует со всем этим военным великолепием… пенсне.

Следует сказать, что Александр Александрович в зарубежье слыл большим знатоком и собирателем русского фарфора, хотя не имел специального образования. «Родившийся в 1885 году в Твери, он впитал идеалы русского Серебряного века, — свидетельствует преемник Попова г-н Морис Барюш. — В том числе и увлечение культурой столетия “от Петра до Павла”, которая стала одним из главных открытий тех лет. <…> Как многие эмигранты первой волны, Александр Попов видел свое предназначение в спасении духовных и культурных ценностей России, разрушенных революцией» (Барюш М. Сто лет собирательства. Особенности коллекционирования русского фарфора // Шедевры русского фарфора XVIII века из собрания галереи «Попов и Ко». М.: Пинакотека, 2009).

Парижская галерея Попова по праву считалась одной из сокровищниц русского зарубежья и антикварного мира. Причем деятельность галереи была важнее для культурной жизни русских эмигрантов, нежели для арт-рыночного сообщества. То, что продавалось в галерее, — а в ней, например, создавали свою коллекцию русского фарфора Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, — было лишь малой частью того, что в галерее хранилось, показывалось на выставках и публиковалось в каталогах.

В 1927 году Попов издал по-французски алфавитное резюме марок всех европейских фарфоровых заводов. С 1929 года он устраивал в Музее керамики в Севре (под Парижем) выставки русского фарфора из своего собрания, сопровождая их лекциями об истории мануфактур русской керамики. С 1930-х годов Александр Александрович выступал с чтением своих стихов на собраниях Кружка казаков-литераторов и на казачьих выставках в Курбевуа (под Парижем).

На протяжении многих лет он был активным членом Общества охранения русских культурных ценностей, выступал на заседаниях Общества с докладами, в том числе об истории Императорского фарфорового завода (ИФЗ) с демонстрацией ему принадлежащих экспонатов. В 1933–1934 годах в журнале «Казачье единство» публиковал серию статей о казаках в изобразительном искусстве. Награжден Первой почетной премией города Парижа (1935). В год пушкинских торжеств (1937) Попов предоставил для выставки «Пушкин и его эпоха» уникальные предметы из своих коллекций, читал лекцию о фарфоре Пушкинской эпохи. В декабре 1937 года входил в Организационный комитет выставки, посвященной 125-летию Отечественной войны 1812 года, где экспонировал военно-исторические реликвии и книги.

В годы Второй мировой войны состоял в Объединении русских писателей и артистов (1941) выступал с докладами в Театре без занавеса И.Д.Сургучева (1943), а после войны — один из редакторов сборника «Русская военная старина» (с 1947). Он предоставил иконы из своего собрания для выставки Общества «Икона» (1948). В 1949 году провел в Париже однодневную выставку русских миниатюр. Кроме того, Александр Александрович входил в юбилейный комитет по празднованию 250-летия Санкт-Петербурга (1952), сделал крупные пожертвования для проведения юбилейных торжеств. В 1962 году он принял участие в издании стихов Н.Евсеева «Дикое поле», сам же выпустил три свои поэмы отдельными книгами: «Григорий Орлов. Историческая поэма» с иллюстрациями Александра Бенуа и Александра Серебрякова (Париж, 1946), «Побрехушки кухмистерские» (Париж, 1951), «Последний поход» (Париж, б/д. Оформление А.Серебрякова).

Офицерское прошлое Попова отчасти проявилось и в его любви ко всему императорскому — сделанному по заказу императоров фарфору и акварельным портретам членов царской семьи. А профессионализм вырос настолько, что к концу жизни, когда зрение ослабело, владелец галереи мог определить фарфоровые чашки и фигурки, ощупав их.

Благодаря широте художественных увлечений Александра Александровича его парижская галерея превратилась в некий клуб любителей искусств из среды эмигрантов, ее завсегдатаями были знаменитости: Александр Бенуа, Сергей Чехонин, Савелий Сорин, Юрий Анненков, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Федор Шаляпин, Константин Коровин, Серж Лифарь, Дмитрий Бушен, Сергей Эрнст, Наталья Гончарова, особенно он был дружен с поэтом Н.Туроверовым. Авторитет эксперта и связи в знатных эмигрантских кругах обеспечили Попову главное место среди антикваров, интересующихся русским искусством. Его коллекции пополнялись шедеврами из собраний князей Салтыковых, Долгоруких, Белосельских-Белозерских, Орлова и герцога Лейхтенбергского, к концу жизни он сделался обладателем настоящей сокровищницы произведений русских мастеров.

После смерти А.А.Попова 1 января 1964 года в Буживале, пригороде Парижа, тесно связанном с именем И.С.Тургенева, галерея сохранила на вывеске имя ее основателя и именовалась «Galerie Popoff et Co», хотя впоследствии права на нее перешли к фирме «Pearly Gates». Во главе галереи в последние десятилетия стоял г-н Морис Барюш, достойный преемник Александра Попова, внесший огромный вклад в дело изучения и популяризации шедевров его собрания: главные коллекции поповской галереи были опубликованы в великолепных альбомах «Русские акварельные портреты» (Париж, 1994) и «Шедевры русского фарфора XVIII века» (М., 2009).

Самым драгоценным русским фарфором считаются его наиболее ранние образцы, сделанные на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), первом фарфоровом производстве в России, в конце 1750-х годов. Производство этого фарфора наладил Дмитрий Иванович Виноградов, печально недооцененный в век Елизаветы Петровны, когда русские таланты подавлялись немецкой серостью. Работалось ему тяжко, за ним постоянно следили, держали под караулом, чтобы он не мог передать секреты своего уникального (его еще называют костяным) фарфора, Виноградов пытался сбежать, но был пойман и посажен на цепь, прикованную к стене. В таком состоянии он создавал «Обстоятельное описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается, купно с показанием всех тому принадлежащих работ» — плод его тринадцатилетнего труда, первый в Европе теоретический труд в области керамики. Этот трактат не сохранился полностью. Автор же его спился и умер в 38 лет. Сегодня его работ из фарфора сохранилось очень мало, и они бесценны.

Особый раздел в коллекции Александра Александровича занимали редкие подарочные чашки, выпуск которых обычно был приурочен к дням восшествия на престол императоров. Например, чашка с блюдцем, крышка которой украшена скульптурным орлом, была сделана на ИФЗ ко дню коронации Екатерины II; Александр Попов был первым, кто датировал чашку 1762 годом — исходя из того, что в монограмму Екатерины включена арабская цифра «2» (впоследствии использовали римскую цифру II). Не меньшую редкость представляет собой чашка с блюдцем ко дню восшествия на престол Павла I. Она украшена двуглавым орлом, гербом Российской империи, в который внедрен мальтийский крест, и герцогской эмблемой рода Гольштейн-Готторп.

Не меньший интерес представляет и его коллекция акварельных портретов. Некоторые из них в 1999 году экспонировались на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, посвященной 200-летию великого поэта. Характерной чертой этого собрания галереи «А.Попов и Ко» является то, что в основном — это портреты знатных людей России XIX века кисти самых известных художников того времени — придворного акварелиста Владимира Гау или Карла Брюллова. Особенно хороши две известные женщины золотого века — Н.Н.Гончарова, жена Пушкина, и Джованина Пачини, воспитанница графини Самойловой. Среди графических редкостей — портфолио, включающее эскиз памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге работы Огюста Монферрана, а также эскизы деталей памятника, проработанных архитектором.

В сентябре 2009 года на арт-рынке как гром среди ясного неба разразилась новость: аукционный дом Christie’s опубликовал два каталога о выставляемой на торги коллекции знаменитой поповской галереи. Дирекция Эрмитажа сообщила о своей заинтересованности в приобретении коллекции владельцам галереи, и в частности, М.Барюшу. Торги на аукционе прошли вяло, поэтому владельцы галереи выступили со встречным предложением к Эрмитажу: в интересах сохранения цельности двух главных поповских коллекций (собрания русских акварельных портретов первой половины XIX века и собрания русского фарфора XVIII столетия) они готовы были с весьма существенной скидкой продать Эрмитажу всю коллекцию портретов, насчитывающую без малого сто произведений. Цена, запрошенная за это собрание, вдвое превышала сумму, предложенную Эрмитажем за тридцать отобранных им разнородных предметов, но эта цена была вполне реалистичной и не шла в сравнение с эстимейтами Christie’s. У музея появился уникальный шанс, — и он его не упустил.

25 декабря 2009 года в Эрмитажном театре состоялась пресс-конференция, посвященная приобретению графической коллекции, на которой М.Барюш торжественно вручил М.Пиотровскому замечательные дары: портрет княгини Надежды Петровны Орловой работы С.Сорина (1917) и два резных барельефа XVIII века с портретами императриц Елизаветы Петровны (из янтаря) и Екатерины II (из кости).

Благодаря энергичным мерам, предпринятым руководством Эрмитажа, музей получил возможность сделать новое предложение обладателям собрания А.Попова: приобрести у них на аналогичных ценовых условиях коллекцию фарфора в рассрочку. Взаимопонимание, достигнутое при осуществлении первой сделки, облегчило достижение новой договоренности. 12 февраля 2010 года поповское собрание фарфора в полной сохранности было доставлено в Эрмитаж, а 21 апреля 2010 года там открылась выставка «Акварельные портреты и художественный фарфор. Новые поступления» — все 92 портрета и все 140 произведений фарфора из собрания галереи «А.Попов и Ко» полностью заняли просторный Аванзал невской анфилады Зимнего дворца. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский отметил, что впервые за много лет музей сумел купить потрясающую коллекцию, «подвернулся момент, когда ее можно было приобрести, заплатив много, но меньше, чем это обошлось бы на аукционе». Шедевры парижской галереи экспонировались в Эрмитаже в течение месяца с огромным успехом. 23 мая выставка была закрыта, и для ее экспонатов началась новая жизнь — на родине.

В.Р.Зубова