140 лет со дня рождения Д.А.Смирнова

19 ноября 2022 года — 140 лет со дня рождения Дмитрия Алексеевича Смирнова (19(07).11.1882, Москва, Российская империя – 27.04.1944, Рига, СССР), оперного и камерного певца, лирико-драматического тенора. Из семьи состоятельных купцов 2-й гильдии. Отца Дмитрий лишился в младенчестве, воспитывал его отчим П.Ютанов вместе со своими детьми, всячески поощряя их музыкальные занятия (сводная сестра Дмитрия Н.Серебрякова долгое время была его аккомпаниатором).

Смирнов вспоминал, что «петь любил с детских лет. Еще ребенком мне довелось услышать знаменитого московского протодьякона. Его феноменальный бас восхитил меня. Форте было таким могучим, что в храме погасли свечи, окна собора дребезжали. Засыпая в детской кроватке, я мечтал о том, что вот вырасту большой, и у меня будет такой громоподобный бас. Что я только не делал, чтобы добиться звучания в нижнем регистре, но не всего можешь достичь трудом и упорством — октавист из меня, как видите, все-таки не получился» [2].

Учась в Комиссаровском техническом училище, он одновременно занимался в частных классах пения М.Раньери-Хорбовского в Москве. В выпускном спектакле «Евгений Онегин» (10 марта 1902 года) пел партию Ленского, пресса отметила его исполнение. Окончив училище (1900), Дмитрий продолжил занятия музыкой у ученицы Полины Виардо — А.Пусковой, выступал в благотворительных концертах, и даже пробовал сочинять духовные произведения. Затем брал уроки у К.Кржижановского, А.Додонова, а во Франции — у итальянских педагогов.

Его судьбу решила встреча в январе 1903 года с С.Мамонтовым, который пригласил Смирнова в Московскую частную русскую оперу, труппа которой выступала на сцене театра «Эрмитаж» под управлением М.Ипполитова-Иванова. Так состоялся дебют Дмитрия Алексеевича на профессиональной сцене в премьере комической оперы Э.Эспозито «Каморра», в которой он исполнил партию Джиджи (3 февраля 1903 года, либретто С.Мамонтова). Выступление дебютанта имело хорошую прессу. У Мамонтова он подготовил и исполнил еще 13 ведущих партий: Альфред в «Травиате», Джеральд в «Лакме», Князь в «Русалке», Ромео в опере Ш.Гуно, Герцог в «Риголетто» и так далее. Герцога, по подсчетам знатоков, Смирнов пел более 900 раз, эта партия даже стала его как бы визитной карточкой.

Продолжая совершенствовать свою вокальную школу, он начал заниматься с Э.Павловской, выдающейся певицей, одной из любимейших исполнительниц П.Чайковского. Вскоре певец получил пробный дебют в Большом театре, где пел партию князя Синодала в «Демоне» А.Рубинштейна (26 апреля 1904 года). Летом того же года Смирнов был принят в труппу Большого и как солист Императорских театров уехал на гастроли по России.

В Кисловодске он впервые встретился на сцене с Ф.Шаляпиным. Они вместе выступили в «Евгении Онегине», затем в «Лакме» и «Паяцах». В последующие годы Шаляпин стал для него частым партнером (около 80 спектаклей). Любопытная деталь относительно «зависти» певцов друг другу. Шаляпин, высоко ценивший талант Смирнова, однажды за кулисами Мариинского театра после спектакля «Русалка» воскликнул: «Отчего я не тенор, что за голос! Ведь после исполнения Митей каватины князя чувствуешь, что ты побежден» [2].

В сентябре 1904 года певец начал свой первый сезон в Большом театре. Об этом периоде А.Нежданова вспоминала: «Я пела с ним весь свой основной репертуар. Это был прекрасный певец и артист… У Смирнова был громадный диапазон и исключительное большое дыхание. Он обладал замечательно красивыми высокими нотами, которые умел искусно филировать» [2]. Дмитрий Алексеевич быстро освоился в театре и на равных вошел в круг сильнейших оперных артистов России. Ему было всего 22 года. Все это время певец не прекращал занятий у Павловской, возвращаясь в ее класс в межсезонье. В своем пении он сочетал достижения трех вокальных школ: итальянской, французской и русской, оставаясь наследником русской исполнительской традиции. Уже после первого сезона в Большом театре Смирнова причислили к лучшим тенорам русской оперы.

В 1905 году Дирекция Императорских театров направила его на дальнейшую стажировку в Париж и Милан. Летом этого же года он начал свою концертную деятельность по России и за рубежом. Ему не было еще 25 лет, когда к нему пришла европейская слава. В мае 1907 года в парижской Гранд-опера прошли знаменитые «Исторические русские концерты», организованные С.Дягилевым. Хозяин театра «Казино» в Монте-Карло, собиравший в свою антрепризу лучшие артистические силы Европы — Федора Шаляпина, Титта Руффо, Мориса Рено, пригласил к себе Дмитрия Смирнова. На родине его успехи также не остались незамеченными. Его пожелал слышать Петербург, и 24 октября 1907 года певец дебютировал в Мариинском театре в «Риголетто» Дж.Верди. Выступив на казенной сцене в 34 спектаклях, Смирнов отправился во Францию, пел в Монте-Карло. Не случайно в мае он стал одной из главных фигур дягилевского Русского сезона в Париже. В сезоне 1910/11 годов певец окончательно переходит в Мариинский театр, где готовилось выступление десяти теноров мирового класса, включая знаменитого Энрико Карузо, а дирижерами были Густав Малер и Артуро Тосканини. В 1912 году он опять за границей, где, кроме выступлений в Метрополитен-опере, участвует в Русских сезонах в Париже. В конце года Смирнов вернулся в Петербург, чтобы спеть обязательные для солиста Императорских театров 23 спектакля.

В годы Первой мировой войны Дмитрий Алексеевич поет без перерывов. Помимо Мариинского и Большого, он выступил в Петербургском Народном доме, совершал турне по России и давал многочисленные благотворительные концерты. В Мариинском театре пел партию Владимира в «Дубровском» Э.Направника. Тяжелобольной композитор слушал спектакль по телефону и просил выразить «искреннюю благодарность Дмитрию Алексеевичу Смирнову». С 1918 года Смирнов выступает только в Большом театре. С 1919 года он гастролировал по городам Украины, Крыма, Кавказа.

Весной 1920 года из Новороссийска на пароходе «Афон» он покинул Россию. Через Варну, Константинополь и Афины его путь лежал в Париж, где Смирнову предложили петь в Гранд-опера, а в следующем сезоне — в Монте-Карло. С нансеновским паспортом певец гастролирует по миру, выступает в Лондоне, Риге, Таллине, Базеле и других городах Европы.

В 1925 году Дмитрий Алексеевич женится на камерной певице (сопрано) Лидии Павловне Мальцевой (первый брак со Таисией Васильевной Смирновой распался).

В начале 1926 года он вернулся на родину и 25 февраля дал первый концерт в Большом зале Ленинградской филармонии, записывал музыкальные программы на Всесоюзном радио, выступал вместе с супругой в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, во многих сибирских городах. «Красная газета» в рецензии на первый концерт в Ленинградской филармонии после пяти лет зарубежных гастролей певца писала: «Победа полная. Если буря, всколыхнувшая зал, была данью прошлому, тому Дмитрию Смирнову, что жил в воспоминаниях… “единственному”, “несравненному” и проч., то восторг после первой же арии был восторгом перед настоящим... Налицо было все то же бесконечное дыхание, которым Смирнов так прославился, то же изумительное mezzo voce, то же мастерство, та же одухотворенность передачи. И держался он на эстраде все так же просто, непринужденно, приветливо, без тени высокомерия... И каждая новая вещь вызывала новые восторги, новые овации, Дмитрий Смирнов был принят безоговорочно, безусловно» [1]. В конце 1926 года он был на гастролях в США, и, как отмечала американская пресса, «его голос и искусство остаются на той же, редко достигаемой оперными артистами высоте». С 1927 по 1930 год Смирнов выступал на родине, лишь изредка выезжая за границу. Давал в Москве и Ленинграде концерты совместно с супругой, ездил с многочисленными гастролями по стране, выступал даже в межсезонье. В Москве спектакли в Большом театре с его участием транслировались по радио.

С лета 1930 года он пел уже только за границей (в Лондоне, затем в Париже). Его буквально закружила жизнь гастролера — Амстердам и Гаага, Белград и Афины, Бейрут и Стамбул. В 1935 году он обосновался в Лондоне, сотрудничал с радио BBC, выступал в концертах, где ему аккомпанировал знаменитый пианист Джералд Мур.

После концерта в Бухаресте 12 ноября 1937 года он получил телеграмму о смерти в Лондоне супруги Л.Мальцевой. Перезахоронив ее прах поближе к родным пределам в Эстонии, в Псково-Печерском монастыре (как она завещала), резко оборвав свою артистическую деятельность, Смирнов поселился в Таллине...

1 октября 1939 года Дмитрий Алексеевич был избран председателем Русского театрально-музыкального общества города, заменив скончавшегося С.Мамонтова. Тогда же было объявлено о его предстоящем бракосочетании с 17-летней Ниной Сергеевной Голубевой, недавно окончившей таллинскую русскую городскую гимназию и поступившей в Высшую государственную школу художеств. Брак был заключен в декабре, и супруги переехали на постоянное жительство в Ригу.

В 1940 году Смирнов был приглашен на должность профессора Московской консерватории, осенью 1941 года планировались его концерты в Ленинграде, однако всем этим планам помешала Вторая мировая война.

В 1940–1942 годах он руководил вокальной студией в Риге, гастролировал в Таллине, где заболел воспалением легких и вернулся домой. В 1943 году певец завершает работу над своими «Воспоминаниями». В марте 1944 года из-за плохого самочувствия Смирнов попал в больницу, где 27 апреля 1944 года скончался от инфаркта. Похоронен на Покровском кладбище в Риге.

Его вдова, Нина Сергеевна Голубева, эмигрировала в США, вывезя с собой рукопись воспоминаний мужа. Ей удалось издать ее в сокращенном виде в Париже в 1952 году в журнале «Возрождение».

В начале 1900-х годов Смирнов записывался на грампластинки (58 произведений) в Петербурге («Граммофон», 1909–1914), Москве (1909, 1910), Париже («Граммофон», 1912) и Риге. Сохранившиеся грамзаписи выступлений Дмитрия Алексеевича позволяют и сегодня оценить его вокальное мастерство. В частности, в 1984–1990 годах фирма «Мелодия» выпустила семь «долгоиграющих» пластинок с записями Д.Смирнова. Ряд фонограмм выпущен и на дисках.

Композитор С.Кашеваров посвятил певцу романс «Последние листья» — «Из церкви напевы плывут…» (1911).

Источники:

1. Смирнов Дмитрий Алексеевич // Terminy.info: Энциклопедии, словари, справочники — онлайн. Исторический словарь. Дата обращения: 16.11.2022. 

2. Шумаков Ю. О Дмитрии Смирнове // Кругозор. 1966. № 6. С. 14.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок