24 ноября 2024 года — 140 лет со дня рождения Ивана Константиновича (Жана) Лебедева (24(12).11.1884, Богородское Нижегородской губернии, Российская империя — 21.09.1972, Ним, Франция), художника, иллюстратора, графика, гравера по дереву. Из семьи мещан, занимавшейся мукомольным делом. Иван Лебедев еще в детстве любил рисовать, мечтал о художественной школе. Однако родители распорядились его судьбой иначе и вместо художественной школы, куда он просился, отдали сына в Нижегородское училище речного судоходства, благо опыт службы матросом на волжских суднах он имел с юношества. Во время учебы в училище Лебедев увлекается революционными идеями, совсем не случайно, он ведь давно уже находился под влиянием старшего брата Николая, анархиста-синдикалиста (кстати, будущего советского историка и географа).
После окончания училища в 1907 году Лебедев получил диплом штурмана, но вскоре его назначили капитаном пассажирского судна Волжского пароходства, на котором он предоставлял убежище революционным активистам. В ноябре 1908 года, в ходе конфликта, возникшего на судне с несколькими царскими охранниками, которые вели себя безобразно, капитан Лебедев с помощью пассажиров высадил их на пустынный берег, отобрав у них оружие.
Правильно оценив, какие последствия со стороны режима будет иметь его поступок, Иван Лебедев тайно перебирается в Финляндию, а затем отправляется через Данию и Германию к брату Николаю, бывшему в ту пору студентом Нового университета в Брюсселе, основанного географом и анархистом Жаком Элизе Реклю.
Однако в Бельгии он надолго не задержался, в 1909 году переехал в Париж, где поселился в Латинском квартале в меблированных комнатах на улице Сен-Этьен-дю-Мон, а на жизнь зарабатывал мелкими поделками из русских кустарных промыслов и, по возможности, брал уроки рисования. Этот студенческий район, прилегающий к Сорбонне, славился в то время сосредоточением новых идей, как в искусстве, так и в политике.
Занимаясь художественным ремеслом и обучаясь рисованию, Лебедев смог определиться с будущей своей профессией. И в 1911 году он поселяется на Монпарнасе, поближе к сообществу художников, начинает посещать занятия в Национальной школе изящных искусств, а также в Академии А.Матисса в Исси-ле-Мулино. Усердствует он и в мастерской Льва Львовича Толстого, а после ее закрытия в 1923 году продолжает учебу в Русской академии скульптора С.Ф.Булаковского, где как раз и собралась группа молодых его единомышленников-анархистов.
Однако наибольший интерес из всех видов изобразительного искусства у Лебедева вызвала ксилография, которой он занимался в Институте современной эстетики у знаменитого гравера по дереву Поля Борне (Paul Bornet), а также изучая гравюры старых мастеров в Национальной библиотеке Франции. И с тех пор искусство гравюры на дереве стало одним из главных направлений творчества художника.
Проживая на Монпарнасе, Иван Константинович часто бывал в кафе «Хамелеон», входил в местное артистическое сообщество, общался с С.Шаршуном, М.Андреенко, К.Богуславской, В.Издебским, Н.Исаевым, П.Хентовой, Ф.Пикабиа, В.Маяковским, П.Мак-Орланом, Б.Сандраром, М.Равелем, Д.Риверой и т.д., помогал русским художникам принимать участие в «Салоне Независимых», выступая их посредником-представителем во Франции. Тогда же Амадео Модильяни напишет его портрет, но Лебедев его уничтожит.
Во время Первой мировой войны Иван Константинович занимался изготовлением агитационных листовок и плакатов для русских солдат на Французском фронте.
В 1914–1925 годах Лебедев входил в правление Тургеневской библиотеки, ставшей после Октября 1917 года одним из любимых мест русских эмигрантов. Благодаря его подвижнической деятельности, фонды библиотеки увеличились с 17 тысяч (1913) до 50 тысяч экземпляров (1925).
В 1916 году выходят первые книги с иллюстрациями Лебедева: «О трех рыцарях и рубахе. Повесть ХIII века» Жака де Безье в переводе Ильи Эренбурга (книга была полностью подготовлена во Франции) и «Глухие слова» Амари (псевдоним М.О.Цетлина) — обе в Москве, в издательстве «Зерна», а в Париже — «Король Лир» Вильяма Шекспира. Сказки А.С.Пушкина были четвертой работой Лебедева в области книжной иллюстрации. Малотиражное издание крупного формата (фолио) было украшено его гравюрами, раскрашенными в технике пошуара печатником Жаном Соде (Jean Saudé), возродившим в конце XIX века эту трудоемкую технику, известную еще со времен античности (пошуар — это создание рисунка при помощи трафаретов, изготовленных по эскизам художника. Краска через трафарет наносилась вручную на бумагу кистью или тампоном, причем для каждого цвета использовался свой трафарет).
Расцвет творчества Лебедева пришелся на период между двух войн. С 1919 года, став известным, он начинает сотрудничать с парижским издательством «Mornay», позже — с «Fayard», «Trianon», «Crès», «Pot Cassé», для которых за одно десятилетие проиллюстрировал около ста книг, как редких, малотиражных, так и массовых изданий, большая часть из них приходилась на французских авторов. В 1920–1930-е годы вышли в его оформлении «Песня рабочего молота» К.Бальмонта (Москва: Госиздат, 1920), а на французском языке в Париже — «Бродяги» М.Горького (1921), «Листригоны» (1924) и «Яма» (1926) А.Куприна, «Дневники» Л.Толстого (1926) и многие другие.
В мае 1919 года состоялась первая выставка ксилографий Лебедева на бульваре Сен-Мишель в художественной галерее Люксембургского дворца. Работал Лебедев по дереву проволокой и заточенным лезвием японского ножа, что было ново для людей его профессии.
В межвоенные годы Иван Константинович принимал участие и в издании журнала «Удар. Литературно-художественная хроника», основанного меньшевиком Сергеем Ромовым. «Удар» позиционировал себя как орган русских художников и писателей, «стремящихся к обновлению литературного языка и искусства, утверждавшего закономерность эволюции современного искусства от импрессионизма, фовизма и кубизма к футуризму и дадаизму». Лебедев украшал журнал иллюстрациями. В журнале сотрудничали и русские, и французы: В.Барт, Д.Какабадзе, К.Терешкович, П.Кремень, Ж.Липшиц, О.Мещанинов, Л.Сюрваж, А.Федер, С.Фера, О.Цадкин, И.Эренбург. Многие из них ранее были членами авангардистских объединений «Гатарапак» (1921–1922) и «Палата поэтов» (1921–1922). А французскою сторону представляли А.Бретон, Ж.Брак, М.Жакоб, В.Жорж, А.Сальмон, Б.Сандрар, Т.Тцара и и т.д. В начале 1923 года по инициативе С.Ромова и И.Зданевича была образована группа «Через», и действия группы и редакции журнала стали совместными.
В те же межвоенные годы Лебедев ведет активную политическую деятельность в рядах анархического движения. Он поддерживает связь с Всеволодом Волиным и Нестором Махно. После эмиграции Махно во Францию Лебедев помогал ему получить вид на жительство и работу. А пока шли хлопоты, Махно проживал в квартире художника и осваивал кустарное ремесло.
Продолжая поддерживать тесные отношения с родственниками Петра Кропоткина, Лебедев принимал в Париже его жену Софью Григорьевну Ананьеву-Рабинович и помогал ей издать работы и письма мужа.
Сотрудничал Иван Константинович в эти годы и с несколькими анархистскими изданиями, например, с «Le Néo Naturien», в котором на протяжении 22 номеров с ноября 1921 года по август 1927 года печатались его рисунки, а также с «La Vache enragée» и «L’En Dehors», членом редакций которых он был.
В 1926 году на московской выставке «Революционное искусство Запада» представлены были и работы Ивана Лебедева. Можно сказать, что до конца своей жизни художник оставался преданным идеям анархизма, продолжая их популяризировать в левых французских изданиях, таких как «L’Unique», «Maintenant», «Clarté», «L’Humanité», «Le Monde», «Regard», с которыми он активно сотрудничал.
В период между двух войн Иван Константинович был участником многих выставок: «47 художников» и «Сотня с Парнаса» в кафе «Le Parnasse» (1921), выставки графики в галерее книгоиздательства «J.Povolotzky» (май 1921), выставки ксилографий, организованной гравером Полем Борне (1923), Международной выставки декоративных искусств в Париже (1925; стенд издательства «Quatre Chemins»), групповых выставок русских художников в Париже (кафе «Le Parnasse», декабрь 1921; «Caméléon», 1923; «La Rotonde», 1925; галереи «Chez Fast», 1927; «Quatre Chemins», 1928) и в Лондоне (галерея «Whitechapel», 1921), выставки иллюстраторов книги (1931), выставки граверов и иллюстраторов (1937), Международной выставки художественной книги (1931, «Petit Palais»), в салонах «Populiste» (c 1932) и «Les Imagiers» (1938, 1939) и других.
В 1925 году художник провел персональную выставку в галерее «Le Vermillon».
К концу 1920-х годов Лебедев стал состоятельным человеком, что позволило ему купить дом в Фонтене-о-Роз (предместье Парижа) и оборудовать в нем мастерскую. В годы Второй мировой войны он будет прятать там от гестапо своих друзей — евреев и анархистов и неоднократно подделывать для них документы, удостоверяющие личность. А после войны он отдаст помещение своей мастерской для нужд Тургеневской библиотеки.
А пока художник в расцвете своих творческих сил радовал требовательного читателя красотой своих иллюстраций. В 1932 году он получил Гран-при на 7-м конкурсе «Meilleur artisan de France» («Лучший умелец Франции»).
В предвоенное время Лебедев публикует многочисленные заставки, портреты, парижские пейзажи, иллюстрации, например, к рассказу «Мужики» А.Чехова, к роману «Железный поток» А.Серафимовича и др.
Долгие годы (с 1918 по 1943 год) Иван Лебедев создавал серию из более чем сотни рисунков и иллюстраций, посвященных провинциальным французским городам, среди которых Везле (Vézelay), Грама (Gramat), Рокамадур (Rocamadour), Риньяк (Rignac), Аскен (Asquins), Пьер-Пертюи (Pierre-Perthuis)…
Лебедев подписывал свои работы сначала черной краской, потом перешел на клеймо — кружок, в котором стояли его инициалы красного цвета.
В 1946 году работы художника были показаны на выставке «В честь Победы», организованной в Париже Союзом советских патриотов.
Подводя итоги плодотворной деятельности Лебедева, можно добавить еще в копилку названного сотни экслибрисов, около 2000 станковых рисунков и 3000 отдельных гравюр, среди которых виды Парижа, сказочные сюжеты, жанровые сцены, натюрморты, портреты, в том числе своих соотечественников Л.Толстого, Ф.Достоевского, Н.Римского-Корсакова, М.Балакирева, А.Блока, М.Горького.
В 1962 году Лебедев был награжден медалью Международного конгресса экслибриса.
В 1967 году в Фонтене-о-Роз прошла выставка его работ, организованная мэрией.
Лебедев был женат на польке из зажиточной семьи Камилии Климек, в браке родился сын Георгий.
Последние годы художник проживал в Ниме. Получив профессиональную болезнь глаз, которой страдали многие граверы, он вынужден был оставить творчество.
Скончался Иван Константинович Лебедев 21 сентября 1972 года. Похоронен на кладбище Сен-Жиль, близ Нима.
В 1973 году в Музее изящных искусств Нима состоялась мемориальная выставка, посвященная выдающемуся художнику И.К.Лебедеву.
Биограф и друг И.Лебедева Ж.П.Дюбрэ писал: «Прежде всего, нужно принадлежать своей стране. Ничем так не восхищает меня Лебедев, как тем, что он, рожденный в России, выразил в своем искусстве всю душу своей нации — серьезную, сильную и печальную, разделенную между радостями жизни, близкой к природе, и глубоким проникновением в самую суть вещей» (Цит. по: [2]).
Лучше не скажешь!
Источники:
2. Иван Лебедев и его искусство // Русская мысль. 1948. 8 окт.
В.Р.Зубова