150 лет со дня рождения А.П.Фан-дер-Флита

10 ноября 2020 года — 150 лет со дня рождения Александра Петровича Фан-дер-Флита (10.11(29.10).1870, Санкт-Петербург, Российская империя – 01.09.1941, Прага, Чехословакия), инженера и ученого в области прикладной механики — теории корабля и авиационных конструкций. Из обрусевшей семьи голландского происхождения. В середине XVIII века из Голландии в Архангельск перебрался его прадед, строитель кораблей Иван Фан-дер-Флит, войдя в состав архангельского, а затем петербургского купечества. С тех пор его предки находились на государственной службе и были приняты в российское дворянство в ХIХ веке, породнились с известными русскими семьями (в родстве с ними состояли адмиралы М.П.Лазарев и В.А.Корнилов, академик А.Н.Пыпин). С Петра Петровича, заслуженного профессора физики Санкт-Петербургского университета, началась династия ученых в роду Фан-дер-Флитов.

Александр был вторым сыном в семье профессора. Мать, Пелагея Николаевна, была сестрой известного русского литературоведа А.Н.Пыпина. После окончания гимназии при Историко-философском институте в 1889 году молодой Фан-дер-Флит поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, которое окончил с дипломом 1-й степени и был оставлен на два года при кафедре практической и теоретической механики профессора Бобылева для подготовки к профессорскому званию (1895).

Так получилось, что на протяжении всей своей жизни Александр Петрович занимался педагогической деятельностью. Сначала преподавал тригонометрию, начертательную геометрию и краткий курс дифференциального исчисления в Военно-топографическом училище (1896–1900), также вел занятия по математике и механике в Институте инженеров путей сообщения (1896–1902). А с 1902 года приступил к работе в только что открывшемся Петербургском политехническом институте на кафедре теории корабля, руководил которой известный кораблестроитель профессор К.П.Боклевский.

Интерес к теории корабля появился у Фан-дер-Флита в студенческие годы, он тогда увлекался парусным спортом, сначала в качестве любителя, а потом и конструктора яхт. Будучи еще студентом, он рассчитал и спроектировал яхту «Мечта», предназначенную для путешествия во льдах в составе полярной экспедиции исследователя Арктики Борисова. И это было не единственное судно, построенное по проекту Фан-дер-Флита. Немногим раньше на воду спустили специальное судно, предназначенное для охраны рыбных промыслов на Азовском море. «Немало способствовало интересу к теории корабля и личное знакомство с А.Н.Крыловым — гениальным творцом многих трудных отделов этой науки», — отмечал А.П.Фан-дер-Флит в «Curriculum vitae» (1904). Впоследствии им был создан оригинальный 3-томный курс «Теории корабля», в котором нашла дальнейшее продолжение, в частности, теория качки А.Н.Крылова. Ряд его статей, связанных преимущественно с устойчивостью корабля, был опубликован в «Известиях» Политехнического института и в других петербургских журналах.

Защитив диссертацию в 1904 году, Фан-дер-Флит получил звание адъюнкта (ассистента) института. В 1909 году — он ординарный профессор Политехнического института по кафедре теории корабля. Александру Петровичу приходилось исполнять обязанности и декана кораблестроительного отделения, и директора института. Параллельно с работой в Политехническом институте, с 1908 года он состоял профессором по кафедре прикладной механики и был директором Лесного института (1911–1916). С 1909 года читал курс аэродинамики на организованных при Кораблестроительном отделении Политехнического института воздухоплавательных курсах. Среди его учеников есть известные авиаконструкторы и летчики (например, Н.Н.Поликарпов). В 1911 году он опубликовал свой курс «Аэромеханика», явившийся одним из первых фундаментальных пособий в этой области. А.П.Фан-дер-Флит в числе первых в России провел исследования по динамике полета на математических моделях. Он участвовал во всех трех Всероссийских воздухоплавательных съездах, выступая с докладами на первых двух (1911, 1912), являлся председателем секции «Научные основы воздухоплавания» и почетным членом 3-го съезда (1914).

В 1910 году награжден орденом Св. Анны 2-й степени. В 1912 году удостоился «высочайшей благодарности за выдающуюся распорядительность и примерное исполнение служебных обязанностей». С 1914 года Александр Петрович — действительный статский советник, с 1915 года — член Совета при министре земледелия. Кроме преподавания и научных изысканий, Фан-дер-Флит занимался инженерной практикой: конструировал лодки и яхты и другие суда. Лодки его конструкций использовались в начале ХХ века Петербургской спасательной службой. В Галерной гавани функционировала «Яхтенная верфь А.П.Фан-дер-Флита», занимавшаяся постройкой и проектированием спасательных ботов и лодок, парусных и моторных яхт, моторных лодок, мелкосидящих судов разного типа, а также буеров для катания по льду. В течение многих лет он был инженером Главного правления Российского общества спасания на водах, участвовал в издании журнала «Теплоход».

Фан-дер-Флит был дважды женат. В 1896 году он женился на дочери сенатского прокурора Надежде Михайловне Беловой, от которой у него родился сын Андрей (1901). Однако этот брак распался, в 1914 году Александр Петрович женился вторично на кандидате естественных наук Лидии Фаддеевне Горбачевой, урожденной Лобза, с которой прожил до конца своих дней. Их единственная дочь Александра (по мужу — Левицкая) родилась в Петербурге в 1909 году.

В годы Первой мировой войны Фан-дер-Флит принимал участие в научно-технических консультациях по военным вопросам. В связи с созданием по инициативе великого князя Александра Михайловича военной авиации в 1916 году он стал постоянным членом в Техническом комитете учрежденного тогда Управления военно-воздушного флота. Совместно с профессорами С.П.Тимошенко и Г.А.Ботезатом в мае 1917 года он проводил экспертизу прочности и надежности модифицированного варианта аэроплана И.И.Сикорского «Илья Муромец», как следствие — необходимо было усилить его конструкции. Фан-дер-Флит был связан также с созданными при Петроградском политехническом институте «Офицерскими теоретическими курсами авиации».

В 1916 году его назначили руководителем строительства крупнейшего в России авиационного центра «Авиагородок» под Херсоном, где должны были располагаться авиазаводы, исследовательский комплекс и учебные заведения. Курировал проект великий князь Александр Михайлович. Февральские события 1917 года и отречение императора от престола на решение вопроса об авиацентре существенно не повлияли, и весной того же года в Херсон приехал профессор Фан-дер-Флит с семьей. Под устройство главного аэродрома был выделен участок степи за железнодорожным вокзалом. Канцелярия авиашколы находилась в освободившейся после Февраля 1917 года Херсонской каторжной тюрьме. В мае 1917 года с нового Херсонского аэродрома в небо поднялся аэроплан «Мореан-Парасол», пилотируемый начальником аэродрома подполковником Вегинером. Работа по созданию авиацентра кипела, но грянул Октябрь 1917 года, разрушивший все, что было создано. В феврале-марте 1918 года, перед началом германской оккупации, аэропланы были уведены в Крым. В апреле 1918 года Херсонский аэродром и уже несуществующая авиашкола были официально упразднены. Профессор Фан-дер-Флит, и так давно не получавший жалования, остался без работы.

Это был тяжелый период в его жизни. Однако Александр Петрович не терял оптимизма. Он принял участие в создании Херсонского политехнического института, который был открыт летом 1918 года. В эти трудные годы он все же сумел издать ряд учебных курсов для херсонских студентов, хотя порой ходил на лекции почти босой, а средства для существования семьи добывала его жена, изготовляя из тряпья кукол и торгуя ими на рынке. В 1920 году институт был закрыт советской властью, которая в том же году предложила ему сотрудничество с судостроительным кооперативом, однако решение об эмиграции уже было принято всей семьей окончательно.

Из воспоминаний жены Александра Петровича Лидии Фаддеевны: «Мы двинулись в путь 14 сентября 21 года с Голой пристани с выправленными документами до Одессы. Нас было четыре семьи и капитан, молодой человек, только что окончивший Херсонское училище дальнего плавания. Никто не знал близко друг друга, и только одно желание бежать соединяло нас… Как-то все же нерадостно было отходить от родных берегов, и грустное чувство охватило меня в то время, когда Одесса тоненькой линией проектировалась на горизонте. Радость избавления от гнета большевизма не могла заглушить горя при сознании, что ведь это наша родная земля осталась за нами, и неизвестно, когда мы ее увидим снова… Горе и радость жили вместе в моей душе, и было трудно дышать…» [3].

Фан-дер-Флитам удалось, несмотря на трехдневный шторм, добраться на суденышке «Буревестник» из Херсона в Констанцу. Румынские власти отказали им в приеме, и они продолжили свой беженский путь в Варну и сошли там на берег. Из Варны Александр Петрович послал запросы своим коллегам в Белград и Прагу и вскоре получил приглашения в университеты обоих городов. Фан-дер-Флит выбрал Прагу, куда вместе с семьей приехал 1 января 1921 года и сразу же приступил к работе в Чешском высшем техническом училище — сначала доцентом, а затем — профессором аэродинамики и кораблестроения (1934–1939).

Поселилась семья в пражском районе Бубенеч в «Профессорском доме», имевшем и другое название — «Братская могила». В начале 1920-х годов Фан-дер-Флит был председателем Союза русских агрономов в Чехословакии, принимал также участие в деятельности Русского народного университета в Праге и в создании чехословацкой авиации. Первой опубликованной за рубежом его книгой был курс элементарных приближенных вычислений. В 1920–1930-х годах в Праге вышли многочисленные его литографированные учебные пособия и инженерные работы по кораблестроению и самолетостроению, сопротивлению материалов, аэродинамике, механике и математике, а также по лесоведению (часть из них включала переложения на чешский язык его работ, ранее опубликованных в России). Работы Александра Петровича печатались в основном в журналах «Technický obzor», «Strojnický obzor», в трудах Военно-воздушного учебного института и Масариковской Академии наук, а также в «Учебных записках, основанных Русской учебной коллегией в Праге» и в «Научных трудах Русского народного университета в Праге».

Во время оккупации Чехословакии фашистами Фан-дер-Флит не пожелал служить Третьему рейху. Сославшись на здоровье, он отказался от всех занимаемых постов и вышел на пенсию.

Скончался Александр Петрович Фан-дер-Флит 1 сентября 1941 года, похоронен на Ольшанском кладбище.

Источники

1. Головнин П.А. Дворянский род Фан-дер-Флит в ВМФ России // Немцы в Санкт-Петербурге. Биографический аспект. XVIII–XX вв. Вып. 11. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 387–407. 

2. Михайлов Г. Фан-дер-Флит Александр Петрович // Русское зарубежье: Золотая книга эмиграции. Первая треть XX века: Энциклопедический библиографический словарь. М.: Росспэн, 1997. 

3. Фан-дер-Флит Л. История одного бегства // Новый журнал. 2014. № 274.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок