150 лет со дня рождения Н.О.Лосского

18/19 декабря 2020 года —150 лет со дня рождения Николая Онуфриевича Лосского (18/19(06/07).12.1870, Креславка Динабургского уезда Витебской губернии, Российская империя – 24.12.1965, Сент-Женевьев-де-Буа близ Парижа, Франция), русского мыслителя, представителя русской религиозной философии, одного из основателей направления интуитивизма, историка философии. Датой рождения Н.О.Лосского отечественные информационные источники, включая энциклопедии, уверенно называют по новому стилю 6 декабря, а по старому — 24 ноября (?), дата же, указанная в настоящей статье, — 18/19 декабря — публикуется впервые, переведена в новый стиль, исходя из той даты рождения, которую назвал в своих воспоминаниях сам Николай Онуфриевич: «Я родился в ночь с 6 на 7 декабря (старого стиля) 1870 года в местечке Креславка Двинского уезда (в то время Динабургского) Витебской губернии на берегу Западной Двины. Мой отец был в то время лесничим, но через два года он переменил род службы, стал становым приставом, и вся наша семья переселилась в местечко Дагда на границе Двинского и Режицкого уезда» (здесь и далее: [1]).

Древний польский дворянский род Лосских связан родственными связями с большим количеством (около 75) польских родов, к которым относились и три, тоже обрусевшие семьи: Левицких, Косинских и Завадских. Один из предков, Андрей Лосский, переселился уже в ХVII веке из-под Кракова в Белоруссию. По-видимому, «здесь род захудал», потому что документов о принадлежности к дворянству уже не было. «Несмотря на преобладание в нас польской крови, мой отец и все мы, дети, сознавали себя русскими и были глубоко проникнуты русским национальным сознанием». Мать, Аделаида Антоновна, урожденная Пржиленцкая, была польского происхождения. В семье было пятнадцать детей, девять братьев и шесть сестер. Никаких противоречий и соблазнов оттого, что мать была католичкой, а отец и все дети — православными, в семье не было.

Мальчик рос любознательным. Следя за обучением старшей сестры, самостоятельно научился читать и потом читал запоем. «Вероятно, мне был девятый год, когда я прочитал статью Карамзина “О любви к отечеству и народной гордости”… Моя любовь к России, гордость ею, вера в ее великие достоинства прочно сложилась в моей душе уже тогда. Это сказывалось даже в моих детских играх. В длинные зимние вечера, сидя рядом с матерью, я брал иногда свою грифельную доску и чертил на ней фантастические границы России, а рядом с нею какие-то воображаемые государства. Потом в моем воображении разыгрывалась история войн и добровольных присоединений, Российская империя все разрасталась и, наконец, поглощала все».

Когда Николаю исполнилось 9 лет, семью постигла беда: старший сын Витольд застрелился: учитель латыни потребовал от юноши доносить на своих товарищей, Витольд отказался, за что получил двойку. Спасти его не удалось. Отец тяжело переживал потерю сына. А через некоторое время и сам внезапно умер от разрыва аорты, оборвав размеренный ход жизни семьи. Положение матери, у которой остались на руках девять детей, четверо мальчиков и пять девочек, самому младшему, Ване, едва исполнилось три месяца, было бедственным. За долгую (более 30 лет) и усердную службу мужа ей назначили приличную тогда пенсию: 25 рублей. Аделаида Антоновна не опустила руки, а поставила перед собой сложнейшую задачу — дать высшее образование всем детям — и, слава Богу, достигла цели, проявив смекалку в экономии средств, и «конечно, это удалось еще и потому, что русское государство оказывало содействие лицам, стремящимся получить образование». Николай Лосский поступил в Витебскую гимназию, сдав успешно экзамены в первый класс, и был принят в закрытый пансион.

Учение в гимназии для него было скучным, «душили латынью, неинтересной потому, что все внимание было сосредоточено на грамматике, а не на культуре и литературе античного мира». Во втором классе она настолько ему «опротивела», что мальчик получил за одну четверть двойку и с трудом после этого «выправился», чтобы не остаться на второй год. С четвертого класса его увлекало героическое в истории, а в пятом он пережил душевный кризис из-за несправедливости политического строя в стране, ушел из Церкви. Идеи социализма произвели на Николая большое впечатление и действительно увлекли: образовался «Кружок пяти друзей». Вскоре увлечение закончилось исключением его из гимназии «за пропаганду социализма и атеизма», «с волчьим билетом», то есть без права поступления в другое учебное заведение и без права быть допущенным к какой бы то ни было педагогической работе.

Получив аттестат за шесть классов, семнадцатилетний Лосский отправился в Швейцарию поступать в университет в Цюрихе, но не поступил из-за своего возраста, а в Берне, сдав успешно экзамены, был зачислен на философский факультет «заниматься естествознанием», так как не было возрастных ограничений. Учеба требовала денег и не малых, а их катастрофически не хватало, и он недоедал. «Иногда неделями я питался почти только хлебом с чаем, а под конец месяца дня два и совсем ничего не ел. С завистью поглядывал я тогда на собак, которые ели кусок белого хлеба, найдя его у помойной ямы. Наконец, дошло до того, что я не в состоянии был уплатить за свою комнату, а также не мог уплатить свой долг в столовой».

Он понял, что Швейцария не для него, ему можно учиться только там, где хватало бы на жизнь тех скудных средств, которые ему выделяла мать (а больше она дать не могла), поэтому он решил, что европейские колонии ему подходят больше, например, Алжир. В начале 1889 года он туда и отправился. Однако и здесь жизнь оказалась не легче, чем в Берне. Кроме того, в Алжире его завербовали во Французский иностранный легион, тягот военной службы он не выдержал, попал в госпиталь, и только симулировав сумасшествие, освободился от армии. Летом 1889 года, без денег, проделав большую часть пути пешком, он возвратился домой.

После неудач за границей Лосский решил попытать счастья в Петербурге. Вот там-то ему, действительно, повезло. В столице Лосский поступает на курсы счетоводства Ф.В.Езерского, а затем и в восьмой класс гимназии при Историко-филологическом институте, успешно завершает учебу в ней. В 1891 году он был зачислен в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета, а, будучи на четвертом курсе, параллельно поступил на первый курс историко-филологического факультета, чтобы изучать философию. «Осенью 1894 г. я уже ясно отдавал себе отчет в том, что наука, стоящая в центре моих интересов, — философия, и что мне необходимо пройти курс историко-филологического факультета, если я хочу сделать философию предметом профессиональной деятельности». В 1895–1899 годах был преподавателем женского училища принца Ольденбургского, с 1898 года — гимназии М.Н.Стоюниной. Оба факультета Николай Онуфриевич окончил с дипломами первой степени, после окончания историко-филологического факультета принял предложение остаться при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. Весною 1901 года молодой ученый отправляется на год в командировку за границу для завершения философского образования. У Виндельбанда и Циглера он посещал занятия для знакомства с техникой ведения практических упражнений по философии.

Еще студентом Лосский организовал философский кружок в доме педагога Владимира Стоюнина (1898). Занятия кружка посещала его дочь — Людмила, молодой философ в нее влюбился, она ответила ему взаимностью. «Венчание происходило в Духов день 16 июня (3 июня по старому стилю [1902]) в Веве. Шаферами были старый друг наш С.И.Метальников и новый приятель мой Гааг… Служба отца Апраксина произвела на всех сильное впечатление… Своею службою он пробуждал ясно осознание того, что венчание есть таинство, завершающее и оформляющее духовно-телесную связь, создающее в органическом целом Церкви новое единство, поддерживаемое сверхчеловеческою силою». Следует заметить, что атеистом Лосский был восемь лет, а возвращение его к Церкви «совершилось только через тридцать с чем-то лет после сложного философского процесса».

Осенью 1903 года состоялась защита ученым магистерской диссертации «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма». Своеобразие ее заключалось в том, что она сочеталась с интуитивизмом, то есть с учением о том, что «в кругозор сознания человеческого “я” вступают предметы внешнего мира в подлиннике». Еще до защиты магистерской диссертации председатель Санкт-Петербургского философского общества А.И.Введенский предлагал Лосскому работу на кафедре в Варшавском университете, однако тот отказался, «потому что считал положение лица с полупольским происхождением, но решительно русским национальным сознанием особенно трудным в варшавском обществе».

В течение ряда лет после защиты диссертации Лосский продолжал работать над теорией знания и логикой, занимался изучением современных гносеологических направлений, чтобы сопоставлять с ними, защищать и развивать далее интуитивизм. С 1904 года он преподавал в Петербургском университете, Народном университете, вел семинар на Высших женских курсах, посвященный обзору важнейших современных теорий знания.

В 1905 году Лосский вступил в только что образованную кадетскую партию, принадлежал к ее левому крылу. Являлся решительным сторонником демократического представительного образа правления, независимо от того, будет ли это конституционная монархия или республика.

В том же году Николай Онуфриевич издал первую большую работу «Обоснование интуитивизма», принесшую ему академическую славу. В это же время в журнале «Вопросы философии и психологии» была напечатана его докторская диссертация «Обоснование мистического эмпиризма», которую в 1907 году он защитил в Московском университете. Ему предлагали участвовать в сборнике «Вехи», он отказался. Опубликовал в 1911 году «Введение в философию. Часть I. Введение в теорию знания», занимался историей интуитивизма.

В Петербургском университете Лосский прослужил в должности приват-доцента 16 лет (до начала 1916 года). Однако звание профессора он имел уже давно по своей работе в других высших учебных заведениях Петербурга, в частности в Женском педагогическом институте. Кроме того, он преподавал в гимназии Л.С.Таганцевой, Психоневрологическом институте (1912), 5-й петербургской гимназии, на Историко-литературных курсах (1915) и на Высших курсах при биологической лаборатории П.Ф.Лесгафта (1915–1916).

Первая мировая война застала семью Лосских на отдыхе в Швеции, откуда они спешно эвакуировались на родину. С 1915 года начался медленный процесс возвращения Николая Онуфриевича в Церковь. Как и многие другие русские философы, он совершил поездку в Оптину пустынь.

Свое отношение к 1917 году Лосский определил так: «После опыта революции 1905 года я понял, что революционный переворот, сполна опрокидывающий историческую государственную власть, есть величайшее бедствие в жизни народа. Поэтому февральская революция 1917 года вызвала во мне чувство ужаса». Некоторое время, совсем недолго, Лосский работает в организациях кадетов, будучи все еще членом партии, выпускает брошюру «Чего хочет партия народной свободы» (лето 1917 года). Вскоре, однако, он прекращает свою партийную деятельность.

В послереволюционные годы он продолжил работать в Петроградском университете в должности профессора. С 1916 года читал лекции по логике и гносеологии. Осенью 1918 года в холодной квартире, без лекарств, умерла от дифтерита его десятилетняя дочь Мария, остались три сына — Владимир, Борис, Андрей. Потрясение, вызванное ее смертью, окончательно вернуло его в Церковь.

С 1920 года Лосский читает лекции в Народном университете. Членом Вольной философской ассоциации он не стал, однако выступил с лекцией «Бог и органическое миропонимание». По решению Государственного ученого совета в 1921 году ученому было запрещено преподавать в Петербургском университете, поскольку в книге «Мир как органическое целое» (1917) он защищает догмат троичности Бога.

16 августа 1922 года его арестовывают и вместе с другими известными русскими учеными высылают в Германию на пароходе «Пруссия». «Последнее впечатление от любимого мною Петербурга — картина красивого силуэта Исаакиевского собора и зданий набережной на фоне неба… как же чудовищно трудно было оторваться от корней, от самой своей сути, которая умещалась в одном коротком слове — Россия».

По приглашению Петра Струве, Николай Лосский решил обосноваться в Праге, где продолжил преподавать любимый предмет. Ученый читал лекции на Русском юридическом факультете, организовал лекторат в Брно, ездил с циклами лекций в Варшаву, Лондон, Белград, посетил США, Швейцарию. До 1930 года Николай Онуфриевич получал профессорскую стипендию из фонда «Русской акции», а также единовременные пособия из канцелярии президента.

В эмигрантский период Лосский продолжал развивать свою философскую систему, с 1923 года занимался историей русской философии. С 1924 года приезжал регулярно в Париж, читал лекции в Русском народном университете, Франко-русском институте, Русской академической группе, Религиозно-философской академии, Французском философском обществе и других организациях. Участвовал в Международных философских съездах в Неаполе (1924) и Оксфорде (1930), Съездах русских зарубежных ученых в Белграде (1928) и Софии (1930). Публиковался в журналах: «Современные записки», «Путь», «Новый град», «Вестник РСХД», «Новый журнал», газетах: «Последние новости», «Советский патриот», «Новое русское слово», «Cahiers de l’йtoile», «Revue philosophique de la France et de l’йtranger» и других. Издал книги: «Мир как органическое целое» (переиздание, 1924), «Свобода воли» (1927?), «La matiиre, l’intuition et la vie» («Материя, интуиция и жизнь»; 1928), «Типы мировоззрений» (1931), «Ценность и бытие» (1931), «Диалектический материализм в СССР» (1934), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938) и другие. Сочинения Лосского этого времени глубоко религиозны, направлены на поиск идеала абсолютного добра и красоты.

В 1939 году фашисты оккупировали Чехословакию. В Праге Николай Онуфриевич лишился работы, поэтому в конце 1941 года он принял предложение Братиславского университета занять кафедру философии. После вступления в Братиславу Красной армии Лосский переехал во Францию, а в 1946 году — к своему сыну Андрею в США. Проживал в городе Нью-Хейвене, работал в библиотеке Йельского университета над книгами по русской теме, в частности, над книгой «Характер русского народа», изданной «Посевом» в 1957 году. Кроме того, преподавал философию и историю русской философии в Свято-Владимирской духовной академии Нью-Йорка.

В 1952 году получил американское гражданство. Переехав вместе с сыном в Лос-Анджелес, продолжал писать статьи и готовить к изданию последние книги. После внезапной смерти старшего сына Владимира в 1958 году состояние его здоровья резко ухудшилось.

С 1960 года Лосский проживал во Франции, после перенесенной в 1961 году операции находился на попечении в Русском доме Сент-Женевьев-де-Буа, физические и духовные силы его таяли…

Скончался Николай Онуфриевич Лосский 24 января 1965 года. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, рядом с сыном Владимиром.

См. публикации Н.О.Лосского в каталоге библиотеки Дома русского зарубежья.

Источники:

Лосский Н.О. Воспоминания: жизнь и философский путь. М.: Русский путь, 2008.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок