60 лет со дня кончины В.Д.Савицкого

12 февраля 2023 года — 60 лет со дня кончины Вячеслава Дмитриевича Савицкого (17.03.1880, Екатеринодар, Кубанская область, Российская империя – 12.02.1963, Лос-Анджелес, США), генерал-майора (был произведен в этот чин Кубанской законодательной радой), участника Белого движения и «Ледяного» похода на Юге России, актера. После Оренбургского кадетского корпуса Савицкий учился в Санкт-Петербургском технологическом институте, но его не окончил. По завершении первого курса поступил в Николаевское кавалерийское училище и, блестяще его окончив, был выпущен хорунжим в Кубанский казачий дивизион в Варшаве, откуда перешел в Собственный Его Императорского Величества конвой — подразделение гвардии, осуществлявшее охрану царской особы. Основным ядром конвоя были казаки из Терского и Кубанского казачьих войск. В конвое также проходили службу черкесы, ногайцы, другие горцы-мусульмане Кавказа, азербайджанцы (команда мусульман, с 1857 года — 4-й взвод Лейб-Гвардейского Кавказского эскадрона), грузины, крымские татары, другие народности Российской империи. Официальной датой основания конвоя считается 18 мая 1811 года, а праздником конвоя — 17 (4 по старому стилю) октября, День святого Иерофея. В этот день в 1814 году в битве при Лейпциге Лейб-Гвардии Казачий полк спас государя Александра I от плена, разметав в тяжелейшем бою кирасиров Наполеона Бонапарта (подробно об этом событии см. в нашем Календаре, в статье об И.И.Сагацком от 8 января 2022 года). Этот подвиг положил начало Собственному Его Императорского Величества конвою (Черноморская сотня Лейб-Гвардии Казачьего полка послужила ядром будущего конвоя). Савицкий накануне революции занимал в конвое должность командира сотни. В 1917 году ему было присвоено звание есаула. В марте 1917 года, после отречения Государя от престола, конвой был переименован в Конвой Верховного главнокомандующего, а вскоре по приказу генерал-лейтенанта Корнилова переименован в Лейб-Гвардии Кавказский казачий полк и отправлен в действующую армию с включением в 3-ю Гвардейскую кавалерийскую дивизию.

Но уже осенью 1917 года Савицкий был избран казаками в Кубанскую краевую раду. Зимой 1918 года он назначается советником Кубанского войскового правительства, участвует в Первом Кубанском («Ледяном») походе. 25 марта 1918 года за отличия Вячеслав Дмитриевич получил звание полковника. После освобождения Кубани от большевиков Савицкий вошел в Кубанское краевое правительство Л.Л.Быча. Осенью 1918 года после взятия Краснодара ему было присвоено звание генерал-майора. Однако через несколько месяцев он подал в отставку. А в начале 1919 года Краевая рада включила Савицкого в состав заграничной делегации на Версальскую мирную конференцию, проходившую в Париже, где он и остался, став эмигрантом. В декабре 1919 года генерал-майор был исключен из списков Войска Кубанского.

Вячеслав Дмитриевич был женат на Марии Павловне, имел дочь Ольгу 1916 года рождения.

В Париже Савицкий зарабатывал на жизнь джигитовкой. Наибольшее распространение джигитовка получила у казаков в ХIХ веке. В Уставе строевой казачьей службы, изданном в 1899 году говорится, что «цель джигитовки состоит в развитии в казаке смелости и ловкости, а потому джигитовка необходима для каждого казака». Согласно Уставу, джигитовка разделяется на обязательную для всех казаков и вольную. К обязательной джигитовке относились: стрельба с коня и рубка чучел, поднимание предметов с земли и подъем на коня пешего товарища, увоз раненого одним или двумя всадниками, соскакивание и вскакивание на коня на карьере (очень быстром темпе бега лошади, стремительном аллюре без разбега, отсюда пошла пословица с места в карьер; во французском языке слово carriere означает и карьер лошади и ипподром). К упражнениям вольной джигитовки относились скачки с пикой, умение положить коня на карьере, скачка о дву-конь и три-конь с пересадкою с одной лошади на другую, скачка группами, скачка стоя, скачка вниз головою, переворачивание на карьере лицом назад и скачка сидя задом наперед, расседлывание коня на скаку.

Есть сведения, что в Париже в 1920-е годы генерал-лейтенант А.Шкуро подал идею объединить всех казаков и дать им работу, которая прославила бы их на весь мир. Он нашел связи и вышел на банкира и дипломата сирийского происхождения Саказана, который выделил два миллиона франков для подготовки ансамбля, состоящего из 50 джигитов, такого же числа трубачей и 100 песенников. Купили лошадей, заказали седла, для всех пошили черкески: красные — для трубачей, синие — для песенников, синие и белые (по два комплекта) — для джигитов. Весь ансамбль был в белых папахах. Хор трубачей и хор песенников состоял почти полностью из офицеров Добровольческой армии, джигиты были казаками, в основном кубанскими. Расходы на эту идею были колоссальными. Хором песенников руководил Терского войска полковник Лавров, бывший офицер Собственного Его Императорского Величества конвоя. Всей хозяйственной частью, заказами на седла и обмундирование заведовал генерал-майор Савицкий. «Мало было Парижа широкой душе Саказана, — пишет Ф.Елисеев. — …Вся группа была переброшена в Англию. Расчет оказался неверный. Громоздкая организация не выдержала расходов, и Саказан вернул ее в Париж и распустил. <…> Но слава о казачьем выступлении докатилась и до богатой Америки» (Памяти шефа джигитов есаула С.В.Панасенко // Родимый край: Орган общеказачьей мысли (Париж). 1970. № 86).

В начале 1926 года часть музыкантов и танцоров, примерно 50 человек, под началом генерал-майора В.Д.Савицкого прибыла в США. Там они рассредоточились и занялись, кто чем. В своих воспоминаниях «Джигитовка казаков по белу свету» полковник Ф.И.Елисеев рассказал о них подробно.

А Вячеслав Дмитриевич Савицкий, поселившись в Нью-Йорке, сначала служил официантом в ресторане, однако через некоторое время попробовал себя в кино. В Голливуде ему не отказали, там он консультировал режиссеров, например, Джозефа фон Штернберга на съемках фильма «Закат славы» (Crépuscule de Gloire, 1929), и снимался в кино в ролях второго плана в фильмах о русской жизни, взяв творческий псевдоним Сэм Савицкий.

Первую роль на экране он сыграл в 46-летнем возрасте на студии MGM в фильме датского режиссера Бенджамина Кристенсена «Пародия» (Mockery, 1927). Причем, только Сэм Савицкий вместе с Михаилом Висаровым были русскими в этом фильме, рассказывающем о Гражданской войне в России. Остальные «русские» в фильме — американцы. Одним из двух художников-постановщиков фильма был трижды оскароносный Александр Толубов.

На следующий год Савицкий снялся на студии Paramount Pictures в фильме того же Джозефа фон Штернберга «Последний приказ» (The Last Command, 1928). Эта роль тоже была без записи в титрах, на все еще модную в те годы русскую тему, однако в отличие от выше упомянутого датчанина, австрийский режиссер решил привлечь в кадр побольше настоящих русских эмигрантов. Поэтому в этой кинокартине снялись также Николай Сусанин, Михаил Висаров, Александр Иконников и Николай Кобылянский. Последний был еще и историческим консультантом.

Только в третьей по счету кинокартине Савицкого было написано его имя в титрах — в исторической драме американского режиссера немецкого происхождения Эрнста Любича (Ernst Lubitsch) «Патриот» (The Patriot, 1928). И снова фильм на русскую тему, а в актерском составе — опять несколько русских эмигрантов: Вера Воронина, Сэм Савицкий, Александр Иконников, Николай Кобылянский.

Общая фильмография Сэма Савицкого как актера в большом кино насчитывает 61 роль и пять ролей на телевидении. Савицкий, как и другие русские эмигранты, в кино был исполнителем характерных ролей. Но, кроме русских и казачьих типажей, Сэм прославился еще и ролями в американских фильмах-вестернах на тему истории Дикого Запада, куда его довольно часто приглашали. В начале 1930-х годов Савицкого даже причисляли к местным голливудским кинозвездам. Его актерская карьера продолжалась 34 года (1927–1960), такое большое количество ролей, как у него — довольно редкое явление. Помимо уже упомянутого фильма «Патриот», наиболее известен Савицкий зрителям по следующим кино- и ТВ-проектам: приключенческий фильм «Профессиональный солдат» (Professional Soldier, 1935, студия 20th Centure Fox), военная музыкальная драма Григория Ратова «Песнь о России» (Song of Russia, 1944), вестерн «Карсон Сити» (Carson City, 1952, студия Warner Bros.), телесериал в жанре шпионской драмы для канала NBC «За закрытыми дверями» (Behind Closed Doors, 1958–1959) и другие. Последние роли Савицкого на большом экране были эпизодическими, без записи его имени в титрах, в двух фильмах, где он играл в возрасте 78 лет в 1959 году: историческая драма по пьесе Макса Рейнхардта «Чудо» (The Miracle, студия Warner Bros.) и фильм «Нет имени на пуле» (No Name on the Bullet; кроме Сэма Савицкого, русские в фильме не снимались, зато одним из двух художников-постановщиков был известный Александр Голицын, а оператором-постановщиком — Гарольд Липштейн, родившийся в Российской империи). В 1960 году Савицкий снялся в 13-серийном телесериале «Тейт» (Tate) в жанре вестерн для вещательной сети NBC, в серии «Летальная гордость» (A Lethal Pride), с записью в титрах.

Вячеслав Дмитриевич Савицкий, он же Сэм Савицкий, скончался 12 февраля 1963 года в Лос-Анджелесе на 81 году, не дожив месяц до своего 82-летия.

Источники:

1. Савицкий Вячеслав Дмитриевич // База данных и фотоархив офицеров и формирований Русской императорской армии начала ХХ века «Офицеры РИА». Дата обращения: 07.02.2023. 

2. Незабытые могилы [Некролог В.Д.Савицкого] // Часовой (Брюссель). 1963. Апр. № 443. С. 26.

3. Стрелянов П. 100-летие С.Е.И.В. Конвоя. Офицеры [: Фотоматериалы] // Sammler.ru: Форум по фалеристике. Дата публикации: 04.04.2021. Дата обращения: 07.02.2023.

4. Сэм, но не дядя // КиноБлог и проект RU КиноСтарз®. Дата публикации: 14.01.2022. Дата обращения: 07.02.2023.


В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок