90 лет со дня кончины Н.М.Давыдовой

28 марта 2023 года — 90 лет со дня кончины Наталии Михайловны Давыдовой (урожд. Гудим-Левкович; 20.09.1875, Киев, Российская империя – 28.03.1933, Париж, Франция), живописца, графика, коллекционера, организатора народного художественного промысла в России. Отец, Михаил Васильевич, из старинного дворянского рода сербского происхождения, был статским советником и одним из учредителей Киевского общества поощрения художеств. Мать, Юлия Николаевна (урожденная Бахметьева), была землевладелицей и создательницей одной из самых успешных кустарных мастерских в Новороссии. Она собрала огромную коллекцию вышивок и ковров, зарисовав целые тома орнаментов и организовав в своем имении Зозово вышивальную мастерскую. Свою влюбленность в народное искусство она передала дочери Наталии, которая, выйдя замуж за внука декабриста В.Л.Давыдова князя Дмитрия Львовича, породнилась с многочисленными дворянскими родами, такими как Раевские, Лопухины, Чайковские и так далее. Дмитрий Львович тогда владел имением Каменка в Киевской губернии и был председателем местного дворянского собрания.

Окончив Киевское художественное училище, Наталия Давыдова по примеру матери занялась развитием народных промыслов. Еще в 1893 году в отделе художественно-промышленных изделий «Мира искусства» экспонировались на выставке произведения по ее рисункам. В 1900 году она организовала мастерскую кустарного труда в селе Вербовка Каменского уезда Киевской губернии, в которой трудились около 30 вышивальщиц. Когда в конце 1904 года открылся Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича с большим этнографическим отделом, артель в Вербовке стала непосредственно сотрудничать с ним. Директор музея, известный историк искусства Н.Ф.Беляшевский, часто бывал в Вербовке, посылал Давыдовой для работы образцы из собрания музея, оказывал всякого рода исторические консультации. В 1906 году Давыдова была избрана председателем Киевского кустарного общества, которое содействовало в Черниговской, Волынской, Киевской, Подольской, Полтавской губерниях в организации специальных школ, мастерских, выставок народных промыслов. В том же году работы артели были показаны на первой Южнорусской выставке прикладного искусства и кустарных изделий в Киеве. Их сразу оценили, особенно художники. М.В.Нестеров даже включил ряд вышивок Вербовки в экспозицию выставки своей живописи в Петербурге и Москве (1907). А уже к 1909 году, когда в Киеве прошла вторая кустарная выставка, изделия ее мастерской были отмечены серебряной медалью.

Наталия Давыдова принадлежала к тому культурному слою знатных людей, который считал своей святой обязанностью и долгом всячески охранять, поддерживать и развивать народное искусство. В их домах и имениях хранились огромные собрания предметов народного творчества, все они руководили созданными ими артелями, субсидировали археологические раскопки, устраивали выставки, организовывали музеи. «Вербовка» стала мастерской, где возрождали многие, почти утраченные вышивальные традиции. Давыдова вначале сама, а потом и присоединившаяся к ней подруга по училищу художница Александра Экстер, предпринимали экспедиции по разысканию старинных крестьянских вышивок, литургического шитья, предметов ткачества. Найденное ими тщательно изучалось, классифицировалось и служило крестьянкам Вербовки образцами для творчества. Но их им надлежало не просто копировать, а еще и варьировать потом канонические мотивы, развивать их и сопрягать с современными формами — в разных подушках, сумках, поясах. Все это происходило под руководством Давыдовой и Экстер, проводившей порой в Вербовке целое лето. Особенностью вербовской артели было то, что ею руководили профессиональные художники, а потому все, что делалось крестьянками, менее всего напоминало поточную продукцию. Изделия из Вербовки сразу же привлекли к себе внимание особой изысканностью и высокой артистичностью. Оценили их и исследователи-этнографы, потому что и Давыдова, и Экстер тогда проявляли всегда редчайшую деликатность по отношению к традициям, их в Вербовке ни в коем случае не деформировали и не искажали, лишь раскрывали в них все новые и новые возможности и перспективы.

В 1910-е годы артель Давыдовой начала модернизироваться. Мастерскую переоборудовали по последнему слову техники, а в июне 1914 года, возвратившись, как всегда, на лето из Парижа в Киев, А.Экстер по просьбе Наталии Давыдовой станет руководить вышивальной артелью в Вербовке, а с 1917 года ее место займет К.Малевич. И с этого момента «Вербовка» — уже не просто один из малороссийских кустарных центров, она — лаборатория авангардного искусства. В этом буквально через год убедятся абсолютно все, когда в ноябре 1915 года в московской галерее Лемерсье состоится «Выставка современного декоративного искусства “Вышивки и ковры по эскизам художников”». Она мало чем напоминала прежние выставки вербовчан, из них в экспозиции был представлен один только народный умелец Евмений Пшеченко. Все остальные — художники, к тому времени хорошо известные по многим авангардным выставкам: Ксения Богуславская, Казимир Малевич, Иван Пуни, Александра Экстер, Георгий Якулов и другие. А «Вербовка» становилась все более авангардной, благодаря руководящей ею Александре Экстер, сыгравшей главную роль в ее переориентации с народного на современное искусство. На одной из сохранившихся фотографий экспозиции можно рассмотреть эскиз подушки К.Малевича с абсолютно супрематической композицией. Известно, что к супрематизму К.Малевич обратился еще весной 1915 года, поэтому возникает вопрос, не было ли это дебютом супрематизма, а не выставкой декоративного искусства и не являлось ли занятие прикладным искусством одним из стимулов развития упрощенной абстракции супрематизма? Пройдет немногим больше месяца, и «Вербовка» вновь заявит о себе на «Выставке художественной индустрии», открывшейся в той же галерее Лемерсье в конце декабря 1915 года. На этот раз Экстер совсем не включит в экспозицию работы народных мастеров, да и сами по себе вышивки окажутся далеко не главными в ней и совсем немногочисленными. Сейчас для Экстер было важно другое: воплотить принципы беспредметных композиций в цветовом решении. Надо сказать, ее новаторство было воспринято критикой далеко не однозначно. В вину ставились резкость и непривычность цветовых акцентов и сочетаний…

Декабрь 1917 года завершил историю «Вербовки». Когда-то казалось, что идеи Давыдовой многое обещают, многое открывают, невероятно богаты и никогда не иссякнут. Но события распорядились иначе. Они разрушили все: и идею «Вербовки», и саму артель, и дом, и судьбу Наталии Давыдовой. В начале 1918 года уезжают в Константинополь, а затем во Францию ее муж Дмитрий Львович Давыдов и старшие сыновья Денис и Василий. Наталия Михайловна вынуждена остаться в Киеве с больной матерью и младшим тринадцатилетним сыном Кириллом. Из Киева даже до Вербовки доехать непросто. За целый год удалось побывать там лишь однажды. Тем не менее она участвует в преобразовании Строгановского художественно-промышленного училища в Государственные свободные художественные мастерские в Москве, а позже — в создании Музея художественной культуры в Петрограде. Артель в селе сохранялась до революции, а потом, после революции, имение и мастерская Давыдовой были разграблены и все коллекции сгорели.

В конце 1919 года, воспользовавшись отступлением большевиков, Наталия Давыдова принимает решение об отъезде. В ноябре она уже в Одессе в поисках младшего сына Кирилла, вступившего в Добровольческую армию в 14 лет. Здесь Давыдова задержалась почти на полтора года. Сначала сотрудничала в Студии Экстер, а после отъезда подруги в Киев бралась за любую работу: делала плакаты, красила декорации в одесских театрах, оформляла красноармейские клубы. И — готовилась к отъезду. В Одессе уже не было никаких кораблей, вывозивших беженцев. Однако Наталия Михайловна принимает решение возвратиться вместе с Кириллом в Киев, а оттуда по вызову своего друга польского композитора Шимановского уехать в Варшаву. Но планам ее не суждено было сбыться. В 1920 году она была арестована ЧК вместе с сыном. Кирилл умер в Лукьяновской тюрьме в Киеве, а Наталия Михайловна была освобождена из нее в 1921 году и переехала сначала в Германию.

Находясь в Берлине, Давыдова скажет своим коллегам-художникам, что «Вербовку» почти все поняли неверно, будто цель ее была только в сумочках и зонтиках. Смысл же был в другом: в соединении народного искусства и искусства левого, беспредметного. И что, если бы всё продолжалось, как задумывалось, то на ее выставках всегда были бы равноправно представлены и крестьяне, и профессиональные художники. А они этого не хотели, тот же Малевич и другие не хотели.

Первое время в Берлине она занималась только книгой «Полгода в заключении» (1924), думала, что, написав ее, избавится от прошлого, отдалит его от себя. Вскоре в Берлине окажется высланный из России на «философском пароходе» ее кузен — Николай Бердяев. Именно он в какой-то мере вернет Давыдову к жизни. Она станет встречаться с К.Богуславской и И.Пуни (недавними участниками выставок «Вербовки»), разыщет Александра Архипенко, увидится с Л.Лисицким, по рекомендации Шимановского познакомится с П.Челищевым. И даже станет участвовать в выставках, только теперь это будут не вышивки и не эскизы, а куклы.

В 1924 году, после окончания книги, Давыдова переедет в Париж. Сложилось так, что больше она уже не жила вместе с мужем, редко видела сыновей Василия и Дениса. Старалась работать, но никак не могла найти себя, правда, в 1925 году ей все же удалось открыть свою мастерскую. И первые изделия были встречены довольно благосклонно. Работой в мастерской Давыдова пыталась спастись от депрессии. Иногда она ненадолго отступала, но потом настигала ее с новой силой, и тогда она писала своему другу Шимановскому, вспоминая его концерты и… Вербовку… Вербовку. В ночь на 28 марта 1933 года, приняв огромную дозу барбитуратов, Наталия Михайловна скончалась. В руке она держала фотографию младшего сына Кирилла, погибшего в застенках ЧК.

Парижская газета «Возрождение» от 29 марта 1933 года (№ 2857) поместила следующее сообщение: «Наталия Михайловна Давыдова, урожденная Гудим-Левкович, тихо скончалась 28 марта, о чем сообщают сыновья покойной. Панихида на дому, 6, rue Massenet, сегодня, в 12 часов 30 минут дня и в церкви на rue Daru в 8 часов 30 минут вечера. Заупокойная литургия и отпевание состоится в четверг 30 марта, в 9 часов 30 минут в храме на rue Daru».

Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (по другим сведениям, на кладбище Кокад в Ницце).

К сожалению, художественное наследие Н.М.Давыдовой почти не сохранилось. В рамках проекта «Вербовка-100» восстановлено всего несколько вещей по эскизам Наталии Михайловны.

Источники:

Коваленко Г.Ф. Наталия Давыдова и ее «Вербовка» // Академик Императорской Академии Художеств Николай Васильевич Глоба и Строгановское училище / Отв. ред. и составитель Т.Л.Астраханцева. М.: Индрик, 2012. С. 81–92.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок