75 лет со дня кончины А.А.Арапова

25 сентября 2023 года — 75 лет со дня кончины Алексея Алексеевича (Алексея-Поля) Арапова (19(06).12.1905, Санкт-Петербург, Российская империя – 25.09.1978, Южный Эшбернхэм, США), живописца, театрального художника, иконописца. Из дворян. Отец, Алексей Борисович, статский советник, доктор медицины, был военным врачом-хирургом, имел звание генерал-майора. Когда родился сын, он возглавлял подразделение Красного Креста на фронте Русско-японской войны. В 1909 году семья Араповых переехала из Петербурга в Саратов в связи с переводом главы семейства на новое место службы — в Саратовскую железнодорожную больницу. Работая в больнице, Алексей Борисович состоял экстраординарным профессором Саратовского Императорского Николаевского университета, был активным скаутом, возглавлял скаутский отряд города. Первыми скаутами отряда стали дети Алексея Борисовича. Занятия скаутов вначале проходили на дому у Араповых, вполне возможно, еще до 1915 года. Скауты этого отряда на сборах изучали приемы первой медицинской помощи, способы оказания добрых услуг, много ходили в походы за город, занимались в том числе ориентированием на местности. Увлекались они также постройкой моделей аэропланов, планеров. В Первую мировую войну Алексей Борисович служил главным врачом санитарного отряда на фронте, награжден орденами Святого Станислава 2-й и 3-й степени, Святой Анны 2-й степени, Святого Владимира 4-й степени, знаком Красного Креста. Но революцию не пережил, его не стало 3 августа 1918 года. Мать, Екатерина Анатольевна (урожденная Толстая, племянница Л.Н.Толстого), была одной из первых женщин — глазных хирургов.

Детство и юность Алексея Арапова-младшего прошли в Саратове. С малых лет его обучали дома французские и немецкие гувернантки, а позже преподаватели, которые подготовили мальчика к гимназии, куда он поступил в 1916 году. Через два года гимназию закрыли большевики (1918). Лето обычно он проводил в имении Толстых Пожура под Ковно, отдыхал он также на Рижском взморье и в Крыму. А в 1912 году Алексей с матерью и сестрой Анной побывали в Германии, Австрии и Швейцарии, посетили там множество музеев.

В тяжелые революционные годы, спасаясь от голода, Алексей Арапов проживал в Немецкой колонии в селе Гоффенталь близ Саратова. Судьба свела его там с художником Гансом вaн Берглером, немецким военнопленным, ставшим позднее профессором Академии изящных искусств в Вене. Первые уроки живописи Арапов получил у него во временной школе, организованной беженцами. В 1921 году Алексей поступил в Художественно-практический институт в Саратове, учился станковой живописи в мастерской В.М.Юстицкого, одного из самых ярких представителей авангардного движения в Саратове. О саратовском периоде Арапова мало что известно. Только однажды он успел выступить в группе молодых художников на выставке Саратовской школы живописи в апреле 1923 года, перед самым отъездом в Москву, представив три свои работы, причем все три были эскизами: «К автопортрету», «К портрету» и «Скачки». Также из полотен саратовского периода Арапова четыре его картины находятся в Саратовском государственном художественном музее им. А.Н.Радищева.

С 1923 года Арапов работал художником-оформителем в Москве: проектировал мебель для Клуба им. Я.М.Свердлова (Рабочий клуб) в Кремле, писал агитационные плакаты и парадные портреты для театров, клубов и праздников. В те же годы он проявил себя и как театральный художник, в частности, создавал эскизы декораций и костюмов для авангардного театра Н.М.Фореггера.

В 1924 году в ноябре Арапов уехал из Москвы в Варшаву как художник, нанятый театром «Кривое зеркало» (Faux Miroir) для пропагандистского тура, да так и не вернулся в Советский Союз. В Польше театр «Кривое зеркало» был расформирован, и Алексей Алексеевич вынужден был работать на заводах, чтобы иметь возможность покупать художественные материалы.

В 1925 году он отправился в Париж и осел там на пять лет. Поначалу зарабатывал на жизнь, расписывая платки, со временем познакомился с русскими художниками М.Ларионовым, Н.Гончаровой, И.Зданевичем, И.Пуни и А.Ланским, поэтами В.Парнахом и Б.Поплавским. Последний, кстати, посвятил Арапову стихотворение «Ангелы ада».

Алексею Арапову

Мне все равно, я вам скажу: я счастлив.
Вздыхает ветер надо мной, подлец,
И солнце, безо всякого участья,
Обильно поливает светом лес.

Киты играют с кораблями в прятки,
А в глубине таится змей морской.
Трамваи на гору взлетают без оглядки.
И дверь стучит, как мертвецы доской.

А дни идут, как бубны арестантов,
Туда, где кладбище трефовое лежит.
Сидят цари, как толстые педанты,
Валеты держат палки и ножи.

А дамы — как красивы эти дамы!
Одна — с платком, соседняя — с цветком,
А третья — с яблоком, протянутым Адаму,
Застрявшим в глотке — нашим кадыком.

Они, шурша, приходят в дом колоды.
Они кивают с веера в руке.
Они приносят роковые моды —
Обман и яд в оранжевом чулке.

Шумят билетов шелковые юбки,
И золото звенит, как поцелуй.
Во мгле горят сигары, очи, трубки.
Вдруг выстрел! — как танцмейстер на балу.

Стул опрокинут. Черви уползают,
Преступник схвачен в ореоле пик,
А банкомет под лампой продолжает
Сдавать на мир зеленый цвет и пыль.

1926

В течение пяти лет, которые Алексей Алексеевич проживал в Париже, он успешно участвовал в нескольких коллективных выставках русских художников: в «Осеннем салоне» (1926), «Салоне Независимых» (1928) и в парижских галереях Гиршмана (Hirshman, 1929), Зака (Zak, 1930), L’Époque (1931) и в ряде совместных выставках с П.Пикассо, П.Бонаром и А.Модильяни. Его портрет родителей, представленный в 1926 году, был отмечен художественным критиком Робертом Ревом как одно из самых интересных открытий выставки.

Алексей Алексеевич активно готовился к первой своей персональной выставке, для нее он создал 30 полотен. Она проходила в 1927 году в галерее М.Анри (M.Henri) (улица Булар, 34). Эта его первая персональная выставка имела небывалый успех и хорошую прессу. А самое интересное то, что Арапов стал единственным из русских художников Монпарнаса, чья персональная выставка была полностью распродана.

В 1928 году он участвовал в русском отделе экспозиции «Современное французское искусство» в Москве, провел персональную выставку в галерее Percier, а летом побывал в имении Толстых в Литве для свидания с матерью, оказавшегося последним (мать вернулась в СССР, умерла в Ленинграде в 1943).

В июне 1929 года на стажировке в Сорбонне Алексей Арапов познакомился с американкой Кэтрин Грин, из семьи состоятельных католиков, в июле в Биаррице состоялась их помолвка, а 9 сентября они венчались в церкви Мадлен в Париже. Проведя последнюю персональную выставку в 1930 году во Франции в галерее Ch.-A.Girard, Алексей Алексеевич переехал к жене в Бостон.

В период с 1931 по 1934 год, проживая в Америке, художник создавал скульптурные композиции и занимался живописью. В марте 1934 года Арапов принял католичество и с тех пор регулярно причащался и посещал мессы. Жил он в Бостоне, писал пейзажи Северного побережья Америки, создавал зарисовки и портреты членов своей семьи, но все больше склонялся к живописи религиозного содержания. В 1935 году на своей выставке в галерее Grace Horne в Бостоне он впервые показал эскизы к серии «Крестный путь» (14 картин).

19 ноября 1937 года Алексей Алексеевич стал гражданином США.

В 1938 году выставки работ Арапова прошли в Музыкальной консерватории в Новой Англии и в собственной его мастерской, где были показаны картины на религиозную тему. Последние десять лет жизни он практически полностью посвятил себя религиозному искусству: читал лекции и писал статьи, а также занимался исследованием византийской иконы, увлекся возрождением техники древнерусской иконы, изучал философию и теологию и работал преимущественно как иконописец, лишь изредка обращаясь к пейзажу и портрету.

Задуманный им проект организации Общества духовного искусства с галереей и мастерской, где с помощью учеников он мог бы завершить большие полотна, так и не был полностью реализован.

Алексей Алексеевич Арапов погиб в автомобильной аварии 25 сентября 1948 года недалеко от Бостона по дороге на утреннюю мессу в Южный Эшбернхэм.

В 1952 году ретроспективная выставка художника русского авангарда состоялась в бостонском Музее изящных искусств. В 1967 году выставка религиозных картин А.Арапова прошла в университете Фордхэн в Нью-Йорке.

Алексей Арапов имел шестерых детей: трех дочерей и трех сыновей. В 1978 году жена художника, Кэтрин Грин-Арапова, опубликовала свои воспоминания. Его дочь, Мэри Арапова, стала певицей, исполнительницей русских духовных, лирических и народных песен, основательницей «Русского лирического трио» (2000) и студенческого «Рублевского хора». Ее выступления часто сопровождались выставками религиозной живописи отца.

Источники:

1. Арапов Алексей Алексеевич (Алексей-Поль) // Искусство и архитектура русского зарубежья: интернет-сайт. Дата публикации: 12.12.2011. Дата обращения: 21.09.2023.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок