160 лет со дня рождения А.И.Зилоти

9 октября 2023 года — 160 лет со дня рождения Александра Ильича Зилоти (09.10(27.09).1863, имение Знаменское Козловского уезда Тамбовской губернии, Российская империя – 08.12.1945, Нью-Йорк, США), пианиста, дирижера, редактора, педагога, музыканта-просветителя. Предками Зилоти считаются греки, осевшие в княжестве Молдова в давние времена. Родоначальником называют Штефана Великого, выдавшего свою дочь за сына русского царя Ивана III. Когда в Бессарабии формировалось дворянское сословие в начале XIX века, дед Александра, землевладелец Матвей Антонович Зилоти, подал прошение о пожаловании ему потомственного дворянства и внесении его в родословную книгу тех мест. А его сын, отец Александра, Илья Матвеевич, в свою очередь, просил Бессарабское депутатское собрание перечислить его из дворянства Бессарабии в дворян Харьковской губернии.

Наверное, поэтому информация о том, что Александр Зилоти родился в Харьковской губернии встречается повсеместно. Однако тамбовские краеведы доказали, что мальчик родился в имении матери Знаменское, находившемся в Козловском уезде Тамбовской губернии. Крестили его там же в Знаменской церкви, построенной Василием Баженовым в 1743–1745 годах, названной в честь иконы Божьей Матери «Знамение». Крестными были Александр Аркадьевич — дядя С.В.Рахманинова, родной брат его отца, и бабушка великого композитора Варвара Васильевна Рахманинова.

Отец Александра неоднократно избирался предводителем дворянского уезда, был председателем Старобельской земской управы. Мать, Юлия Аркадьевна, урожденная Рахманинова, старшая сестра отца С.В.Рахманинова, получила прекрасное музыкальное образование, обладала красивым низким голосом, любила петь романсы. Да и дед Александра, Аркадий Александрович Рахманинов, не был лишен музыкальных талантов, превосходно играл на рояле, сочинял музыку, собирал народные песни.

Почти все детство мальчика прошло в имении матери. Когда ему исполнилось 10 лет, родители решили отдать его в военное учебное заведение в Москве, тем более что дворянские дети могли учиться там бесплатно (1873). Александр успешно сдал экзамены, но в самый последний момент отец и мать надумали показать его еще и Н.С.Звереву, профессору Московской консерватории. Оценив способности мальчика, Николай Сергеевич убедил родителей отдать сына на обучение в Консерваторию (в будущем Александр Зилоти убедит родителей Сергея Рахманинова сделать то же самое).

Поступив на младшее отделение консерватории, Александр стал заниматься у Николая Сергеевича Зверева. В 1876 году он перешел на старшее отделение, в класс Николая Григорьевича Рубинштейна, бывшего одновременно и директором, и педагогом консерватории, а также руководителем концертных и оперных постановок, председателем Московского отделения Императорского Российского музыкального общества (ИРМО) и дирижером симфонических концертов. На старшем отделении Зилоти стал одним из лучших учеников консерватории. А какие у него были преподаватели! Гармонии он учился у П.И.Чайковского (обучение перерастет в крепкую дружбу), по контрапункту — у С.И.Танеева, по теории музыки — у Н.А.Губерта.

Первое его публичное выступление состоялось 25 октября 1880 года с симфоническим оркестром под управлением Н.Г.Рубинштейна, он исполнял первую часть его Первого концерта. Это выступление не было плановым. Зилоти в этот вечер пришлось заменить заболевшего солиста Эдмунда Нейперта, поэтому о своем участии он узнал только в день выступления. Но с задачей справился, сыграв Концерт блестяще.

В 1881 году произошло трагическое событие — скончался Н.Г.Рубинштейн. Предчувствуя скорую свою кончину, он советовал Александру не переходить к другому педагогу, а сразу держать выпускной экзамен. Александр так и сделал. Он тогда играл «от себя» «Исламея» Балакирева и «Пляску смерти» Листа. В 1882 году Зилоти окончил полный курс консерватории со званием свободного художника и малой Золотой медалью.

В 1883 году Александр Ильич по завету Рубинштейна отправляется в Веймар совершенствовать свое мастерство у Ференца Листа. Скорее всего, именно Лист заложил у него основы музыкального просветительства, потому что великий венгр верил в силу искусства, которое способно влиять на людей и бороться со злом. Именно под влиянием Листа сформировались художественные принципы Зилоти-музыканта. Занятия вскоре переросли в дружбу: «золотиссимус» — так ласково называл Лист своего воспитанника. А Зилоти стал талантливейшим «листианцем». В память своего учителя он организует в 1885 году общество Ф.Листа в Веймаре.

С 1887 года Александр Ильич ведет жизнь «свободного художника». В том же году он женится на Вере Павловне, старшей дочери купца и мецената Павла Михайловича Третьякова. Известно, что Павел Михайлович не считал профессию своего будущего зятя серьезной и выбор дочери не одобрял. Однако изменил свое мнение, когда Танеев, возглавлявший тогда Консерваторию, пригласил Зилоти на профессорскую должность по классу фортепиано. Несмотря на короткий период его преподавания в консерватории (1888–1891), именно класс Зилоти привлекал наиболее талантливую молодежь того времени. Среди его учеников — С.В.Рахманинов, К.Н.Игумнов, А.Б.Гольденвейзер.

Покинув педагогическое поприще, Александр Ильич уезжает за рубеж на десять лет. Постоянно и успешно концертируя в Германии, Англии, Бельгии, Франции, Швейцарии, Америке, Зилоти, по сути, поставил перед собой главную цель — пропаганду отечественной музыки. И ему удалось покорить капризную западную публику русской музыкой Рахманинова, Чайковского, Глазунова, Лядова, Рубинштейна, Балакирева, Танеева, Направника и так далее…

В 1900 году Зилоти возвращается в Россию, горя желанием заниматься музыкальным просветительством. В это же время дирекция ИРМО приглашает Александра Ильича на должность главного дирижера Московского филармонического общества (МФО). За два сезона работы в Обществе, он сумел существенно обновить репертуар московских концертов, привлекая многих музыкантов к работе в МФО.

Еще во время пребывания за рубежом Зилоти успешно выступал и как дирижер, но полного размаха эта его деятельность достигла в России. Оставив в 1903 году МФО, музыкант с семьей, в которой к тому времени было уже шестеро детей — Александр, Иван, Вера, Оксана, Лев, Кириена, переезжает в Петербург.

Именно в Петербурге Александр Ильич приступает к организации дела всей его жизни в России — антрепризы «Концерты А.Зилоти», которая просуществовала вплоть до 1918 года. Помимо абонементных симфонических и камерных концертов, в которых участвовали известные европейские и отечественные знаменитости, такие как пианисты А.Корто, И.Гофман, В.Сапельников, Ф.Блуменфельд, С.Рахманинов, С.Прокофьев; скрипачи Ж.Тибо, Э.Изаи, Дж.Энеску, Л.Ауэр; виолончелисты П.Казальс, А.Брандуков; вокалисты Ф.Шаляпин, Л.Собинов, Н.Забела-Врубель, А.Нежданова, М.Гай и другие музыканты, «Концерты А.Зилоти» давали возможность слушателям познакомиться с еще не известными произведениями начинающих композиторов, таких, например, как М.Гнесин, С.Прокофьев, И.Стравинский. В их судьбах заслуга Зилоти неоценима. «Когда Зилоти помогал нам, молодым композиторам, — писал Михаил Фабианович Гнесин, брат известных сестер Гнесиных, основателей Московского музыкального училища, — он делал все для того, чтобы “протолкнуть” написанное сочинение в жизнь. Даже если ему лично оно не особенно нравилось… <…> Необыкновенно характерно для Зилоти: помощь оказывать надо, где и когда можно, но знать об этом не должен никто, и благодарить тоже нельзя. Удивительный человек!» (Цит. по: [1]. С. 137).

Зилоти давал десятки концертов, пропагандируя творчество молодых. Благодаря природному чутью распознавать таланты с первого взгляда, он сумел открыть для России музыку зарубежных композиторов Шоссона, Регера, Дебюсси, Равеля. Его концерты проходили в зале Дворянского собрания, в Большом и Малом залах Петербургской консерватории, в Мариинском театре. Александр Ильич видел свое назначение в том, чтобы просвещать публику, причем самую разную, воспитывая музыкальный вкус и потребность слушать произведения, исполненные на высоком уровне. Симфонические и камерные концерты, организованные Зилоти, определяли направление музыкально-концертной жизни Петербурга, а потом и Петрограда. На таких концертах сам он выступал и как пианист-солист, и в составе ансамблей, и как дирижер. В его сольном репертуаре представлены практически все жанры фортепианной музыки. Пропагандируя музыку своих современников: Чайковского, Рахманинова, Аренского, Танеева, Глазунова, Лядова, Направника, Скрябина, он никогда не забывал классику: Баха, Шопена, Листа. Что касается Ф.Листа, Зилоти его боготворил, восхищался им как личностью и как музыкантом и был одним из лучших исполнителей сочинений своего учителя.

В «Концертах» Зилоти выступал и как дирижер, на его счету 60 из 95 симфонических собраний от Баха, Генделя, Рамо до Регера, Дебюсси, Метнера. Все концерты были проникнуты духом музыкального просветительства.

Еще одной гранью талантливого Зилоти была его редакторская работа. При жизни П.И.Чайковского Александр Ильич был постоянным и основным редактором и корректором его сочинений. В письме от 5 августа 1890 года Петр Ильич писал: «Милый Саша! За превосходную корректуру “Пиковой дамы” не знаю, как и благодарить тебя! <…> Есть еще кое-что, с чем я не совсем с тобой согласен, но, в общем, ты чудный корректор, и я обнимаю тебя горячо за громадную услугу». В редакторской деятельности Зилоти исходил из весьма распространенных в ту пору принципов свободного концертного редактирования, идущих в значительной степени от Листа. Произведения в редакции Зилоти звучат и сегодня, не утратив своего художественного значения. Александр Ильич был первым редактором концертов Чайковского, он же редактировал партитуру его Пятой симфонии (1886), работал над ее четырехручным переложением. Благодаря Зилоти, появились клавиры «Пиковой дамы», «Спящей красавицы» и другие. В фондах отдела нотных изданий и звукозаписи Российской национальной библиотеки хранятся многие музыкальные произведения, переложения которых для фортепиано сделал Александр Ильич. Среди них симфоническая музыка Альбениса, Аренского, Бизе, Глазунова, Гнесина, Лядова, Рахманинова, Штрауса, Шумана и многих других композиторов. Всего около 70 произведений, из них только произведений И.-С.Баха — более двадцати, это — хоралы, прелюдии, кантаты, вариации, концерты…

К педагогике, которая стала непосредственным продолжением исполнительства, музыкант обращался на протяжении всей жизни. Всегда играл своим ученикам.

Не менее важной стороной творческой жизни Зилоти была просветительская деятельность. Неустанный пропагандист, Александр Ильич в 1912 году организует Общедоступные концерты, а в 1915 году — Народные бесплатные концерты, которые проводились для самых низших слоев населения: дворников, кухарок, горничных. Такие концерты проходили в залах Политехнического института, в зданиях Путиловского завода и Биржи. В этих концертах участвовали знаменитые артисты, зачастую без вознаграждения. В 1908 году Зилоти — один из создателей «Общества друзей музыки», целью которого являлось распространение среди населения России музыкальных знаний, а также объединение музыкантов-исполнителей и педагогов. В 1916 году Александр Ильич инициирует создание «Русского музыкального фонда» и становится его председателем. В том же году участвует в организации Скрябинского Петроградского общества, входит в Петроградскую комиссию по реформе музыкального образования, в составе которой были А.К.Глазунов, Б.В.Асафьев, В.Г.Каратыгин. Зилоти — член Всероссийского общества оперных и драматических театров-школ (1909), председатель Союза музыкальных деятелей (1917).

После Февральской революции 1917 года он был назначен Временным правительством управляющим Мариинского театра, им он и оставался после Октября 1917 года. Служащие театра разделились тогда на две группировки: одна требовала саботажа распоряжений новой власти, другая же, во главе с Зилоти, стояла за «спектакли без комиссаров». Нарком просвещения А.В.Луначарский посчитал, что такая атмосфера в театре исходит от Зилоти, и, недолго думая, потребовал его ареста.

В ночь на 13 января 1918 года Зилоти арестовали и отправили в «Кресты». Благодаря хлопотам Ивана Ивановича Манухина (см. статью о нем в нашем «Календаре памятных дат»), врача Трубецкого бастиона Петропавловской крепости, общественного деятеля и друга Зилоти, он был освобожден. На стене камеры, где содержался музыкант, было нацарапано «Здесь сидел вор Яшка Куликов», Александр Ильич к ней добавил «и ученик Листа Александр Зилоти».

Как многие люди искусства, не принявшие новую власть, семья Зилоти покинула Россию в 1919 году. Свой эмигрантский путь она начала с Финляндии, потом была Германия, с 1922 года и до самой смерти ее главы — США. Осел Зилоти с семьей в Нью-Йорке, но так и не сумел развернуть там большую музыкальную деятельность, да и привыкнуть к чужой стране ему было трудно. Всё — другое, а он еще и не говорил по-английски в конце 1920-х годов.

Проживая в эмиграции, Зилоти не переставал тосковать по России до конца жизни, хотя за рубежом, вплоть до своих последних дней, Александр Ильич пользовался огромным уважением и популярностью в художественных кругах. С 1926 года он преподавал в знаменитой Джульярдской музыкальной школе. Проработав там свыше десяти лет, воспитал немало пианистов, среди которых наибольшую известность приобрел Марк Блицстайн. Александр Ильич с трудом переносил меркантилизм Америки, считал, что «вести школу с подлинно высокими идеалами, по справедливости относиться к профессорам, учителям и студентам и при этом делать деньги — невозможно».

До глубокой старости выступал как солист-пианист, играя в основном произведения Листа.

Скончался Александр Ильич 8 декабря 1945 года, в возрасте 82 лет, пережив жену на 5 лет. Похоронен на кладбище Успенского женского Новодивеевского монастыря. «На сто процентов “Московка”», как она себя называла, жена Александра Ильича, Вера Павловна, незадолго до смерти написала книгу воспоминаний «В доме Третьякова», изданную в Америке в 1954 году, а в России — в 1998 году.

Выдающийся музыкант Александр Ильич Зилоти нам, потомкам, завещал свое жизненное кредо: «Самое большое счастье на земле — помогать другим, самое большое несчастье — не иметь возможности всем помочь».

Источники:

1. Горобец С.В. Творческий портрет Александра Зилоти (к 70-летию со дня смерти) // Обсерватория культуры. 2015. № 2. С. 78–83.

2. Горобец С.В. Штрихи к портрету А.И.Зилоти: к 70-летию со дня смерти // Вестник СПбГУКИ. 2015. № 3 (24). Сентябрь. С. 136–139.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок