50 лет со дня кончины Г.В.Дерюжинского

9 марта 2025 года — 50 лет со дня кончины Глеба Владимировича Дерюжинского (01(13).08.1888, Отрадное Смоленской губернии, Российская империя – 09.03.1975, Нью-Йорк, США), скульптора, художника, педагога. Из старинной польской дворянской семьи, члены которой были известными юристами и общественными деятелями Российской империи. Отец, Владимир Федорович, профессор административного права Петербургского университета, был автором учебника «Полицейское право», редактором «Журнала Министерства юстиции» и журнала «Трудовая помощь», издаваемого Комитетом попечительства. Дядя по отцу, Николай Федорович, вплоть до Февраля 1917 года состоял членом Государственного совета. Отец, дядя, а также дед Глеба Владимировича по материнской линии, известный в то время юрист Антон Антонович Арцимович, были членами Правительствующего сената.

Дерюжинские не сомневались, что сын продолжит семейные традиции в деле юриспруденции. Он и продолжил, поступив после окончания частной гимназии Я.Гуревича на юридический факультет Петербургского университета, хотя с детства увлекался лепкой.

Лепил Глеб из подручного материала, будь то воск от свечки или мякиш хлеба, и у него так ловко получалось, что гувернантка обратила внимание родителей на его неожиданно открывшиеся художественные способности. Однако родители скептически отнеслись к увлечению сына, особенно отец, а мать, Ольга Антоновна, все же откликнувшись на просьбы Глеба, подарила ему на день рождения билет, дававший право обучаться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств.

Став гимназистом, Глеб поступил и в Рисовальную школу. Учился он легко, читал запоем, память имел завидную, часто посещал Русский музей императора Александра III, где копировал все, что ему нравилось. С 1906 года директором Рисовальной школы стал Н.К.Рерих, он обратил внимание на успехи юноши, к тому времени награжденного медалью за работу «Две борзые», которую рекомендовали передать в школьный музей, но отец отказался финансировать отливку скульптуры в бронзе. Участие Николая Константиновича в судьбе талантливого ученика Рисовальной школы позволило добиться компромисса с его родителями. Стороны договорились, что после окончания университета Глеб сможет отправиться во Францию учиться искусству скульптуры.

В студенческие годы Глеб Дерюжинский продолжал посещать Рисовальную школу, занимаясь у скульптора И.И.Андреолетти. В 1911 году он получил серебряную медаль за композицию «Иоанн Грозный и Малюта Скуратов». Окончив юридический факультет, Глеб Владимирович получил предложение остаться при кафедре, но решительно его отклонил. Отец, конечно же, огорчился, но сдержал обещание: новоиспеченный юрист отправился во Францию постигать мастерство ваяния.

Поселившись в Париже, он занимался в академиях Р.Жюльена и Ф.Коларосси, в мастерских Р.Верле и Ж.-А.Энжалбера, работал у О.Родена в студии в Будо (1911–1912).

Вернувшись на родину в 1913 году, Глеб Владимирович поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, сначала учился у академика Г.Залемана, автора летящего ангела на шпиле Петропавловского собора, затем у академика В.Беклемишева, автора памятников А.Грибоедову в Тегеране, Ермаку в Новочеркасске и т.д. Отец специально ограничивал сына в денежных средствах, выдавая ему только на проезд (5 копеек) и завтрак (30 копеек), чтобы убедиться, что сын действительно нашел свое предназначение в искусстве. Шесть дней в неделю, с десяти часов утра до десяти вечера, Глеб проводил в Академии: рисовал с натуры, лепил, формовал.

Во время Первой мировой войны Глеб Дерюжинский был освобожден от воинской повинности из-за проблем с сердцем.

Продолжая учебу в училище, он начал принимать заказы на изготовление бюстов и статуэток, участвовал в выставках, в частности, в академических выставках в России (1915–1916). Фотография его небольшой бронзовой скульптуры «Графиня Сюзан де Робьен с борзой» (жена французского атташе в Петербурге) была помещена в журнале «Мир искусства», а на выставках передвижников пользовались большим успехом его работы, такие как «Конная статуэтка», «Гермес, изобретающий кадуцей», «Поцелуй» и многие другие. Уже тогда его импрессионистские скульптуры малой формы из гипса, терракоты и бронзы были признаны аристократической средой. Первой работой в мраморе у молодого скульптора стал бюст покойной дочери графини Натальи Карловой, морганатической супруги герцога Георга Мекленбургского. Затем последовали заказы на крупные скульптуры для Большого дворца в Ораниенбауме. Тогда же он выполнил в мраморе портреты княгини Марии Шаховской и Ольги Орловой, вылепил с натуры и отлил в бронзе бюст изобретателя сейсмографа академика князя Б.Б.Голицына.

С января 1917 года Дерюжинский — участник выставки «Общины художников». В апреле 1917 года Глеб Владимирович был избран делегатом от учащихся скульптурного отделения Академии художеств во временный комитет Союза деятелей искусств. В это время он работал над бюстом А.Ф.Керенского, который ему позировал. Летом 1917 года Дерюжинский создает скульптурные портреты художников В.В.Беляшина, Н.Э.Радлова, С.С.Эскина и других.

Октябрь 1917 года заставил многих петербуржцев спешно покинуть столицу и бежать на юг России. Глеб Дерюжинский тоже принял приглашение Феликса Юсупова, своего однокашника по гимназии, переехать в его крымское имение в Кореизе. Проживая в двух имениях Юсупова, сначала в роскошном дворце в Кореизе, потом на более скромной вилле «Сосновая роща», он создавал скульптурные портреты князя и его жены княгини Ирины. По просьбе Юсупова Дерюжинский зарисовал живописью две картины позднего Рембрандта «Портрет господина в высокой шляпе и перчатках» и «Портрет дамы со страусовым пером». (При отъезде за границу они были свернуты в рулоны и в таком виде отправились в эмиграцию. По некоторым сведениям, при их продаже американскому коллекционеру, Юсуповы получили только часть денег от стоимости картин. Сейчас эти картины хранятся в Национальной галерее искусств в Вашингтоне.) Тогда же Дерюжинский участвовал в выставке «Искусство в Крыму».

После того, как Ялта была захвачена красными, в юсуповском имении были арестованы все, включая скульптора, но благодаря заступничеству председателя Севастопольского совета Филиппа Задорожного Дерюжинского освободили. В 1919 году вместе с Юсуповыми он должен был покинуть страну, но вместо отъезда из России, Дерюжинский отправился в Херсонес на раскопки, горя желанием увидеть грот, в котором Агамемнон принес в жертву Ифигению. А в то время красноармейцы отрезали Севастополь от Кореиза. И ему пришлось бежать в Новороссийск, где тогда находилась Добровольческая армия Деникина.

В Новороссийске проводилась мобилизация, но Глеб Владимирович, как и в Первую мировую войну, по болезни сердца ее избежал. Знакомые, которых он там успел отыскать, устроили его гардемарином на судно «Владимир», шедшее в США с грузом руды. Во время плавания Дерюжинский стоял на вахте, но в свободное время лепил. С собой у него не было ни паспорта, ни денег, но были инструменты и немного глины. По просьбе московского купца П.И.Морозова, плывшего тем же пароходом, он вылепил с газетной фотографии небольшой бюст генерала Лавра Корнилова.

На пропускном пункте Нью-Йорка Глеб Владимирович не смог предъявить никаких документов, но назвал своего брата, Бориса Дерюжинского, служившего в Копенгагене в Русской миссии, а также дядю, А.Ф.Дерюжинского, бывшего российского консула в Сан-Франциско. На вопрос, чем занимается, ответил, что скульптор, и Америка, жившая тогда под лозунгом: «Упорный труд и опора на собственные силы», его приняла. Одолжив денег у Льва Шуматова, Глеб Владимирович снял первую свою мастерскую в Нью-Йорке на Коламбус-авеню. В ней не было ни горячей воды, ни отопления. Зимой в умывальнике замерзала вода, зато она была просторной и хорошо освещалась. А в Доме художников по адресу Западная 67-я улица, 1 (1 West 67th Street), в квартирах которого не было кухонь, собирались в Артистическом кафе, расположенном на первом его этаже, молодые таланты. Именно здесь Дерюжинский завязал первые свои американские знакомства.

Проживая в Америке, он узнал, что матери и брату Борису удалось перебраться в Копенгаген. А вот отец с сестрой остались в России. Глеб Владимирович оформил для них все нужные бумаги, чтобы они смогли переехать в США. Они выехали из России, однако в дороге отец заболел тифом и умер. Сестра же добралась благополучно.

Одними из первых его скульптур, созданных на американской земле в 1919 году, стали танцующие в балете «Карнавал» Тамара Карсавина (Коломбина) и Вацлав Нижинский (Арлекин). Балет был поставлен Михаилом Фокиным в 1910 году на сцене Мариинского театра на шумановскую фортепианную сюиту «Карнавал». Скульптуры были сделаны по фотографиям, которыми располагал Дерюжинский, и включены в его первую выставку, состоявшуюся осенью 1921 года в «Галереях Милча» («Milch galleries»).

В 1920 году Дерюжинский создает скульптурный портрет 26-го президента страны Теодора Рузвельта, о котором много читал еще в юности и высоко ценил его личные качества — мужество, честность, ответственность. Поскольку Глеб Владимирович не застал Рузвельта в живых, тот умер до его приезда в США, он познакомился с его личным биографом, предоставившим ему для работы фото- и киноматериалы, а также посмертную маску президента. Бронзовый бюст-портрет Рузвельта был выставлен в одной из ведущих галерей Нью-Йорка и произвел чрезвычайно сильное впечатление на зрителей не только внешним сходством, но и передачей духовного облика президента. Впоследствии бронзовый оригинал был подарен скульптором Женской ассоциации памяти Рузвельта, а затем установлен в доме-музее, где родился президент. Ассоциация наградила Глеба Владимировича специальной медалью.

Приехавший в США Н.К.Рерих иногда навещал Дерюжинского в его мастерской и однажды привел с собой Рабиндраната Тагора. Скульптор сделал два его портрета: бюст в гипсе и голову Тагора из необработанного ствола дерева.

Из материалов, с которыми работал Дерюжинский, он любил терракотовую глину, поскольку она сохраняла «прикосновение руки художника». Но особенно любил скульптор дерево, считая его «наиболее пленительным материалом», и ценил резьбу из одного куска, когда «дерево само подсказывает тему и ведет руку художника».

К концу 1920-х годов русский скульптор становится известным в художественных кругах Америки. В 1926 году на выставке в Филадельфии он получает золотую медаль за скульптуру «Ева», вырезанную из коко-болла (красноватого твердого дерева Южной Америки), за мастерство исполнения и оригинальность в решении образа.

В 1928 году Дерюжинский провел выставку своих работ в Лондоне, где представил около пятнадцати своих скульптур, в частности, портрет актрисы Лилиан Гиш в роли Ромолы (из одноименного фильма Г.Кинга по роману Дж.Элиота с тем же названием), «Скорбящего ангела», «Благовещение», «Святого Георгия», скульптурный портрет Надежды Ивановны Саблиной, жены бывшего посла Российской империи в Великобритании Е.В.Саблина, а также несколько небольших скульптур из керамики. Выставка имела большой успех и хорошую прессу.

В 1930-е годы Дерюжинский занимался в основном педагогической работой, преподавал в колледже Сары Лоренс и в собственной студии (совместно с С.Симховичем).

Надо признать, что у Глеба Владимировича была не только отличная память, но и прекрасный слух. С раннего детства он увлеченно играл на рояле, ведь не случайно, как только он оказался в Америке, на первые заработанные деньги он прибрел пианино, привел его в порядок и больше с ним не расставался. Приходившие к нему в студию русские музыканты тоже любили на нем играть, доставляя его хозяину невыразимое наслаждение своим исполнением музыкальных произведений, иногда и собственных. На нем играли С.Прокофьев, С.Рахманинов, А.Зилоти, А.Гречанинов и другие русские музыканты. А в это время Дерюжинский их лепил с натуры. Приходили и русские художники: Н.Фешин, М.Добужинский, Н.Рерих и многие другие.

Дерюжинский также занимался станковой, монументальной, парковой скульптурой. Его группа «Похищение Европы» украшала Международную выставку в Нью-Йорке (1939).

В Брукгрин Гарденс в Южной Каролине находятся три его монументальные скульптуры: «Самсон, борющийся со львом» (камень), «Экстаз» (бронза) и «Диана-охотница» (бронза), выполненные на заказ для музея, принадлежащего миллионеру Арчеру Хантигтону. Дерюжинский также является автором памятника «Героический портрет Теодора Рузвельта» для Панамского канала и памятника американскому солдату в Чикаго.

Религиозная тематика была одной из главных в его творчестве. Дерюжинский — автор таких произведений, как «Пьета», «Благовещение», «Голгофа», «Мадонна с младенцем Иисусом», «Крестный путь», «Миссионер-проповедник Десмет, обращающий в христианство индейцев сиу». Выполнял он декоративные рельефы для многих храмов США. Создал 24 рельефа на тему «Крестный путь» для Дома философии и теологии в Цинциннати; фигуры святых Игнатия Лойолы, Купертино, Бонавентуро для собора Непорочного Зачатия в Вашингтоне.

Свои произведения Глеб Владимирович представлял на выставках Национальной академии дизайна в Нью-Йорке (1920-е), на Осеннем салоне в Париже (1923), выставке русского искусства в Нью-Йорке (1923, Бруклинский музей) и Брюсселе (1928), Международной выставке в Филадельфии (1928, золотая медаль за скульптуру «Ева»), Всемирных выставках в Париже (1937, золотая медаль) и Нью-Йорке (1939) и других. Он провел персональные выставки в нью-йоркских галереях Milch (1921), Macbeth (1928), Knoedler (1928), Grand Central (1929), Wildenstein & Co. (1933), Guild (1942).

Глеб Владимирович Дерюжинский был удостоен премий Национальной академии дизайна (1938), Американской профессиональной художественной лиги (1957, 1958), Национального художественного клуба в Нью-Йорке (1961, 1964); являлся действительным членом Национальной академии искусств, Национального общества скульптуры, Лиги архитекторов.

Дерюжинский был трижды женат. Первый раз он женился в 1917 году на Палладе Богдановой-Бельской (урожденной Старынкевич), хозяйке литературного салона в Петербурге, писавшей стихи. Брак изначально был неудачным и закончился разводом в 1920 году.

Вторым браком Дерюжинский сочетался с пианисткой Александрой Николаевной, урожденной Михайловой, уже в Америке, в семье родились сын Глеб и дочь Наталья. В середине 1920-х годов Глеб Владимирович с женой и сыном навестили родных в Копенгагене. В 1956 году Александра Николаевна умерла.

Третья жена Дерюжинского, литератор Наталья Семеновна Резникова, его похоронила. Детей у них не было.

Глеб Владимирович ушел из жизни 9 марта 1975 года. Но после него, как проникновенно сказал отец Александр Киселев на панихиде, «осталась красота»…

Творчество Дерюжинского представлено во многих музейных собраниях, среди них Метрополитен-музей, Музей современного искусства в Нью-Йорке, Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне и другие. В России его работы разбросаны по разным музеям в разных городах, сколько их, неизвестно, но они есть, есть они и в частных коллекциях.

Источники:

Дерюжинский Глеб Владимирович // Искусство и архитектура русского зарубежья: интернет-сайт. Дата публикации: 29.03.2012. Дата обращения: 06.03.2025.

Фотографии из открытых источников, а также с сайта «Салон русского искусства» (кроме бюста Н.К.Рериха).

В.Р.Зубова

Продолжая использовать сайт, Вы даете ГБУК г. Москвы «Дом русского зарубежья им. А. Солженицына», ОГРН 1037739148260, ИНН/КПП 7709181695/770501001, 109240, город Москва, Нижняя Радищевская улица, д. 2 (далее – «Оператор»), согласие на обработку файлов cookies с использованием Яндекс Метрика и пользовательских данных в целях улучшения пользовательского опыта, ведения статистики посещений сайта. Если Вы не хотите, чтобы Ваши вышеперечисленные данные обрабатывались, просим отключить обработку файлов cookies и сбор пользовательских данных в настройках Вашего браузера
Ок