18 марта 2024 года — 135 лет со дня рождения Александра Кирилловича Боровского (18(06).03.1889, Митава, Российская империя – 24.04.1968, Уобэн, близ Бостона, США), пианиста, педагога. Из семьи Кирилла Николаевича Боровского, юриста по образованию, служившего присяжным поверенным в Красноярске, затем в Митаве (Елгаве) и Либаве (Лиепае), а с 1900 года в судебной палате Санкт-Петербурга. После рождения сына Александра в Митаве семья Боровских переезжает на жительство в Либаву, где Боровский-младший со временем поступит в Николаевскую гимназию, которую окончит с отличием в 1907 году.
А с фортепиано Саша (Шура) познакомился совсем маленьким, к серьезным же занятиям музыкой приступил семилетним. Занимался с матерью, в прошлом ученицей профессора Василия Сафонова, который считался «одним из лучших пианистов-педагогов своего времени». Однако музыка не стала главным его увлечением. Свои предпочтения он в то время отдавал юриспруденции.
Тем не менее, поступив на юридический факультет Петербургского университета, он сочетал посещение лекций в университете с занятиями в Петербургской консерватории. Учился он в классе А.Н.Есиповой, ученицы Т.Лешетицкого, одного из основоположников русской пианистической школы (см. книгу С.П.Мальцева «Метод Лешетицкого» (СПб., 2005)). Школа Есиповой считалась одной из лучших музыкальных школ в Российской империи начала ХХ века. Ее учениками были М.Бихтер, И.Венгерова, С.Давыдова, С.Прокофьев, А.Романовский.
В 1910 году Александр Кириллович участвует в V Рубинштейновском конкурсе, учрежденном Антоном Рубинштейном. Как и Артур Рубинштейн, он награждается дипломом «за выдающиеся достижения в игре на фортепиано». Премию же за композицию получил швейцарский композитор и пианист Эмиль Фрей (в то время придворный музыкант румынского короля). По итогам конкурса Э.Фрею была предложена профессура в Московской консерватории (где он преподает в 1912–1917 годах), а Артуру Рубинштейну — место солиста во вновь созданной антрепризе Сергея Кусевицкого. С этого конкурса и началась концертная деятельность Боровского, правда, пока несколько ограниченная из-за учебы в двух вузах. В 1912 году, блестяще сыграв выпускной экзамен в консерватории, Боровский получил диплом с отличием, малую золотую медаль и премию в виде рояля фирмы Шредера. Он также с отличием окончил и юридический факультет Петербургского университета.
Наконец получив дипломы, Александр Кириллович смог заняться концертной деятельностью в полную силу. Он совершает гастрольное турне по городам России —Тифлис, Баку, Саратов, Харьков и так далее — на протяжении нескольких лет. Рецензенты о нем писали: «Техника Боровского виртуозна, его стиль всегда благороден и чужд резких красок. Безусловно художественна фразировка, всегда обдумана педализация». «Пианист достигает всего как будто “играючи”. Его игра носит уже сейчас печать настоящего мастерства» (Цит. по: [2]). Вскоре он был приглашен на должность профессора в Московскую консерваторию, где преподавал в 1915–1920 годах.
Еще в июле-августе 1920 года он выступал в Тифлисе, где двадцать его концертов прошли с неизменным успехом. Однако после окончательного установления власти большевиков в России он воспользовался возможностью получить латвийское гражданство по факту рождения на территории, ставшей отдельным государством.
В 1920 году Боровский покинул Россию, но не навсегда. С весны 1921 года он играет в Париже в концертах Сергея Кусевицкого, концертирует по всему миру самостоятельно, много записывается на пластинки. За рубежом Александр Кириллович женился на Марии Викторовне Барановской, ученице Вс.Мейерхольда. В 1924 году у них родилась дочь Наталья. В 1936 году Боровский был удостоен Гран-при в Париже за лучшую запись.
И все же, начиная с 1927 года, на протяжении 10 лет он почти ежегодно приезжал в Советский Союз, выступал в Москве и Ленинграде (в 1933 году его турне по Советскому Союзу продолжалось почти три месяца). Ежегодные концерты (от одного до трех в год) Боровский давал и на своей малой родине — в Риге и Лиепае. Его репертуар был очень широк: от музыки XVIII века — И.-С.Баха, Д.Скарлатти, Ф.Куперена — до произведений современных ему русских композиторов — А.Скрябина, С.Прокофьева, Н.Мясковского. О трактовке знаменитого «Патетического» этюда Скрябина писали, что «после авторского это было самое лучшее исполнение Скрябина, которое доводилось слышать» (Цит. по: [2]). Очень любил Боровский и музыку Шопена.
Удивительные свойства его дарования позволяли Александру Кирилловичу быстро осваивать новые произведения. Так, одно из сложнейших сочинений в мировой фортепианной литературе, «Исламей» М.Балакирева, он выучил за пять дней. Между тем, Боровский никогда не занимался более трех часов в день. Играл он только пассажи и трудные места из пьес, которые разучивал. Эти свои способности он объяснял зрительной памятью — нотные страницы отчетливо запечатлевались в ней, и он музицировал словно по нотам. А слушателей не волновали эти его особенности, важнее для них было то, что он представлял им глубоко продуманные по содержанию и выверенные по стилю исполнения. Несмотря на насыщенный концертный график, Боровский находил время и для выступлений с публичными лекциями-концертами о творчестве отдельных композиторов. Читал он и лекции-обзоры, лекции-исследования о музыке разных эпох и стилей.
Проживая до 1940 года в Париже, Боровский меняет в 1940 году место жительства. Переехав в США, он продолжает регулярно выступать с концертами и записываться на пластинки. С 1956 года, с возрастом, он сократил свою концертную практику и стал заниматься преподавательской деятельностью, получив должность профессора Бостонского университета.
Скончался Александр Кириллович Боровский 27 апреля 1968 года в Уобене (штат Массачусетс, США).
«Пианист А.Боровский, концерт которого состоялся 12 октября [1936 года] в Большом зале консерватории, давно и хорошо известен Москве. Одно время А.Боровский был профессором Московской консерватории. За последнее время Боровский ежегодно концертирует в Москве в качестве парижского пианиста. У А.Боровского много качеств, нужных для того, чтобы быть пианистом крупного масштаба: прекрасные природные виртуозные данные, большая, хотя не всегда безукоризненная техника, красивый звук, значительное самообладание… <…> Сверх программы А.Боровский играл… пьесы своего репертуара: марш из “Афинских развалин” Бетховена, “Табакерку” Лядова, этюд Скрябина и т. д. Вещи эти, надо отдать справедливость, Боровский играет отлично» (Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. Москва: Музыка, 1975. С. 96–97).
Александр Кириллович Боровский вошел в историю русской музыкальной культуры как один из ярких интерпретаторов сочинений А.Н.Скрябина и последовательный пропагандист фортепианной музыки С.С.Прокофьева, заняв достойное место на мировой концертной эстраде. А во второй половине ХХ века он прославился и как яркий мемуарист, оставив воспоминания о Московской консерватории, где ему довелось преподавать в эпоху революции и Гражданской войны в ХХ веке. Воспоминания Боровского, впервые опубликованные в 1966 году, к столетнему юбилею Московской консерватории, вошли в золотой фонд отечественной музыкальной мемуаристики и неоднократно переиздавались в России.
Источники:
1. Боровский А.К. // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В.Келдыш. Т. 1. Москва: Советская энциклопедия ; Советский композитор, 1973. С. 538.
В.Р.Зубова