21 апреля 2024 года — 50 лет со дня кончины Поликарпа Арсеньевича Павлова (23(11).02.1885, Харьков, Российская империя — 21.04.1974, Шель под Парижем, Франция), артиста, режиссера, педагога, театрального деятеля. Сведения о его детстве и родителях не найдены. Известно, что он учился в драматическом классе Московской филармонии, которым руководил В.И.Немирович-Данченко. По рекомендации Немировича-Данченко Павлов был принят в Московский художественный театр в 1908 году, где стал первым исполнителем ролей Добчинского («Ревизор»), Максимова («Братья Карамазовы»), полового в «Живом трупе», второго могильщика в «Гамлете», соседа в «Нахлебнике», жениха в «Пер Гюнте», доктора Пургона и церемониймейстера в «Мнимом больном», Лепорелло в «Каменном госте» и так далее.
В 1919 году в Московском художественном театре формируется гастрольная группа артистов во главе с В.И Качаловым и О.Л.Книппер-Чеховой. В эту группу вошли тогда Поликарп Павлов и его жена Вера Греч (урожденная Коккинаки), артистка Первой студии МХТ. 1 июня 1919 года «качаловская группа» отъехала на гастроли в Харьков, но вернуться в Москву не смогла из-за разгоревшейся Гражданской войны. Поэтому группа, а это — несколько десятков артистов с семьями и детьми, вынуждена была отправиться на Юг России по маршруту: Евпатория — Симферополь — Севастополь — Ялта. В Одессе, следующем после Ялты городе, к «качаловской группе» примкнула Алла Тарасова, в Ростове-на-Дону — Мария Германова и Михаил Тарханов, брат Ивана Москвина. На маршруте Екатеринодар — Новороссийск — Поти — Батум — Тифлис «качаловцы» встретились с Н.Балиевым. А в августе 1920 года, поставив театр в известность о своем решении выехать за границу, они продолжили гастрольный маршрут уже за рубежом: отплыли на итальянском пароходе из Батума в Софию. Потом были Белград, Загреб, Любляна, Блед, Осиек и снова Белград, затем Загреб и Вена… С руководством группы списывались и артисты Первой студии МХТ, также оказавшиеся за рубежами родины: Р.Болеславский — из Варшавы, (сумевший перейти границу нелегально), Г.Хмара — из Берлина, А.Жилинский и В.Соловьева — из Каунаса. Решено было, что все съедутся для начала работ в Праге.
В Праге Болеславский поставил «Гамлета» (Качалов, Книппер, Массалитинов сохранили свои прежние роли: Гамлет, королева, король). Офелию играли Тарасова и Крыжановская, а Павлов — Полония. Афиша «качаловской группы» к 1921 году включала и другие спектакли, например, «Дядю Ваню», «Три сестры», «Вишневый сад», «На дне»... После Праги «качаловцы» надолго задержались в Берлине, городе, в то время ставшим центром русской эмиграции. Из Берлина они выезжали в Копенгаген и в Стокгольм. Играли и в Лейпциге, и Дрездене, и на крошечной сцене в шведском городке Хельсинборг, а потом в Гетеборге. Выступали в Польше и в Латвии. И, наконец, получили приглашение на два года в США.
Однако в мае 1922 года группа распалась: получив телеграмму от Немировича-Данченко, Качалов принял решение вернуться в Москву, но многие остались, в том числе В.Греч и П.Павлов. Оставшихся в скором времени возглавят Германова и Массалитинов, они будут называть себя в афише: «Зарубежная группа артистов МХТ». А пока, до триумфального выступления Германовой в Праге, после которого правительство Чехословакии пригласило ее на постоянную работу, оставшиеся «качаловцы» перебивались случайными заработками.
Согласившись работать в Чехословакии, Мария Николаевна добилась государственной субсидии для своих товарищей-мхатовцев, не вернувшихся в Москву, образовав «Пражскую группу» артистов МХТ. Прага дала им всем на некоторое время покой и благополучие. Выезжала «Пражская группа» чаще всего в славянские страны (Загреб, Белград, Любляну, Софию, Перник), гастролировала также в Будапеште, Париже, Лондоне, ездила по Бельгии, по Голландии, играла в Швейцарии и даже в Шотландии. Но не выдержала внутренних противоречий и распалась в 1927 году.
Первым ушел Массалитинов, став режиссером Болгарского национального театра и возглавив школу-студию при Народном театре в Софии. Тем не менее, в 1925–1927 годах «Пражская группа» еще продолжала свои гастроли под руководством Германовой в Болгарии, Франции, Германии. В репертуаре группы появились новые постановки в ее режиссуре: «Бедность не порок», «Живой труп», «Женитьба» Гоголя, «Мертвый город» Д’Аннунцио и другие. А в 1927 году покинула «Пражскую группу» и Германова.
Остатки «пражан» объединились вокруг Поликарпа Павлова и Веры Греч, возглавивших их, сохранив у группы прежнее название. В 1931–1932 годах «Пражская группа» со спектаклем «Белая гвардия» (по роману «Дни Турбиных» М.Булгакова) успешно гастролировала по Европе: Варшава, Краков, Лодзь и Белосток. Текст романа был адаптирован для сцены Поликарпом Павловым. В спектакле он играл Мышлаевского.
В эмиграции Поликарп Арсеньевич взял творческий псевдоним Павел Павлов, упростив свое старорусское имя. На латинице можно встретить разные варианты и его фамилии — Pavlov, Pavloff и даже Pavlow. Однако среди русских он по-прежнему оставался Поликарпом Павловым.
Осенью 1931 года «пражане» показывают спектакль в Париже, «Белая гвардия» получает в основном хвалебные отзывы в эмигрантской прессе. «Иллюстрированная Россия» тогда писала: «Гастроли пражан продолжают делать полные сборы. Особым успехом неизменно пользуется “Белая гвардия”, идущая почти всегда с аншлагом. Очень хорошо проходят гоголевские пьесы. В художественном отношении наиболее удавшимся спектаклем надо признать “Женитьбу”. Успех гастролей побудил руководителей продлить их еще на неделю» (1931. 24 окт. № 44 (337)). Даже харбинский журнал «Рубеж» откликается на спектакль «Белая гвардия», публикуя восторженную статью В.Унковского «“В неугасимом пламени родного искусства…”: Триумф Художественного театра в Париже».
После Парижа в ноябре 1931 года театральная группа В.М.Греч и П.А.Павлова отправляется в Бельгию: в Брюсселе, в театре Patria, они вновь показывают сценическую адаптацию романа Булгакова. В феврале 1932 года «пражане» едут с «Белой гвардией» в Ниццу. В мае 1932 года — в Амстердам и Мадрид. 1933 год — снова Париж, и снова успех. В марте 1935 «Пражская группа» показывает «Белую гвардию» уже американскому зрителю (на сцене бродвейского театра «Мажестик»). Парижская газета «Возрождение» тогда писала, что нью-йоркские показы спектакля сопровождаются «политическими демонстрациями»: партер аплодирует репликам актеров, играющих офицеров белой гвардии, а галерка — звукам «марша Буденного» и репликам «нет больше белой гвардии» (подробнее о репертуарной жизни «Пражской группы МХТ» расскажут материалы «Архива В.М.Греч и П.А.Павлова», хранящиеся в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына (фотографии, газетные вырезки, театральные афиши, программы и т.д.), а также доклад М.Г.Литавриной «МХТ: перепитии судьбы актеров Пражской группы В.М.Греч и П.А.Павлова» и ее статья «Вера Греч и Поликарп Павлов: театральная жизнь и судьба в русском зарубежье»).
В середине 1930-х годов В.Греч и П.Павлов получили приглашение из Белграда и переехали в Югославию летом 1937 года, где показали чеховские постановки: «Свадьбу» и «Дядю Ваню», с которыми гастролировали по сербским городам. В это же время они активно сотрудничают с Коларчевским университетом Белграда, инсценируя рассказы и одноактные пьесы Чехова, например, «Юбилей», «Ведьма», «Мыслитель», «Последняя могиканша», «Свадьба», «Забыл!», «О вреде табака», «Хирургия». Играли также его «Юбилей», «Трагик», «Свадьба», «Воры», «Рассказ госпожи NN» и другие.
В Париж они возвращаются осенью 1944 года, показывают там обкатанные в Сербии репертуарные новинки и новую постановку — «Так и будет» К.Симонова, где Вера Мильтиадовна сыграла свою однофамилицу — героиню пьесы, майора медицинской службы Анну Греч. В созданном ими Художественном театре (Theatre des arts) шли спектакли по пьесам А.Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» и А.Островского «Бесприданница», инсценировка по «Преступлению и наказанию» Ф.Достоевского, автором которой был П.Павлов, с Хмарой — Раскольниковым, «Ревизор» — с Греч в роли Анны Андреевны, а также пользовавшаяся особым успехом у публики пьеса В.Шкваркина «Чужой ребенок» и другие.
В эти годы Павлов работал в Театре русской драмы, в Русском театре-студии под руководством В.Васильева-Сикевича, ставил спектакли в театральной секции Союза советских патриотов. В 1948–1949 годах в Русском театре (дирекция Н.А.Корганова) он поставил «Дядю Ваню» Чехова, адаптировал к сцене повесть Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели. Из записок неизвестного», исполняя в них ведущие роли. В 1950 году в Обществе друзей русского театра Павлов играл в юбилейном «толстовском» спектакле «Живой труп». В 1952 году Художественный театр Греч и Павлова закрылся.
Из воспоминаний знаменитой в русской эмиграции певицы кабаре Людмилы Лопато: «Русских актеров в послевоенном Париже было много. А репертуарного театра не существовало. <…> В 1950 году в театре “Аполло” шел “Живой труп”, поставленный Парижской группой артистов Московского художественного театра под эгидой Русского музыкального общества за границей. <…> Поликарп Павлов играл маленькую, но важную роль Александрова, трактирного собеседника Феди. < > Увы, “Живой труп” 1950 года прожил на сцене недолго. Наш спектакль как бы воскресал его семь лет спустя. Мы репетировали полгода, в нашей квартире. Вся труппа часто оставалась у нас ужинать. Первыми я пригласила Веру Греч и Поликарпа Павлова: они были замечательными актерами, обожали сцену и друг друга. <…> В Москве Павлов был заметным актером. <…> Греч была в Москве только студийкой. И свое замечательное дарование характерной актрисы воплотила уже в эмиграции. Она была гречанкой и еще в юности взяла сценический псевдоним, напоминающий о ее национальности.
Оба они не только участвовали в парижском толстовском спектакле 1950 года, но и снимались когда-то в фильме “Власть тьмы”. Он был снят в Берлине режиссером Конрадом Вине, с актерами МХТ, выехавшими на гастроли в Германию. Павлов играл в этой экранизации Акима, Никиту, помнится, в фильме играл Вырубов, Анисью — Мария Германова.
Я знала всех их со времени работы в ресторане «Динарзад» — Греч и Павлов иногда выступали там со скетчами. Павлова русские актеры звали «маленький Москвин». В Париж они приехали после войны, а до этого играли и режиссировали в Белграде.
Я многократно была в доме этой пары. Греч и Павлов жили в крошечной, но очень уютной квартире, полной русских вещей. И сами они по духу были чисто русские люди: Павлов обожал свою Веру Мильтиадовну (они называли друг друга по имени-отчеству, на старинный лад). <…> Греч и Павлов преподавали в Русской консерватории имени Рахманинова в Париже, воспитали много французских актеров и режиссеров. Через несколько лет после нашего спектакля Павлов сыграл небольшую, но очень удачную роль в фильме “Анастасия”, где снимался вместе с Ингрид Бергман и Юлом Бриннером.
Помню, как однажды Павлов и Греч пришли ко мне завтракать. <…> За одним из таких завтраков они рассказали мне о легендарном “Пушкинском спектакле” МХТ 1915 года. В нем было три действия: “Пир во время чумы”, “Каменный гость”, “Моцарт и Сальери”. В “Каменном госте” Поликарп Павлов играл Лепорелло. Мария Германова — Дону Анну, Ольга Бакланова — Лауру. Ричард Болеславский — Дона Карлоса. Наконец, молодой Аким Тамиров и Вячеслав Туржанский, будущий кинорежиссер, были среди гостей Лауры.
Сценографом этого спектакля был Александр Николаевич Бенуа.
Я не сразу поняла, почему Павлов так настойчиво и подробно, посмеиваясь, перечисляет все имена. Когда же поняла — ахнула… <…> Ведь они все эмигрировали!» [1].
В 1962 году в театральной группе «Национальной организации витязей» Павлов поставил пьесу Н.В.Гоголя «Ревизор», в 1963 году в Союзе русских писателей и журналистов дал прощальный спектакль с участием бывших артистов МХТ.
Вместе с женой он основал домашнюю студию подготовки молодых артистов, участвовал в благотворительных вечерах и концертах, выступал в Русских домах в предместьях Парижа. Любил кино, снялся почти в 30 фильмах, в том числе в картинах: «Пиковая дама» Я.Протазанова (1916) «Оживленная гостиница» (оригинальное название «На бойком месте») Ч.Сабинского (1916), «Идиот» Ж.Лампена (1945), «Montparnasse, 19» Ж.Беккера (1957), в «Аустерлице» А.Ганса (1960) сыграл роль М.И.Кутузова. На телевидении никогда не снимался.
В 1971 году театральная группа «Национальной организации витязей» подготовила к показу пьесу М.Булгакова «Иван Васильевич». Премьера состоялась в Париже 9 мая 1971 года и была приурочена к 80-летию со дня рождения М.А.Булгакова. Режиссерами спектакля выступили Вера Греч и Поликарп Павлов. Перед премьерой спектакля, 6 мая 1971 года, газета «Русская мысль» опубликовала статью Греч, в которой Вера Мильтиадовна рассказала подробности подготовки спектакля, отметив как главное то обстоятельство, что «молодежь играет по-русски, русскую пьесу в Париже». Зал «Сен-Пьер» в Нейи-сюр-Сен, где шла поставка пьесы Булгакова, не обладал оборудованием для быстрой смены декораций, поэтому после каждой сцены спектакля опускался занавес и, пока происходила перестановка реквизита, в зале играла композиция «Иван Грозный» С.Прокофьева. А в конце спектакля на сцену к артистам поднялась Ирина Ивановна Булгакова, племянница писателя (дочь Ивана Афанасьевича Булгакова), и вручила Вере Греч букет цветов с запиской: «Как в доброе старое время от юнкеров Булгаковых».
Премьера второго булгаковского спектакля «Витязей» — «Белая гвардия» — состоялась в ноябре 1974 года. Она была приурочена к 50-летию публикации романа «Дни Турбиных» и посвящена памяти В.М.Греч и П.А.Павлова, которые ушли из жизни в 1974 году (друг за другом, сначала Греч, а через месяц — Павлов), успев принять участие в начале подготовки спектакля.
Скончался Поликарп Арсеньевич Павлов 21 апреля 1974 года в Русском доме Шель под Парижем, где он проживал с женой. Похоронен в одной могиле с Верой Греч, на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Источники:
1. Васильев А., Лопато Л. Царица парижских кабаре. Москва: Альпина нон-фикшн, 2011.
2. Павлов Поликарп Арсеньевич // Российское зарубежье во Франции, 1919–2000: Биографический словарь: В 3 т. / Под общ. ред. Л.Мнухина, М.Авриль, В.Лосской. Т. 2. Москва: Наука; Дом-музей Марины Цветаевой, 2010.
В.Р.Зубова