Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что температура на экспозиции и выставках Музея около 20 °С.

145 лет со дня рождения Н.В.Валентинова

19 мая 2024 года — 145 лет со дня рождения Николая Владиславовича Валентинова (настоящая фамилия: Вольский, другие псевдонимы: Самсонов, Юрьевский; 19(07).05.1879 (по другим сведениям — 1880), Моршанск Тамбовской губернии, Российская империя — 26.07.1964, Ле-Плесси-Робинсон, Франция), публициста, философа, экономиста, социал-демократа. Из семьи присяжного поверенного, предводителя моршанского дворянства Владислава Казимировича Вольского, выходца из старинного польского дворянского рода Дуниных-Вольских. Мать Николая, Надежда Ивановна, происходила из семьи моршанских купцов, землевладельцев, коннозаводчиков Рымаревых, потомственных почетных граждан Моршанска.

Детство мальчика проходило в имении отца, а когда настало время учебы, он поступил в моршанское реальное училище. После окончания училища в 1896 году Николай отправился в столицу поступать в Горный институт.

Став студентом, вместе со многими из тогдашней учащейся молодежи был захвачен идеями марксизма. «Мы обеими руками хватали марксизм потому, что нас увлекал его социологический и экономический оптимизм, эта фактами и цифрами свидетельствуемая крепчайшая уверенность, что развивающаяся экономика, развивающийся капитализм (отсюда и внимание к нему), разлагая и стирая основу старого общества, создает новые общественные силы (среди них и мы), которые непременно повалят самодержавный строй со всеми его гадостями. Свойственная молодости оптимистическая психология искала и в марксизме находила концепцию оптимизма. Нас привлекало в марксизме и другое: его европеизм. Он шел из Европы, от него веяло, пахло не домашней плесенью, самобытностью, а чем-то новым, свежим, заманчивым. Марксизм был вестником, несущим обещание, что мы не останемся полуазиатской страной, а из Востока превратимся в Запад, с его культурой, его учреждениями и атрибутами, представляющими свободный политический строй. Запад нас манил. Наша группа сугубо читала всякие истории западной цивилизации и культуры, обозрения иностранной жизни в толстых журналах и тщательно искала всякие элементы западной струи в русской истории. Запад манил ценностями уже в нем существующими (парламент, свобода слова, собраний, печати, партий, союзов и т. д.), а еще больше тем, что в нем рождается, а силу и распространенность этого нового рождающегося социализма мы преувеличивали в громадной степени и сентиментально раскрашивали. Строй буржуазный, хотя бы культурный и свободный, нас, конечно, не удовлетворял (в нем нет социального равенства, социальной справедливости). Для нас неопровержимой истиной было, что только “социализация всех средств и орудий производства” изменит радикальным образом всё положение.

Добавлю, что уже в конце 90-х годов я лично не встречал никого, кто разделял бы народнический взгляд, что от самодержавного строя можно перейти к “высшему этапу” — строительству социализма, минуя “средний этап” буржуазно-капиталистическое общество...» (Встречи с Лениным, 1953).

Будучи студентом уже Петербургского технологического института, Николай Владиславович стал членом марксистского кружка, участвовал в стачках и забастовках, за что был исключен из института и выслан под гласный надзор полиции в Уфу, где проживал до 1900 года, работая в железнодорожных мастерских.

В 1900 году новоиспеченный марксист поступил в Киевский политехнический институт (Высшую техническую школу), а его революционная деятельность стала еще более осмысленной и активной. Волевой, азартный и физически сильный, он слыл превосходным оратором и человеком, который мог справиться с самым рискованным заданием, полученным от своей партии — РСДРП. В 1901 году он вновь был арестован за участие в демонстрации и провел полгода в Бутырской тюрьме. После освобождения из тюрьмы Николай Владиславович вернулся в Киев, где устроился корреспондентом «Киевской газеты» (1902–1903). В год раскола РСДРП он примкнул к большевикам (1903). В том же году его снова арестовали, содержали в тюрьме и только после 12-дневной голодовки выпустили на свободу (1904). Выйдя из тюрьмы, Николай Владиславович решил покинуть Россию.

Перейдя границу, он добрался до Женевы, где в то время находился В.И.Ленин. Будучи тогда «стопроцентным ленинцем» и «активнейшим большевиком», он стал его постоянным собеседником, правда, недолго. Псевдоним «Самсонов» (под этой фамилией он жил за границей) ему, кстати, придумал Ленин: библейский Самсон утратил силу вместе с волосами, а Вольский — вследствие голодовки. Однако симпатией Ленина молодой марксист пользовался лишь несколько месяцев, за это время обнаружились различия их взглядов и несходство характеров, а главное — отношение к философии, что послужило мотивом их разрыва. Николай Владиславович стремился дополнить марксизм теориями Э.Маха и Р.Авенариуса, а Владимир Ильич был категорически с этим не согласен и даже обвинял своего оппонента в ревизионизме и обскурантизме. Не принимая идейной нетерпимости большевиков, Николай Владиславович расстается с ними, считая, что служение революции, «общественному благу» не должно быть чувством долга, а должно быть чувством, которое можно выразить словами «я того хочу».

Вернувшись в Россию, он примкнул к меньшевистской группе и стал соредактором первой легальной социал-демократической газеты («Псковская газета»). В 1904–1905 годах он проживал нелегально в Харькове, а через какое-то время — в Москве. После подавления первой русской революции в 1905 году был сторонником бойкота Государственной думы. Вот тогда-то и взял он псевдоним «Валентинов» по имени своей жены, Валентины Николаевны, дочери известной народницы Олимпиады Григорьевны Лукьяненко (Алексеевой). В эти годы Валентинов возглавляет военную организацию меньшевистской Московской группы РСДРП. Однако, по собственному признанию, меньшевиком он был «плохим». В результате упорных размышлений о своих философских пристрастиях Николай Владиславович, наконец, сам признал себя ревизионистом, и тогда ему сразу стало морально настолько легче, словно он «вынул занозу из мозга».

Как политик, подводя итоги первой русской революции, Валентинов с 1907 года встал на позиции меньшевиков-ликвидаторов, отношение к которым у большевиков было непримиримым. Ленин, называл их «столыпинской рабочей партией», а также «мелкобуржуазными интеллигентами, посланными буржуазией нести либеральный разврат в рабочую среду». «Ликвидаторы — изменники марксизма и изменники демократии» (Там же).

В 1908 году Валентинов публикует книги «Философские построения марксизма» и «Э.Мах и марксизм», полагая по-прежнему, что «новая философия марксизма» может быть построена путем соединения принципов марксистского учения с «ценными сторонами» философских принципов «критического реализма» Р.Авенариуса и Э.Маха.

В межреволюционные годы Валентинов занимался, главным образом, публицистикой, активно печатался в периодических изданиях, включая такие влиятельные газеты, как «Киевская мысль» (1908–1911) и «Русское слово», в которой он был фактическим редактором (1911–1913).

С конца 1916 года он выступает за заключение сепаратного мира с Германией, поэтому расходится с меньшевиками, а окончательный разрыв с ними произошел летом 1917 года. В том же году Валентинов издал книгу «Революция и аграрная программа социалистов-революционеров» и с 1917 по 1918 год трудился уже в эсеровской газете «Власть народа». Октябрь 1917 года он не принял, и если политику Ленина в революцию 1905–1907 годов он считал «вреднейшей», то захват власти большевиками в 1917 году — «актом преступным».

Последующая политика военного коммунизма большевиков вызывала у него ярый протест, поскольку была, по его мнению, нежизненной, искусственно придуманной, противоречащей элементарным законам экономики. Однако с 1921 года, с началом новой экономической политики (НЭПа) в Советской России, отношение Валентинова к Ленину и историческим перспективам страны меняется: давний противник Владимира Ильича уже радуется тому, как постепенно снимаются со страны «удушающие ее обручи военного коммунизма». Обладая широкими познаниями в экономике и недюжинной энергией, Валентинов начинает активно сотрудничать с советской властью и в 1922 году поступает на работу в Высший совет народного хозяйства (ВСНХ), редактирует его орган — «Торгово-промышленную газету».

В 1928 году он отправляется в командировку в Париж, чтобы наладить выпуск на французском языке органа советского торгпредства под названием «Экономическая жизнь Советов». В 1930 году, когда в СССР шли аресты и готовился открытый процесс по делу «Союзного бюро меньшевиков», Валентинов перешел на положение эмигранта. Став эмигрантом, Николай Владиславович жил в Париже и вплоть до смерти работал на литературной ниве, публикуя свои статьи в эмигрантской периодике: в «Современных записках», «Новой России» Керенского, «Русских записках», в газете «Последние новости», в журналах «Народная правда», «На рубеже», «Новом журнале», «Социалистическом вестнике», «Мосты», в газетах «Возрождение», «Русская мысль» и «Новое русское слово».

В эмиграции Валентинов также участвовал в философской полемике так называемых «реалистов» и «идеалистов», резко критикуя «идеалистические» учения Е.Трубецкого, П.Струве, С.Булгакова и других оппонентов.

В 1956 году он издает книгу «Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Годы работы в ВСНХ во время НЭП. Воспоминания», которая по праву считается не только историко-мемуарным произведением, но и объективным научным документом о НЭПе (впервые была опубликована в России в 1991 году).

Скончался Николай Владиславович Валентинов 26 июля 1964 года в Ле-Плесси-Робинсон, недалеко от Парижа.

После смерти Валентинова, «блестящего писателя и широко образованного человека» (по словам Р.Б.Гуля) и «на редкость даровитого человека» (по оценке М.А.Алданова), остался большой архивный фонд, включающий 2,5 тысячи писем его друзей и соратников, в том числе Алданова, Г.Алексинского, Аронсона, Гуля, Кусковой, Руманова и других. Хранятся они в Гуверовском институте войны, революции и мира (Hoover Institution on War, Revolution and Peace. Library and Archives. N. Valentinov papers). Эти письма — тоже часть историографии, так как в них высказывались мысли, хотя и не опубликованные, но так или иначе свойственные части интеллектуального сообщества русского зарубежья.

См. публикации Н.В.Валентинова в каталоге библиотеки ДРЗ.


Источники:

Пустарнаков В.Ф. Николай Владиславович Вольский-Валентинов // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 1. С. 359–360.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок