70 лет со дня кончины Н.Б.Обухова

13 июня 2024 года — 70 лет со дня кончины Николая Борисовича Обухова (22(10).01.1892, Ольшанка Старосельского уезда, Курская губерния, Российская империя — 13.06.1954, Сен-Клу под Парижем, Франция), композитора-новатора, реформатора музыкального языка, теоретика музыки. Из семьи Бориса Трофимовича Обухова, потомка рода, славившегося военными и музыкантами, и его жены, Екатерины Александровны. Бабушка Николая по отцу, Елизавета Ильинична, внучка поэта Баратынского, обладала изумительным контральто, а дядя, Сергей Трофимович, профессиональный певец, был назначен директором Императорских театров в Москве. Двоюродная сестра Николая, Надежда Андреевна Обухова, стала знаменитой певицей.

Николай получил домашнее образование в Москве, где провел детские и юношеские годы. В семье много внимания уделялось музыкальному обучению детей, часто устраивались домашние концерты и музыкальные представления. В 6 лет мальчик играл на скрипке и на фортепиано, с 11 лет посещал оперу, отдавая предпочтение произведениям Р.Вагнера, М.Мусорского, Н.Римского-Корсакова. Тогда же он услышал музыкальные сочинения А.Скрябина и под его влиянием сам начал сочинять музыку.

В 19 лет, сдав экзамены в гимназии экстерном, Николай Обухов поступил в Московскую консерваторию, учился у композитора А.Ильинского. Однако учеба у него там не заладилась, и он решил продолжить ее в столичной консерватории. В 1913 году он был зачислен в класс теории и композиции М.Штейнберга и Н.Черепнина Петербургской консерватории.

В том же году Обухов женился на графине Ксении Дмитриевне Комаровской, фрейлине императрицы.

Творческий путь начал тогда же, создав собственную оригинальную систему 12 неповторяющихся на одной высоте звуков, которую он назвал «абсолютной гармонией», опередив, таким образом, на 8 лет Арнольда Шенберга с его «додекафонией». Однако, термин «додекафония» закрепился в теории музыки, а «абсолютная гармония» не прижилась.

В 1914 году Обухов упростил нотную запись, отменив знаки альтерации (диез и бемоль), уравняв все 12 звуков хроматической гаммы и предложив свои названия для черных клавиш фортепиано (lo — до-диез; t — ре-диез; ra — фа-диез; tu — соль-диез; bi — си-бемоль), и таким образом создал новую систему музыкальной нотации. Оба эти новшества были связаны между собой, как бы проистекая одно из другого.

В 1915 и в 1916 годах состоялись концерты Обухова в Малом зале Петербургской консерватории, организованные журналом «Музыкальный современник», на которых прозвучали только его сочинения. Публика встретила их по-разному.

В 1917 году Николай Борисович изобрел на родине электроакустические инструменты, названные Кристалл (состоящий из прозрачного материала с вибрирующими стеклянными шарами) и Эфир — предшественники знаменитого в будущем звучащего креста, инструмента, концепцию которого он в это время уже вынашивал.

В том же году из-за тревожных событий в Петрограде Обухов с семьей переехал в Крым, а через год эмигрировал во Францию. Проживал с женой и двумя сыновьями в Париже, где и по сей день хранится все его наследие. В 1918 году он впервые воплотил свои нововведения в литургической поэме «А Кровь», а позже и в поэмах «Агнец и наше раскаяние» (1918), «Пастырь и наше утешение» (1919) и «Да будет один Пастырь и одно стадо» (1921), все четыре — на слова К.Бальмонта.

В 1919 году он встретился с французским композитором Морисом Равелем, восхитившим его своей блестящей оркестровкой «Картинок с выставки» М.Мусорского, и высказал пожелание учиться у него оркестровке, а также показал ему свои сочинения. Равель был поражен услышанным и, помимо уроков и советов по оркестровке, не раз ходатайствовал перед издателями и другими заинтересованными лицами, чтобы помочь Обухову в его начинаниях.

Основной жанр раннего периода творчества композитора — это цикл фортепианных миниатюр, в которых он использовал свои музыкальные наработки. Фортепианная миниатюра стала как бы своего рода творческой лабораторией музыканта. Ведь Обухов, как Рахманинов и Скрябин, получил образование по двум специальностям: фортепиано и композиции и был блестящим пианистом. Даже в конце 1920-х годов, когда он сосредоточился на камерно-инструментальных и симфонических сочинениях, фортепиано часто играло в них доминирующую роль.

В своем эссе «Эмоции в музыке» (1927) композитор отрицает последовательное контрастное сопоставление мажора и минора, поскольку оно не только устарело, но и передает слишком «простые» эмоции. Смешанные сложные эмоции, согласно его теории, подразумевают под собой смешанную сложную гармонию, сочетающую в себе самые разные элементы.

Основой для эстетики Обухова, в том числе и в отношении фортепиано, служило, по его мнению, мистическое религиозное сверхискусство, сутью которого было достижение более высокой ступени развития человечества путем прорыва в иной мир, в иное состояние сознания, полученное через сильнейшее эмоциональное потрясение. Такой прорыв в иное состояние, иначе говоря, сверхсознание, могло дать только «сверхпроизведение». Для Обухова таким сверхпроизведением стала оратория «Книга жизни», которую он сочинял на протяжении всей своей жизни, но так и не завершил.

Став создателем собственной эстетической концепции со своеобразным языком и символикой с мистическим уклоном, Обухов именовал себя то Николаем Иступленным (Nicolas l’Extasié), то Николаем Просветленным (Nicolas l’Illuminé), имел собственную анаграмму NE (NI), вводил самого себя в качестве одного из действующих персонажей в свои произведения, что не могло не вызывать раздражения современников. Недаром почти каждая премьера его сочинений сопровождалась скандалом, как в Петербурге, так и в Париже. В самом деле, уход в мифотворчество в искусстве, в эпоху, когда оно перестало быть «современным» и модным, расценивался как вызов «общественному вкусу». Также не нравились и критике, и публике такие его исполнительские приемы, как большое глиссандо по всей клавиатуре, удары кулаком по клавишам, продолжительные паузы посреди сочинения, резкое противопоставление динамики от пяти форте до пяти пиано. И в вокальных партиях Обухов вводил совсем не характерные для музыки тех лет звуки: крик, свист, шепот, бормотание, стремясь создать нужный ему акустический эффект. Все это воспринималось и тогда, и потом, как вызов сложившемуся музыкальному вкусу, как провокация. Однако для самого Обухова это был его естественный язык, и все эти исполнительские приемы были ему необходимы для выражения идеи сверхискусства…

Музыка Обухова, в том числе и фортепианная, в своей основе содержит язык символов. Это не только музыкальные, но также и словесные, и цветовые, и графические, а даже математические символы. Обухов под влиянием идей Скрябина мечтал о синтезе всех искусств и о введении новых элементов в музыку: осязательного, обонятельного, вкусового. С символикой Обухова прямо связана его новая нотация, а также форма в виде «сверхпроизведения» — оратории «Книга жизни». Первый показ части «Книги жизни» состоялся весной 1925 года в салоне мадам Рене Дюбо при содействии журнала La Revue Musicale. Автор представил фрагменты для голоса и фортепиано, сам исполнял фортепианную партию и делал необходимые комментарии. А первое публичное исполнение Пролога к «Книге жизни», организованное Теософским обществом, состоялось 15 июня 1925 года. В июне 1926 года Пролог к оратории был исполнен на сцене Национального театра оперы и балета, большим симфоническим оркестром дирижировал С.Кусевицкий.

В 1930-е годы концерты Обухова уже сопровождались электроакустическим звучащим крестом (Croix Sonore), инструментом, изготовленным в 1929 году. Он представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещен алмаз. Звук возникал при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменялись и громкость, и высота звука (надо признать, что за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован советским изобретателем Львом Терменом, его инструмент назывался терменвокс, но конструкция у него была другая).

Сочинения для звучащего креста Обухова — «Всемогущий благословляет мир», «Вечная жизнь», «Коронация» и другие — были с большим успехом исполнены в феврале 1934 года в Брюссельской консерватории, а 15 мая 1934 года — в зале «Гаво». В концертах принимали участие певицы Сюзанна Бальгери, Луиза Мата и пианистка Мария-Антуанетта Оссенак де Бройль, овладевшая в совершенстве игрой на кресте, ставшая убежденной последовательницей и сотрудницей Николая Борисовича.

В эти годы Обухов проживал в Париже, в небольшой квартирке со своей женой, сочинял музыку и писал о своей гармонической и нотной системе. Чтобы облегчить его жизнь, Мария-Антуанетта предоставила ему дом и финансовую поддержку. В октябре 1934 года в Италии при содействии Института Рима был снят фильм о звучащем кресте. А в феврале 1935 года состоялась научная конференция под названием «От Бетховена к Обухову».

К числу важнейших событий в биографии композитора можно отнести также исполнения сочинений «Всемогущий благословляет мир» в ночь на 14 июля 1936 года у гробницы с останками солдат, погибших в битве при Вердене, и «Всемирный гимн», прозвучавший на международной выставке в Париже в 1937 году.

«Третий и последний завет», написанный композитором в 1946 году для пяти голосов, звучащего креста, органа, двух фортепиано и оркестра, — последнее его законченное сочинение. В 1947 году выходит из печати его «Трактат о гармонии тональной, атональной и тотальной» (Traité d’harmonie tonale, atonale et totale) с предисловием композитора А.Онеггера, взявшего на вооружение все новшества Обухова.

В конце 1949 года с Николаем Обуховым случилась беда: когда он возвращался поздно ночью домой, на него напали грабители, избили и похитили портфель, в котором находилась бесценная рукопись партитуры «Книги жизни». Композитор попал в больницу. Пережив, видимо, тяжелое потрясение, он с тех пор больше ничего не сочинял.

Николай Борисович Обухов ушел из жизни 13 июня 1954 года. Похоронен на городском кладбище в Сен-Клу.

Каталог произведений Николая Обухова включает множество сочинений для фортепиано, голоса, хора, две вокально-симфонические партитуры — Пролог к «Книге жизни» (1925) и «Третий и последний завет» (1946), также ансамблевые сочинения с участием звучащего креста, Кристалла, но всегда в сопровождении фортепиано.

Звучащий крест впоследствии таинственным образом исчез из собрания парижской Оперы. По преданию, в середине креста был вмонтирован алмаз, что и объясняет причину пропажи.

Известно также, что грандиозная по своим масштабам, но не законченная партитура оратории «Книга жизни», которая должна была исполняться всю Пасхальную ночь и следующий за ней день, так и не была найдена. Сохранился только ее клавир для двух фортепиано, он находится в Национальной библиотеке в Париже.

Во Франции проводится конкурс музыкантов имени Николая Обухова, а с 1957 года по инициативе Артура Онеггера была учреждена и премия имени Обухова за лучшее произведение, написанное в новой нотации.

В 1970-е годы была предпринята попытка реконструкции партитуры «Книги жизни», отдельные ее части были записаны на пластинку. Из более чем 50 музыкальных сочинений Обухова изданы лишь несколько. С 2000-х годов сочинения композитора стали чаще присутствовать в программах музыкальных концертов в Европе (Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция). Среди его исполнителей — пианистки Нино Баркалая, Джени Лин, фортепианный дуэт Изабель и Флоранс Лафитт, пианисты Джей Готтлиб и Александр Райхельсон, оркестры под управлением Рейнбаха де Леу, Паскаля Рофе и другие.

В России произведения Николая Обухова в 2010 году вошли в программу музыкального «Московского форума».

Источник:

Польдяева Е. Послание Николая Обухова: Реконструкция биографии. М.: Русский путь, 2008.

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок