Уважаемые посетители! Обращаем внимание, что температура на экспозиции и выставках Музея около 20 °С.

55 лет со дня кончины Ф.И.Захарова

28 августа 2023 года — 55 лет со дня кончины Федора Ивановича Захарова (30(18).04.1882, Астрахань, Российская империя – 28.08.1968, Нью Йорк, США), художника-живописца, графика, педагога. Из семьи фабричного рабочего. Вскоре после рождения сына семья Захаровых переехала в Москву. О детстве и отрочестве Федора нет никаких сведений. Его биография начинается с 1910 года, когда Захаров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Однако его не окончил, покинув учебное заведение в 1912 году с самым низшим званием учителя рисования. Среди его учителей был Леонид Пастернак, отец поэта Бориса Пастернака.

Где и кем работал Захаров после ухода из училища — неизвестно, но в художественных выставках Москвы он принимал активное участие. В 1912–1916,1918 и 1922 годах он представлял свои картины на выставках Московского товарищества художников (МТХ) почти до его закрытия в 1924 году. Среди известных художников-участников выставок МХТ были В.Бубнова, Д.Бурлюк, М.Врубель, А.Головин, Н.Гончарова, В.Кандинский, К.Коровин, М.Ларионов, В.Поленов и другие. В 1913 и 1922 годах Федор Захаров участвовал в выставках объединения «Мир искусства», а в 1916, 1917 и 1922 годах — в выставках Союза русских художников (СРХ), членом которого он стал. Художник представил также свои работы 3 мая 1923 года на «Весенней выставке», ставшей последней в существовании СРХ, после которой идеи Союза русских художников продолжили Ассоциация художников Революционной России (АХРР), «Искусство движения», «Маковец» и «Объединение художников-реалистов», а Захаров продолжил выставлять свои картины на выставках АХРР и «Красная армия».

В 1918–1920 годах Федор Иванович преподавал в «Государственных свободных художественных мастерских» (ГСХМ). К этому времени он стал уже известным художником, у него в 1915 году несколько гравюр приобрел Румянцевский музей, покупали его картины и Третьяковская галерея, и провинциальные музеи. Увлекался Захаров тогда и книжной графикой: иллюстрировал берлинское издание пушкинского «Графа Нулина», вышедшее в 1922 году, а также исполнил несколько книжных знаков, которые были показаны в 1926 и 1928 годах на выставках экслибриса в Ленинграде, когда он уже осел в Нью-Йорке и стал гражданином США.

За рубежом Федор Захаров оказался из-за выставки русского искусства, которая должна была проходить в Нью-Йорке в марте — апреле 1924 года под покровительством Чарльза Крейна, состоятельного бизнесмена, филантропа и основателя русистики в Америке. Оргкомитет выставки представляли С.Виноградов, И.Грабарь, Ф.Захаров, К.Сомов, И.Сытин и И.Трояновский. Возглавлял его Игорь Грабарь. В выставке участвовали примерно сто художников от «мирискусников» до футуристов, представивших более тысячи своих работ. Сначала члены комитета выехали в Лондон, оттуда 15 января 1924 года прибыли на пароходе в Нью-Йорк. Выставка проходила в Нью-Йорке в Гранд-Сентрал-Пэлас (Grand Central Palace). Федор Иванович подготовил для этой выставки афишу (два варианта), комитету больше понравился вариант афиши, выполненный по мотивам Б.Кустодиева «Извозчик». На этой выставке Захаров удачно продал ряд своих работ, в том числе живописные портреты В.Васнецова и П.Эттингера, и его уговорили остаться в Америке.

В том же году художник провел свою персональную выставку уже в Филадельфии. А проживал он в Нью-Йорке, где в основном писал заказные портреты. По просьбе Чарльза Крейна художник написал портреты его самого, жены, дочери и других родственников. Оценив талант художника, американский бизнесмен охотно знакомил Захарова с будущими заказчиками из высшего света, расширяя его клиентуру.

В 1925 году Захаров принял участие в русском отделе «Международной выставки современной живописи в Питтсбурге». В 1928 году за картину «В мечтах» на 123-й выставке Пенсильванской академии художеств получил премию Липпинкота. В 1933 году состоялась его персональная выставка в Париже, в 1934 году — в Нью-Йорке. А в 1937 году он удостоился почетного приза публики на биеннале в галерее Коркоран в Вашингтоне за картину «Балерина», в 1941 году — за «Свет и тени» на выставке Национального клуба искусств, а в 1962 году — за «Газету» в Лиге американских художников-профессионалов.

В 1965 году состоялась ретроспективная выставка его работ в музее Роли (штат Северная Каролина), организованная супругами Бэбкок. С Уинифредом Бэбкоком, крупным банкиром и покровителем искусств, заказавшим свой портрет, а также портреты жены и дочери, у Захарова возникла прочная и нежная дружба. Они переписывались на протяжении четверти века.

Работы художника стремились приобрести и представители деловой элиты Америки, и иностранные дипломаты, и деятели культуры и шоу-бизнеса. Представлено творчество Федора Ивановича и в художественной коллекции Белого дома.

Федор Иванович так и не обзавелся семьей в Америке, к своим картинам он относился с нежностью, называя их «мои дети». Свой стиль художник определил так: «Я не реалист, я пишу жизнь. Искусство для меня не наука, которая зависит от техники. Искусство не философия, которая зависит от слова для ее понимания; как религия есть аристократизм поведения — искусство есть аристократизм чувства. Если чувство достигнуто — это будет видно в произведении. Каждый художник имеет свой собственный язык; цвета и кисти описывают, что он видит и чувствует» (Цит. по: [2]).

В некрологе «Памяти Ф.И.Захарова» проф. Павел Семенович Гальцов, член-учредитель Русской академической группы в США, член Американской ассоциации научного прогресса и Нью-Йоркской академии наук, вспоминал: «В жаркий летний день 1926 г. в мою лабораторию морской биологии в Вудс Холе зашел скромно одетый, невысокого роста человек с небольшими усиками и круглыми выразительными глазами. “Я — Захаров”, отрекомендовался пришедший, “живу здесь уже две недели и только что узнал про Вас и зашел познакомиться, да и поговорить захотелось на родном языке”. <…> Федор Иванович был неутомимым художником. Он не расставался с папкой, в которой он носил запас бумаги для эскизов и все время делал наброски окружающей его жизни. Его альбом скэтчей, сделанных на железной дороге, на палубе парохода, на вокзале и поездах и т.д., содержал сотни интереснейших рисунков. Студия в Нью-Йорке была заставлена законченными картинами в разных степенях готовности. К концу его жизни многие картины были проданы, и его репутация как художника была твердо установлена. Тяжелая болезнь, приковавшая его к постели, и частичная слепота омрачили последние месяцы его жизни» [1].

Скончался Федор Иванович Захаров 28 августа 1968 года. Похоронен на кладбище в Ново-Дивееве.

23 августа 2016 года в Нью-Йорке, в центре Манхэттена, в стенах аукционного дома Bonhams на Мэдисон-авеню, прошла выставка живописных и графических работ Федора Захарова. Организатор выставки, Елена Харбик, международный директор русского отдела Bonhams, отмечала в интервью журналисту Олегу Сулькину: «Какая-то историческая несправедливость витает над судьбой Захарова. Многие русские художники, уехавшие примерно в те же годы, как и он, но не в Америку, а в Европу, получили широкую известность и признание. Он же практически неизвестен. Я буквально вымолила для показа в Нью-Йорке эту коллекцию у наследников семьи Бэбкок, чтобы показать его творческое наследие во всей полноте. Его талант этого заслуживает».

Источники:

1. Гальцов П. Памяти Ф.И.Захарова // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1968. 28 сент. № 20291. С. 3.

2. Федор Иванович Захаров: Известный художник // Новое русское слово (Нью-Йорк). 1968. 1 сент. № 20264. С. 7.

(Визуальный ряд подготовлен по материалам открытых источников.)

В.Р.Зубова

Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок