55 лет со дня кончины Н.А.Лисенко

24 июня 2024 года — 55 лет со дня кончины Натальи Андреевны (Андриановны) Лисенко (Лысенко) (10.08.1886, Николаев Херсонской губернии, Российская империя — 24.06.1969, Кормей-ан-Паризи, Франция), артистки театра, звезды немого кино. Из старинного казацкого рода Лисенко (Лысенко). Ее дед по линии отца, Виталий Романович, полковник Орденского кирасирского полка, был женат на Ольге Еремеевне (урожденной Луценко), происходившей из полтавских помещиков. Все офицеры Орденского полка набирались из числа георгиевских кавалеров. В Отечественную войну 1812 года полк блестяще подтвердил репутацию одного из храбрейших полков Российской императорской армии, заслужив своими решительными и отважными действиями при Шевардино, Бородино и Красном Георгиевские трубы (серебряные музыкальные инструменты).

Отец Натальи, Андрей Витальевич, служил корабельным врачом сначала на Балтийском, потом на Черном море, плавал на кораблях «Тамань», «Буг», «Петербург», на шхуне «Саун-Су»… Побывал во многих странах мира, был отмечен многими наградами. Однако в 1883 году по состоянию здоровья был уволен с флота и перебрался с семьей в Знаменку, узловую железнодорожную станцию, где занял должность главного врача местной больницы.

Годы рождения Натальи Андреевны исследователи называют разные: 1880, 1884 и 1886, а число одно и то же. В статье указана та дата рождения, что и в кладбищенских документах. Место рождения — Николаев — вполне возможно, так как в 1873 году было открыто железнодорожное движение от Знаменки до Николаева.

С детских лет Наталья Андреевна росла в культурной среде, дядя, старший брат отца, Николай Витальевич, был известным композитором и пианистом, он обучал ее игре на фортепиано, а бабушка — французскому языку, которым свободно владела. И все же семья решила отправить Наталью в Одессу, в пансион для девочек за казенный кошт. Однако после домашней свободы, музыкальных занятий с дядей и прекрасного французского языка бабушки она там затосковала и просила забрать ее из пансиона.

Отец внял жалобам дочери, забрал ее и отвез в Москву, где Наталья Андреевна поступила в открывшуюся Студию Московского художественного театра, которую окончила в 1904 году.

Выйдя замуж за актера Николая Радина, она работала с ним в провинциальных русских театрах, правда, недолго. Расставшись с мужем, вернулась в Москву, сначала выступала на сцене Драматического театра Корша, затем играла в театре Соловцова в Киеве (1909–1912).

В 1913 году Наталья Лисенко приняла предложение Владимира Суходольского и перешла в его театр, где познакомилась с Иваном Мозжухиным, имевшим уже тогда репутацию успешного артиста не только театра, но и кино, за плечами которого были четыре года работы на кинофабрике Александра Ханжонкова. С его легкой руки она стала киноактрисой. Иван Мозжухин был моложе Натальи Лисенко на девять лет, что не помешало ей выйти за него замуж в 1915 году.

К этому времени вышел на экраны ее первый фильм «Катюша Маслова» режиссера П.И.Чардынина по роману Л.Толстого «Воскресение». За ним последовали «На окраинах Москвы» (1915), «Нищенка» («Подайте Христа ради ей», 1916), «Без вины виноватые» (1916), «Сатана ликующий» (1917), «Прокурор» (1917), «Кулисы экрана» (1917) и другие, сделавшие Лисенко звездой экрана.

Во время Первой мировой войны супружеская пара в составе театра Ермольева принимала участие в гастрольных поездках по тылам и госпиталям воюющей России.

За роковым 1917 годом последовала Гражданская война и победа большевиков. Преодолев немыслимые препятствия и даже арест, И.Мозжухин и Н.Лисенко смогли попасть в Крым, откуда в феврале 1920 года на греческом товарном судне «Пантера» с несколькими артистами и работниками студии «Товарищество И.Ермольева» покинули Россию.

20 марта 1920 года в Константинополе состоялось открытие «Русско-американского синематографа» для показа «кинокартин из русской жизни, известнейших шедевров русской литературы и искусства». На синематографе была представлена, кроме других, кинокартина «Тайна королевы» Я.Протазанова с участием И.Мозжухина и Н.Лисенко, снятая в Ялте. Пресса отмечала, что этой картиной кинематографом была достигнута та вершина, до которой он никогда не поднимался.

В апреле 1920 года группа отправилась в Марсель, а в начале мая — в Париж, где Иосиф Ермольев в арендованном павильоне фирмы «Братьев Пате» в восточном пригороде Парижа Монтрей-су-Буа (где, кстати, в свое время находились студии братьев Люмьер) развернул собственные съемки, учредив акционерную компанию «Русское кинематографическое общество И.Н.Ермольева и Ко.» (La Société Ermolieff-Cinéma) с уставным капиталом в миллион франков, сохранив за собой 70 % акций. Главным пайщиком предприятия стал одесский банкир Александр Каменка. В июне и июле 1920 года в Париже состоялись показы ермольевских фильмов «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918) (из десяти негативов лучших фильмов фирмы, которые удалось эвакуировать при отъезде из Ялты). В последнем главные роли исполняли Мозжухин и Лисенко. В середине 1922 года Иосиф Ермольев переехал в Германию. За два года его пребывания в Париже на студии было поставлено одиннадцать фильмов.

После отъезда Ермольева студию возглавили его компаньоны Александр Каменка, который оказал компании необходимую финансовую помощь, и Ной Блох. Они переименовали киностудию, назвав ее «Альбатрос», согласно распространенной легенде, по которой пароход с русскими беженцами, приплывший во Францию, имел такое же название.

На «Альбатросе» Иван Мозжухин по-прежнему оставался ведущим актером, а его жена Наталья Лисенко часто была его партнершей и снялась в фильмах «Дитя карнавала» (L’Enfant du carnaval, 1921) и «Костер пылающий» (Le Brasier ardent, 1923) И.Мозжухина, «Правосудие прежде всего!» (Justice d’abord!, 1921) Я.Протазанова, «Бури» (Tempêtes, 1922) Р.Будриоза, «Дикарка» (La Fille sauvage, 1922) А.Этьевана, «Ночь карнавала» (Nuit de carnaval, 1922) и «Голгофа любви» (Calvaire d’amour, 1923) В.Туржанского, «Кин» («Кеаn», 1924) и «Мимолетные тени» (Les Ombres qui passent, 1924) А.Волкова, «Лев Моголов» (Le Lion des Mogols, 1924), «Афиша» (L’Аffiche, 1925), «Двойная любовь» (Le Double amour, 1925) Ж.Эпштейна и так далее.

В 1924 году Наталья Лисенко также преподавала в парижской Студии кинематографического творчества и вела там практические занятия.

В 1927 году Мозжухин и Лисенко расстались. Иван Ильич, заключив контракт с компанией Universal Pictures, уехал в Голливуд, а Наталья Андреевна осталась в Париже, входила в труппу Русского театра (дирекция К.Я.Григоровича-Тинского и Н.П.Литвинова) (1927). В 1928 году с Пражской группой МХТ выступала на гастролях в Польше. В 1931 году играла на подмостках Русского зарубежного камерного театра. В 1933 году Лисенко вошла в правление вновь созданного Русского камерного театра, выступала с сольными концертами в Париже и играла в его спектаклях (1931–1934), а также в спектаклях Русского драматического театра (1936–1937).

Все эти годы она участвовала в Днях русской культуры, благотворительных концертах, вечерах Тургеневского артистического общества, Одесского землячества, выступала на вечерах, организованных журналами «Иллюстрированная Россия», «Кинотворчество», и продолжала сниматься в кино, правда, все реже и реже с появлением звукового кино. Звук стал непреодолимым препятствием для звезды немого экрана. Ей мешали и тембр голоса, и неистребимый малороссийский акцент. В 1930-е годы с ее участием вышли фильмы «Тысяча вторая ночь» (La mille et deuxème nuit, 1933) A.Волкова, «Цыганские ночи» (Nuits de tziganes, 1930) M.Л'Эрбье, «Пиковая дама» (La Dame de pique, 1937) Ф.Оцепа, «Жирный теленок» (Le Veau gras, 1939) С. де Полиньи.

Последние годы Наталья Андреевна провела в Русском доме в Кормей-ан-Паризи, где иногда выступала перед пансионерами.

Скончалась Наталья Андреевна Лисенко по кладбищенским данным 24 июня 1969 года. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Источники:

Лисенко Наталья Андреевна // Российское зарубежье во Франции. 1919–2000: Биографический словарь: В 3 т. / Под общ. Ред. Л.Мнухина, М.Авриль, В.Лосской. Москва : Наука ; Дом-музей Марины Цветаевой, 2008–2010.

В.Р.Зубова


Мы используем файлы Cookies. Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов Cookies
Ок